Стадия «ВЫЗОВА»
- Как Вы думаете, что такое КТП?
(Мозговой штурм – запись на доске)
II часть. Стадия «СОДЕРЖАНИЯ». Лекция по теме учебного занятия:
1. Сущность КТП, его структура.
2. Варианты КТП.
III часть. Стадия «РЕФЛЕКСИИ». - Продолжите предложение «Сегодня на уроке для меня было самым сложным - …»
Д./з. Материал учебного занятия. Составление одного из разделов календарно-тематического плана по учебному предмету.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ К ТЕМЕ
Календарно-тематический план (КТП) - это учебно-методический документ, составленный на основании рабочей программы дисциплины, рабочего учебного плана и календарного учебного графика. В нем раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, распределение учебного времени по разделам и темам дисциплины.
С помощью КТП учитель планирует образовательный процесс по своей дисциплине, выстраивает ход изучения теоретического материала, выполнения практических заданий и лабораторных работ, четко распределяет время на изучение необходимого материала и для освоения умений и навыков.
Назначение календарно-тематического плана:
- распределить содержание учебного материала, предусмотренного программой, по учебным занятиям;
- заранее спланировать формы и виды учебных занятий, лабораторные и практические работы, экскурсии, деловые игры, учебные конференции т. п.;
- определить объем домашних заданий, их равномерное распределение;
- определить задания и контроль домашней работы;
- подготовить нужные средства обучения (книги, наглядные пособия, учебно-методические материалы и средства обучения).
Форма, структура, бланк календарно-тематического плана учебной дисциплины могут быть различными, разрабатываться образовательным учреждением и определяться локальным документом (положением о календарно-тематическом планировании).
Структурными компонентами календарно-тематического плана являются:
• титульный лист плана;
• сетка распределения времени, которая может включать:
- наименование разделов и тем программы;
- распределение количества часов по учебному плану (максимальная нагрузка, самостоятельная работа, аудиторная работа, лабораторные работы, практические занятия);
• план, который может включать следующие наиболее целесообразные разделы:
- номер учебного занятия;
- тема занятия;
- количество часов (сколько из них на внеадиторную самостоятельную работу);
- форма и вид занятия (урок (усвоения зун, закрепления зун, комбинированный и т. д.), лекция, семинар, лабораторная работа, практическое занятие);
- учебно-наглядные пособия, технические средства обучения;
- домашнее задание;
- задание для самостоятельной работы, рекомендуемая литература для самостоятельной работы. Календарно-тематический план включает также указание лабораторных работ и практических заданий.
Титульный лист отражает:
• наименование учебного заведения;
• гриф утверждения календарно-тематического плана заместителем директора учебного заведения по учебной работе;
• наименование дисциплины;
• наименование специальности и отрасли подготовки;
• фамилия, имя, отчество преподавателя;
• количество часов, отведенных на изучение дисциплины (предмета) по учебному плану (по четвертям/триместрам).
Календарно-тематический план составляется учителем, обсуждается на заседании методического объединения учителей начальных классов и утверждается заместителем директора образовательного учреждения по учебной работе. Календарно-тематический план разрабатывается и утверждается ежегодно. После этого допускается использование календарно-тематического плана в организации учебного процесса.
При планировании КТП необходимо обратить внимание на виды и типы уроков
Основные типы уроков (по ведущей дидактической цели) в свете требований ФГОС имеют ряд особенностей:
- для компетентностно-ориентированного урока характерны гибкость и вариативность структуры, в основе урока могут быть элементы лабораторных и практических работ, активные методы творческой деятельности, исследовательская деятельность и т. д.;
- в организации урока осуществляется взаимосвязь и взаимопроникновение основных звеньев учебного процесса: на уроке осуществляется синтез повторения и контроля ранее пройденного с изучением нового учебного материала, новый учебный материал не только изучается, но и применяется и закрепляется на практике;
- объяснение преподавателем нового учебного материала сменяется работой всей группы, индивидуальной и групповой самостоятельной работой обучающихся по освоению новых знаний, отработке умений, способов деятельности и т. п.;
- изменяются место и функции отдельных методов обучения; так, беседа, с которой начиналось изучение нового, теперь может использоваться при обобщении итогов самостоятельной работы, просмотра кинофильма, работы с карточками-заданиями; лабораторно-практическая работа, которой завершалось изучение темы или нескольких тем, может стать методом, с помощью которого начинается изучение новой темы, и т. п.;
- если в традиционном обучении превалировал комбинированный урок, то новые стандарты предполагают приоритет практико-ориентированных уроков: уроков комплексного применения знаний и умений, уроков формирования умений и навыков.
По преобладающему на уроке методу можно выделить следующие виды практико-ориентированных уроков:
- уроки самостоятельной деятельности;
- исследовательские; проблемные уроки;
- уроки на основе групповой технологии;
- уроки на основе проектной деятельности;
- уроки-тренинги и др.