История русской литературы 1 половины XIX века
2 курс, Б\О
Преподаватель: к. филол. н. Бурцева Е.А.
Лекций – 18 часов
Практических занятий – 20 часов
В результате освоения дисциплины студенты должны знать и уметь:
Знать:
- корпус рекомендованной научно-критической литературы;
· знать тексты художественных произведений;
· знать биографические подробности жизни и особенности творчества наиболее известных писателей или тех авторов, чьи произведения показательны в отношении развития литературного процесса.
Уметь:
- анализировать художественные тексты (определять жанровую специфику, проблематику, характерные признаки литературного направления, вычленять его композиционные и сюжетные особенности);
- обоснованно вписать отдельное литературное произведение или творчество отдельного автора в общий процесс развития романтической литературы;
- самостоятельно определять межпредметные связи, возникающие по ходу освоения дисциплины, равно как и апеллировать к знаниям, приобретенным в ходе изучения других предметов гуманитарного профиля;
- творчески применять полученные сведения в дальнейшей профессиональной деятельности, в частности, в преподавании.
Также студенты должны овладеть навыками:
· выразительного чтения;
· навыками различных типов анализа художественного текста;
· навыком составления библиографического списка и поиска дополнительного материала.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕКСТОВ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
(Выделенные курсивом названия – тексты
для заучивания наизусть):
1. Н.М. Карамзин. История Государства Российского (т.2-3).
2. И.А. Крылов. Басни: «Волк на псарне», «Волк и ягненок», «Мартышка и очки», «Мор зверей», «Обоз», «Слон на воеводстве», «Слон и Моська», «Крестьянин в беде», «Воспитание Льва», «Квартет», «Листья и корни», «Свинья под дубом», «Вельможа и Поэт», «Рыбья пляска», «Пестрые Овцы», «Лев состаревшийся», «Бритвы».
|
3. В.А. Жуковский. Баллады: «Эолова арфа», «Ивиковы журавли», «Людмила», «Светлана»: «Раз в крещенский вечерок…», стихотворения: «Минувших дней очарованье…» (1818 г.), «Сельское кладбище» (отрывок), «Мой друг, хранитель-ангел мой…», «Певец», «Желание», «Певец во стане русских воинов», «Вождю победителей», «Императору Александру», «Славянка», «Невыразимое», «Лалла Рук», «9 марта 1823», «Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе…», «Море», «Царскосельский лебедь».
4. К.Н. Батюшков. Стихотворения: «Мой гений», «Как счастье медленно приходит…», «К Тассу», «Выздоровление», «Видение на брегах Леты», «Веселый час», «Ложный страх», «Радость», «Источник», «Приведение», «Мои Пенаты», «Тень друга», «Элегия» (1815 г.), «Мечта» (1817 г.), «Умирающий Тасс».
5. К.Ф. Рылеев. Думы, поэма «Войнаровский», «Известно мне, погибель ждет…» (из исповеди Наливайки), «К временщику», «К Делии» «Давно мне сердце говорило…», «Бестужеву» («Хоть Пушкин суд мне строгий произнес…»).
6. Ф. Глинка. Стихотворения: «Москва» (1841 г.), «Ночная беседа и мечты», «К Пушкину», «Музыка миров», «Тайны души», «Когда б», «Осень».
7. А.А. Бестужев-Марлинский «Страшное гадание», «Вечер на бивуаке», «Роман в семи письмах», «Испытание», «Фрегат «Надежда».
8. А.С. Грибоедов. «Горе от ума», монолог Чацкого «А судьи кто?».
9. А.И. Одоевский. Стихотворения: «Наш ответ».
|
10. В.Ф. Одоевский. «Сказка о мертвом теле», «Сильфида», «Саламандра», «Город без имени», «Княжна Зизи», «Княжна Мими».
11. А. Погорельский. «Лафертовская маковница», «Черная курица или подземные жители».
12. А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила», «Южные поэмы», «Евгений Онегин» любой отрывок наизусть, «Борис Годунов», «Полтава», «Медный всадник», «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», «Капитанская дочка», «История Пугачева», «Дубровский», «Арап Петра Великого», стихотворения 1 тома любого собр. соч., а также: «К Чаадаеву», «Я помню чудное мгновенье…», «Пророк», «Послание в Сибирь», «Дар напрасный, дар случайный…», «Я вас любил…», «Памятник».
13. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени», «Мцыри», «Демон», «Маскарад», стихотворения 1 тома любого собр. соч., а также: «Смерть Поэта», «Дума», «И скучно, и грустно…», «Родина», «Выхожу один я на дорогу…», «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Из Гете».
14. Е.А. Баратынский. Стихотворения: «Разуверенье» (1821 г.), «Персень», «Дельвигу», «Осень», «Новинское», «Последний поэт», CXII, CV, «Муза» (1828 г.).
15. Д.В. Веневитинов. Стихотворения: «Смерть Байрона», «Поэт и друг», «К моему перстню», «Сонет», «К тебе, о чистый дух…», «Новгород», «Люби питомца вдохновенья», «К Пушкину», «Три розы», «Жизнь».
16. Н.М. Языков. Поэтический цикл «Песни» (1823 г.), «Свободы гордой вдохновенье», «Пловец».
17. А.В. Кольцов. Стихотворения: «Песня пахаря», «Последний поцелуй», «Лес», «Разлука», «На заре туманной юности», «Косарь», «Не шуми ты, рожь…».
18. П.А. Вяземский. Стихотворения: «На память», «Бессознательность», «Александрийский стих», «Степью», «Сумерки», «Я пережил».
|
19. М.Н. Загоскин. «Нежданные гости», «Рославлев», «Юрий Милославский».
20. И.И. Лажечников. «Ледяной дом».
21. Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести», «Ревизор», «Театральный разъезд после представления новой комедии», «Мертвые души», «Выбранные места из переписки с друзьями».
22. В.Г. Белинский. Статьи: «Литературные мечтания», «О русской повести и повестях г. Гоголя», «Стихотворения Кольцова», «Горе от ума», «Герой нашего времени», «Стихотворения М. Лермонтова», «Похождения Чичикова или Мертвые души», «Иван Андреевич Крылов», «Сочинения Александра Пушкина».
23. А.И. Герцен. «Сорока-воровка», «Кто виноват?», «Доктор Крупов», «Былое и думы».
Тематика лекций:
1. ОБЩЕСТВЕННАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ первой половины XIX века.
2. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО И.А. КРЫЛОВА.
3. В.А. ЖУКОВСКИЙ: ЖИЗНЬ, ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО.
4. А. С. ГРИБОЕДОВ. СИМВОЛИКА ОБРАЗОВ КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА».
5. БИОГРАФИЯ А. С. ПУШКИНА. ВОПРОС О ПЕРИОДИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА ПОЭТА. ЛИЦЕЙСКАЯ ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА.
6. ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕРИОД В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА. «ЮЖНЫЕ ПОЭМЫ» А.С. ПУШКИНА. ЛИРИКА 20-х годов. МИХАЙЛОВСКИЙ ПЕРИОД. ТРАГЕДИЯ «БОРИС ГОДУНОВ». А.С. ПУШКИН – ПОЭТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. РОМАН В СТИХАХ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».
7. ГУМАНИЗМ ЗРЕЛОЙ ЛИРИКИ А.С. ПУШКИНА.
8. БИОГРАФИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «МАСКАРАД». РОМАН М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ».
9. ТВОРЧЕСТВО Н.В. ГОГОЛЯ. КОМЕДИЯ Н.В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР». ПОЭМА Н.В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ».
ТЕМАТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие №1
Басни И.А. Крылова
План:
1. Жанр басни, ее художественные особенности. Эволюция басенного жанра в русской литературе.
2. Проблематика и тематика басен И.А. Крылова. Социально-политические, нравственно-философские, социально-бытовые, нравоучительные басни.
3. Народность и реализм басен. Композиция басен, принципы типизации, образ автора, язык.
4. Причины и содержание спора между А.С. Пушкиным и П.А. Вяземским о творчестве И.А. Крылова.
5. В.Г. Белинский о баснях И.А. Крылова.
Доклад: Обзор новейшей литературы о жизни и творчестве И.А. Крылова.
Письменное задание:
В тетради для практических занятий составить конспект статьи В.Г. Белинского «Басни Ивана Крылова».
Литература:
1. Крылов И.А. Басни (любое издание).
2. Степанов Н.Л. Басни Крылова. – М., 1969.
3. Архипов В.А. Крылов: Поэзия мудрости. – М., 1974.
4. Белинский В.Г. Собр.соч.: В 9-ти т. Т.7. – М., 1981.
5. Десницкий Л.В. И.А. Крылов. – М., 1983.
6. Гордин М. Жизнь Ивана Крылова. – М., 1985.
