С учетом вышесказанного на моих уроках воспитательный потенциал биологии осуществляется следующим образом.




Воспитательный потенциал предмета «Биология» в среднем школьном звене

Наряду с обучением учеников знаниями и развитием их мыслительных способностей, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования в школе должно осуществляется и воспитание учащихся.

В Федеральном законе от "Об образовании в Российской Федерации", дается следующее определение:

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

(Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статья 2)

Воспитание в школе осуществляется как во внеурочное время, так и на каждом уроке.

Реализация воспитательного потенциала урока биологии осуществляется:

через отбор содержания материала;

через структуру урока;

организацию общения.

При этом необходимо учитывать психолого-возрастные особенности учащихся, а также реализующуюся в школе программу воспитания учащихся

В МБОУ СОШ №22 воспитательная программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

С учетом вышесказанного на моих уроках воспитательный потенциал биологии осуществляется следующим образом.

В 5-6 и 7классах биология посвящена изучению многообразия растений и животных. Воспитательный потенциал предмета направлен на развитие экологической культуры у учащихся

Экологическая культура личности – это особое свойство личности, проявляющееся в его духовной жизни и поступках, как способ самореализации, основанный на потребности в сохранение окружающей среды. Это невозможно без установления у учащихся связи между знаниями об окружающей среде и развитием интереса к изучению природы.

Начиная с первых уроков биологии в пятом классе, при объяснении материала привожу сведения, которые вызывают интерес и удивление. Это цифры – количество животных, растений разных групп.

Например в 5 классе на уроке «Роль бактерий в природе и жизни человека» привожу интересный факт: «Суммарный вес всех бактерий в организме среднестатистического взрослого человека может достигать 1,5 кг»;

в теме «Лишайники»: «Возраст одного из лишайников в Антарктиде, по мнению исследователей, превышает 10 тысяч лет. Возраст некоторых лишайников с Аляски чуть меньше – 9 тысяч лет; за сто лет они вырастают на 3,4 мм»; в теме «Голосеменные»: «Биологи утверждают, что самыми долгоживущими представителями живого мира на земле являются секвойи. Эти деревья живут, как минимум, две тысячи лет, а то и больше».

6 классе в теме «Виды корней. Типы корневых систем»: «Самые длинные корни обнаружены у дикого фикуса из Южной Африки. Они достигли 120 м;в теме «Плоды»: «Самый питательный в мире плод – авокадо. Он содержит на фунт съедобной массы 741 калорию. А наименее питательный овощ – огурец, содержит на фунт съедобной массы всего 73 калории».

В 7 классе в теме «Тип Кишечнополостные»: «На свете есть уникальная медуза, настоящая загадка биологии. Она может жить вечно! Обычно медузы развиваются из полипов, а в конце своего жизненного срока просто умирают. Однако, медуза нутрикула после этого опускается на дно и снова превращается в полип, запуская жизненный цикл заново. Если бы нутрикулами не питались многочисленные рыбы, они давно заполонили бы мировой океан)»; в теме «Характеристика класса птиц»: «природа ничего не делает просто так. К примеру, кукушки подкладывают свои яйца в гнёзда других птиц не потому, что не хотят заботиться о потомстве, а потому, что они и их птенцы питаются разным продуктами»; в теме «Приматы»: «Человекообразные обезьяны обычно сильнее людей. К примеру, горилла сильнее среднего мужчины в 6-8 раз».

Как знакомить детей с правилами поведения в природе, а также для подготовки к ВПР на уроках детям предлагаю выполнить следующие задания:

Как Вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком? Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.

 

Внимательно рассмотри знак, где можно встретить данный знак?

Как ты думаешь, какое правило установлено этим знаком? Напиши это правило.

 

Формированию экологического воспитания способствуют такие формы урока, как экскурсия, видеоурок с последующим обсуждением, работа в малых группах.

Разнообразные формы урока:

Урок – сказка используется мной в изучении темы «Класса двудольные. Семейство розоцветные». Ребятам вначале урока, сообщаю о том, что формулу цветка семейства похитила злая фея и в течение урока, путем разгадывания загадок, выполнения лабораторной работы ребята узнают формулу цветка и злая фея побеждена. Таким образом, в результате игры исследована тема, и усваивается она намного эффективнее. В конце урока, спрашиваю, представьте себе, что вдруг на земле исчезли все растения из семейства Розоцветные, что бы произошло?

Урок – путешествие очень хорошо подходит к теме: «Вегетативное размножение растений», когда вместе с ребятами путешествуют инопланетяне, которые не знают растения, а познакомившись с ними, хотят узнать, а как же их вырастить у себя на планете? С экологической точки зрения, здесь хорошо формировать знания в практической деятельности.

Обращение к искусству с целью формирования эстетического отношения к живому. Репродукция картин «Грачи прилетели», Что дали птицы всему человечеству?
Красота осеннего леса в пейзажах И.И. Шишкина и И.Левитана. Показ фотографий, рисунков, масштабы загрязнения территории нефтью. Всегда использую «Экологический листок» местного времени.

Отмечая значение животных и растений обращаю внимание на эстетическую роль природы (составление синквейна):

Бабочка.

Яркая Красивая.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: