Сегодня меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Исходя из этого, начинаем проектировать урок.
1 этап - определение типа урока. Отвечаем на вопрос: зачем в структуре изучаемой темы нужен этот урок и выбираем, какой это урок.
v Вводный урок
v Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности
v Урок по закреплению знаний и способов деятельности
v Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности
v Урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности
v Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности
Замысел урока отражается, прежде всего, в его целях. Какова ведущая цель урока, которая определяет всю его логику.
А именно:
• какова обучающая цель
• воспитывающая
• коррекционно-развивающая
Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Если раньше ведущей целью было формирование ЗУН, то с реализацией новых стандартов ведущая цель: развитие личности.
Процесс целеполагания – процесс трудоемкий. Поэтому главная задача–это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика.
При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы,
как будто ученик:
• сам себе их поставил
• они понятны ему
• очевидны
• «с интересом и охотой усвояемы». (С.И.Гессен)
Основными характеристиками целей сегодня являются
конкретность
привлекательность / побудительность
достижимость
Задача каждого из нас – выйти на максимальное КПД (конкретность, привлекательность, побудительность)
Представление целей системой задач.
• Учитель определяет, какие знания, умения, возможно и навыки приобретёт (закрепит, обобщит) каждый ученик в течение этого урока.
• При этом продумывает,
- Как достичь результативности работы каждого обучающегося в достижении планируемых результатов, УУД;
- Как формировать у обучаемых самостоятельное, творческое мышление, инициативу, желание учиться;
- Как достичь эффективности урока в реализации задач духовно-нравственного воспитания;
- Как построить деятельность учителя по развитию деятельности ученика.
Определяем начальные условия:
- Какие представления и знания обучающиеся уже имеют по изучаемой теме к данному моменту?
- Какими умениями и навыками владеют?
- Какие нормы и смыслы у них сформированы?
Данная работа позволит уточнить систему задач и организовать, при необходимости, вводное повторение.
С учётом поставленных целей учитель отбирает содержание урока. Особенностью содержания современного урока является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий. При этом необходимо определить:
· что учитель расскажет сам;
· что ученики изучат самостоятельно;
· какие вопросы поставит учитель;
· какие задания предложит;
· как будет контролировать процесс усвоения
И при этом помним, каковы основные критерии работы с содержанием.
Что расскажу?: что изучат самостоятельно?: Какие задам вопросы?: Какие задачи предложу?: Как буду контролировать процесс усвоения?
• Это соблюдение принципов дидактики. Необходимо сверять с ними основные положения проекта урока и процесса его реализации.
· Выделение объекта прочного усвоения. К главному, существенному относятся: основные понятия, категории, законы, формулы, ведущие воспитательные идеи учебного материала.
Вместо старого подхода «чем больше, тем лучше»- новый - выделение объекта прочного усвоения.
· Учитель продумывает ценностные основания выбора содержания.
Ценности – это то, чем человек дорожит, из чего исходит в своих оценках других людей, себя самого. Это нравственные идеалы того культурного общества, в котором мы живем.
· Стремление учителя помочь детям раскрыть личностный смысл любого изучаемого материала.
(Многие дети не стремятся хорошо учиться потому, что не понимают, зачем им нужны те или иные знания.)
Следующий этап проектирования – это обоснованный выбор оптимального сочетания методов обучения.
При выборе метода необходимо знать, как методы связаны с задачами урока. Ведь каждая задача решается не любыми, а совершенно конкретными методами или их сочетанием.
Существует следующая их классификация:
• по виду передачи и восприятия учебной информации;
• по степени педагогического управления деятельностью учащихся со стороны учителя;
• по основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе урока;
• по логике изложения и усвоения учебного материала;
• по характеру учебно-познавательной деятельности.
Давайте сравним. Если раньше - восприятие новой информации через наблюдение и слушание, то с введением новых стандартов - построение гипотез относительно способа разрешения проблемных ситуаций.