7. Выготский Л.С. Анализ эстетической реакции // Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1997. – С. 105-175, 149-182.
8. Журнал «Уроки литературы», – 2004, №1 (весь выпуск посвящен И.А. Крылову).
Занятие №2
Лирика В.А. Жуковского
План:
1. В. Жуковский об отличии романтической, субъективной поэзии от поэзии объективной (статья «О поэзии древних и новых», см.: Жуковский В.А. Эстетика и критика. – М., 1985. – С. 287-298. Или: Литературная критика 1800-1820-х годов. – М., 1980. – С. 84-96).
2. Элегия В.А. Жуковского «Вечер»:
· тема и лирический герой стихотворения;
· значение пейзажных картин. Как они развертываются в стихотворении: какими приемами создается эффект движения в описаниях поэта?
· стиль В.А. Жуковского. Передача света и цвета в их описаниях, характер деталей, изобразительно-выразительная значение эпитетов;
· лирические леймотивы в элегии «Вечер».
3. Баллада В.А. Жуковского «Эолова арфа»:
· история возникновения и определение жанра баллады;
· особенности выражения автобиографического подтекста в сюжете баллады;
· композиция баллады;
· изображение героев. Психологический «портрет», символическое значение вещественных деталей, роль пейзажа;
· лирические леймотивы, их содержательный подтекст;
· ритмико-мелодический рисунок стиха.
Доклад: Обзор новейшей литературы о жизни и творчестве В.А. Жуковского.
Письменное задание:
В тетради для практических занятий сделать письменный анализ одного из стихотворений В.А. Жуковского.
Литература:
1. Жуковский В.А. Стихотворения. Баллады (любое издание).
2. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965.
3. Семенко И.М. Жизнь и творчество Жуковского. – М., 1976.
4. Иезуитова Р.В. Баллада в эпоху романтизма. – Л., 1978.
5. Жуковский-критик. – М.,1985.
6. Афанасьев В. Жуковский. – М., 1985.
7. Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции Жуковского. – Томск, 1985.
8. Жуковский и русская культура. – Л., 1987.
9. Баевский В.С. История русской поэзии: 1730-1980. – Смоленск, 1994.
10. Хасанов Р.Ф. «Его стихов пленительная сладость…» // Учитель Башкортостана. 2003. – №3. – С. 67-69.
Занятие №3
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»
План:
1. Развитие русской комедии до написания А.С. Грибоедовым своей пьесы. История создания комедии «Горе от ума».
2. Жанр комедии. Почему А.С. Грибоедов определил жанр своего произведения как «комедия».
3. Система образов. Главные герои, способы их раскрытия. «Фамусовское общество».
4. Смысл названия комедии и основная идея пьесы. Покажите, какое значение вкладывают в слово «ум» («умный», «умник») различные персонажи пьесы, приведите соответствующие примеры.
5. Сюжет и композиция комедии, характер динамики сюжета. Конфликт комедии, его природа и течение.
6. Язык и стих комедии.
Доклад: Обзор новейшей литературы о жизни и творчестве А.С. Грибоедова.
Письменное задание:
В тетради для практических занятий законспектировать указанные статьи В.Г. Белинского,И.А. Гончарова, А. Блока и Ю. Тынянова (на выбор студента).
Литература:
1. Грибоедов А.С. Горе от ума (любое издание).
2. Пушкин А.С. Полное собр. соч. Письма (любое издание).
3. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». – М., 1971.
4. Гончаров И.А. Мильон терзаний. Собр. соч.: В 8-ми т. Т. 8. – М., 1980.
5. Петров С.М. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». – М., 1980.
6. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. – М., 1983.
7. Маркович В.М. Комедия в стихах А.С. Грибоедова. Анализ драматического произведения. – Л., 1988.
8. Мещеряков В. Жизнь и деяния А. Грибоедова. – М., 1989.
9. Баженов А. К тайне «Горя»: Идеи и образы комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»// Литература в школе. 1996. №4.
10. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении. – СПб., 2002.
11. Белинский В.Г. «Горе от ума…» // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы. – М., 1986. – Т.1. – С. 120-195.
12. Тынянов Ю.Н. Сюжет «Горя от ума» // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1969. – С. 347-379.
13. Блок А.А. Размышления о скудности нашего репертуара // Блок А.А. Собрание сочинений. Л., 1986. – Т.12. – С.117.
Занятие №4
Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов»
1. Исторические и художественные источники «Бориса Годунова», их трансформация А.С. Пушкиным:
· «Борис Годунов» и принципы драматургии Шекспира;
· история в «Борисе Годунове» и в «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина;
· роль летописей в создании «Бориса Годунова».
2. Проблематика трагедии, отраженная в системе образов:
· власть и народ;
· народ;
· Борис Годунов;
· Дмитрий Самозванец.
3. Проследите, в чем отразился отход А.С. Пушкина от романтической концепции изображения:
· построение пьесы, широта в обхвате событий, времени и места действия;
· язык трагедии (поэзия и проза, низкий и высокий стиль, иноязычные слова).
4. Особенности пушкинского историзма. А.С. Пушкин-драматург.
Литература:
1. Пушкин А.С. Борис Годунов (любое издание).
2. Городецкий Б.П. Драматургия Пушкина. – М.-Л., 1953.
3. Гуковский Г. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957.
4. Филиппова Н.Ф. «Борис Годунов» А.С. Пушкина: Книга для учителя. – М., 1984.
5. Бабаев Э.Г. Творчество А.С. Пушкина. – М., 1988.
6. Непомнящий В. Поэзия и судьба: Статьи и заметки о Пушкине. – М., 1989.
7. Пушкин в русской философской критике. – М., 1990.
8. Бочкарев В.А. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» и отечественная литературная традиция. – Самара, 1993.
9. Щеблыкин И.П. Грани великих дарований: Новые подходы в изучении литературы. – Пенза, 2001.
Занятие № 6
Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
1. «Евгений Онегин» как «свободный роман»:
· первоначальный замысел и его эволюция, гл. 3, строфа XI, ее значение для понимания жанрового новаторства поэта;
· верно ли считать, что у романа «открытый финал»? В чем проявляется сочетание событийной «открытости» и композиционной завершенности?
2. Автор и герой:
· образ автора и его функция;
· как вы понимаете слова поэта: «роман требует болтовни»?
· образы главных героев; как соотносится между собой «сюжет автора» и «сюжет героев»?
Доклады:
1. Онегинская строфа и ее композиционная функция.
2. Проблема «десятой главы».
3. Обзор современной литературы о жизни и творчестве
А.С. Пушкина.
Литература:
1. Пушкин А.С. Евгений Онегин (любое издание).
2. Гуковский Г.А. Пушкин и проблема реалистического стиля. – М., 1957.
3. Макогоненко Г.П. Роман Пушкина «Евгений Онегин». – М., 1963.
4. Гаспаров М.Л. Очерки истории русского стиха. – М., 1980.
5. Лотман Ю. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. – Л., 1980.
6. Лотман Ю.М. Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина» // В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М., 1988. – С. 30-107.
7. Турбин В. Поэтика романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». – М., 1996.
8. Карамазинская М. Загадка Татьяны // Русская словесность. 1997. - № 3.
9. Щеблыкин И.П. Грани великих дарований: Новые подходы в изучении литературы. – Пенза, 2001.
Занятие № 7
Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
План:
1. История написания и публикации «Героя…».
2. Смысл заглавия романа. Как сам М.Ю. Лермонтов объясняет свой замысел в предисловиях ко всему роману и к журналу Печорина?
3. «Герой нашего времени» как психологический роман. Различные точки зрения на Печорина в романе: автор, повествователь, герои, саморефлексия героя, «двойники» Печорина.
4. Художественные средства типизации характера Печорина:
· портрет;
· диалектика противоречий добра и зла, чувства и рассудка, природного и социального; сделайте вывод о роли самоанализа и эксперимента в жизни главного героя,
· система двойников как основной принцип построения системы образов в романе; роль этого принципа в создании типического «портрета поколения».
5. «Наше время» в романе: Печорин и «естественное» общество («Бэла», «Тамань»), Печорин и светское общество («Княжна Мери»).
6. Есть ли символический смысл в том, что смерть застает Печорина в странствии между Западом и Востоком?
7. Проблема судьбы в романе. Место повести «Фаталист» в композиции романа.
Письменное задание:
Найдите в тексте портреты Печорина. Какова логика их расположения в романе?
Литература:
1. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени (любое издание).
2. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. – М., 1973.
3. Григорьян К. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». – Л., 1975.
4. Герштейн Э. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. – М., 1976.
5. Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментарий. – М., 1976.
6. Щеблыкин И.П. М.Ю. Лермонтов: Очерк жизни и литературного творчества. – М., 2000.