Для достижения современных целей образования, воспитания и развития школьников применяются новые методы обучения: например, проблемно-поисковый (продуктивный метод обучения).
Изучение материала должно проводиться не на основе монолога учителя, а на основе: эвристической беседы, дискуссии, диспута, диалога, исследования.
Существуют различные приёмы эффективного урока. Вот некоторые из них. Многие знакомые и активно используются учителями.
« Корзина» идей, понятий, имен… Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Все методы имеют слабые и сильные стороны. Наконец, возможности детей тоже диктуют приоритетность в выборе метода. При новых требованиях к анализу оценивать не сами применяемые методы, а обоснованность их применения.
Давайте поговорим о формах проведения урока.
В какой форме наиболее полно реализуются выбранные методы.
Необходимо сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.
Нетрадиционные типы урока.
• Урок- викторина
• Урок- поиск
• Проектный урок
• Урок-экскурсия
• Урок – экспедиция
• Урок без учителя
• Стихотворно-музыкальный урок
• Урок пресс- конференция
• Урок взаимообучения
• Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры)
• Интегрированные уроки
• Урок – фантазия
• Урок – сказка
• Урок- спектакль
Разработка структуры урока.
1.Организация
2. Проверка выполнения д/з
3.Подготовка учащихся к работе на основном этапе (актуализация, целеполагание, мотивация)
4. Усвоение новых знаний и способов деятельности
5. Первичная проверка понимания изученного
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности
7. Применение знаний и способов деятельности
8. Обобщение и систематизация знаний
9. Контроль и самоконтроль
10. Коррекция знаний и способов деятельности
11. Информация о Д/З
12. Подведение итогов
13. Рефлексия
Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.
· технология личностно-ориентированного обучения
· дифференцированное обучение
· технология проектной деятельности
· развитие критического мышления
· игровые технологии
· икт
· здоровьесберегающие технологии
Следующий этап при проектировании урока-
• отбор средств обучения. дидактические материалы, демонстрационные материалы, УМК, компьютерная техника с программным обеспечением, мультимедийные ресурсы, образовательные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ, учебный кабинет как средство обучения)
Только обоснованное, целесообразное, рациональное и комплексное использование тех или иных средств обучения. Применение каждым учителем средств оправдано тогда, когда оно экономит силы учителя и учеников, экономит время урока (дефицитный ресурс), улучшает восприятие учебного материала и позволяет осуществить контроль за тем, что усвоено, а что нет. Нужно помнить, что чрезмерная наглядность тормозит развитие абстрактного мышления.
Планируя использование мультимедийных ресурсов и работу на компьютере, необходимо помнить о соблюдении санитарно-гигиенических требований к организации УП.
Следующий этап – рефлексия деятельности.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. Если раньше мы осуществляли контроль и самоконтроль усвоения нового материала, то по новым стандартам - самооценка, рефлексия результатов деятельности, т.е. умение оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений.
Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие. Учитель ставит вопросы:
· Какую задачу ставили?
· Удалось решить поставленную задачу?
· Каким способом?
· Какие получили результаты?
· Что нужно сделать ещё?
· Где можно применить новые знания?
По возможности дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объёму) для разных групп учащихся; с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими.
Вот такой кластер по итогу изложения материала можно составить.
Вспомним, о чём говорили.
• определили цели и задачи;
• отобрали содержание урока;
• выбрали формы и методы;
• провели рефлексию и вышли на результат, который планировали в целях и задачах.
Итак, грамотный, технологичный, профессиональный, современный урок спроектирован.
Однако урок - это ещё и отношения между людьми.
Поэтому, мы должны продумать, как поддержать психологический комфорт и атмосферу взаимодействия.
Если раньше учитель: носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер, а ученик: объект деятельности учителя, то с введением стандартов второго поколения ф ункции учителя: организатор, сотрудничество, консультант, а позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.