Занятие № 8
Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»
План:
1. Первые опыты Гоголя-драматурга («Владимир 3-й степени», «Игроки», «Женитьба»). Требования, предъявляемые Гоголем к комедии, его взгляд на завязку и сюжет современной комедии («Театральный разъезд после представления новой комедии»).
2. Художественное обобщение в «Ревизоре». Образ «сборного города». Способ группировки лиц.
3. Политический контекст ситуации ревизора. Роль «немой сцены» («Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»). Кольцевая композиция пьесы.
4. Трансформация традиционного типа комедийного плута в образе Хлестакова. Проследить, на чем основывает Гоголь ошибку чиновников, принявших Хлестакова за ревизора. Как в дальнейшем психологически мотивируется поведение чиновников и Хлестакова?
5. Система образов пьесы. Сюжетная функция внесценических персонажей комедии.
Литература:
1. Гоголь Н.В. Ревизор (любое издание).
2. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М.-Л., 1959.
3. Манн Ю.В. Комедия Гоголя «Ревизор». – М., 1966.
4. Вишневская И.Л. Гоголь и его комедия. – М., 1976.
5. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1978.
6. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. – М., 1979.
7. Лотман Ю.М. О Хлестакове // В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – Л., 1988. – С. 293-325.
8. Маркович В. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» // Анализ драматического произведения. Л., 1988. – С. 135-163.
9. Вайскопф М. Сюжет Гоголя: морфология, идеология, контекст. –М., 1993.
10. Манн Ю. «Сквозь невидимый миру смех»: Жизнь Гоголя. – М., 1994.
Занятие № 9
«Петербургские повести» Н.В. Гоголя
План:
1. История создания и наименования цикла.
2. Место повести «Нос» в цикле.
3. Повесть «Нос» и формы фантастического в «Петербургских повестях».
4. Проблема искусства в цикле. «Портрет» как эстетический манифест писателя.
5. Проблема «маленького человека» в повестях Н.В. гоголя. Принципы изображения героя в «Записках сумасшедшего» и «Шинели».
Литература:
1. Григорьев А.А. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина // Григорьев А.А. Сочинения: В 2-х т. – М., 1990. – Т.2. – С. 48-90.
2. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы6 В 2-х т. М., 1986. – Т.1. – С. 44-100.
3. Белый А. мастерство Гоголя. – М.,Л., 1934.
4. Бочаров С.Г. Загадка «Носа» и тайна лица // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985. – С. 124-160.
5. Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. – М.. 1990. – С. 271-330.
6. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988. – С. 235-348.
7. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1988. С. 413.
8. Маркович В. Петербургские повести Гоголя. – Л., 1989.
9. Фридлендер Г.М. Гоголь: Истоки и свершения // Русская литература. – 1994. - № 2. – С. 3-26.
Занятие № 10
«Мертвые души» Н.В. Гоголя
План:
1. Творческая история «Мертвых душ». Эволюция замысла поэмы (предисловие ко второму изданию первого тома «Мертвых душ», «Авторская исповедь»).
2. Социальная и нравственно-психологическая проблематика поэмы.
3. Творческий метод Н.В. Гоголя: сочетание конкретности художественного анализа с историко-философскими обобщениями.
4. Жанровое своеобразие «Мертвых душ».
5. Система персонажей в поэме. Определите внутреннюю художественную логику в порядке посещения Чичиковым помещиков: почему «галерея» помещиков начинается Маниловым, а заканчивается Плюшкиным?
6. Композиция поэмы. Способ развития сюжета. Дорога как композиционный стержень повествования. Роль вставной новеллы «Повесть о капитане Копейкине» в структуре поэмы.
7. Идейная общность II тома «Мертвых душ» и «Выбранных мест из переписки с друзьями». Программа религиозно-нравственного возрождения общества во II томе и в «Выбранных местах…».
Доклад: Обзор новейшей литературы о жизни и творчестве Н.В. Гоголя.
Литература:
1. Гоголь Н.В. Мертвые души (любое издание).
2. Белинский В.Г. «Похождения Чичикова или Мертвые души». Собр.соч.: В 9-ти т. – М., 1979. Т. 9. 43-55, 56-62, 139-160 с.
3. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1978.
4. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. – М., 1979.
5. Турбин В.Н. Герои Гоголя. – М., 1983.
6. Манн Ю.В. В поисках живой души. – М., 1987.
7. Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». – Л., 1987.
8. Мережковский Д. В тихом омуте. – М., 1991.
9. Щеблыкин И.П. Грани великих дарований: Новые подходы в изучении литературы. – Пенза, 2001.