Воспитательный потенциал предмета «Биология» в среднем школьном звене
Наряду с обучением учеников знаниями и развитием их мыслительных способностей, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования в школе должно осуществляется и воспитание учащихся.
В Федеральном законе от "Об образовании в Российской Федерации", дается следующее определение:
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
(Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статья 2)
Воспитание в школе осуществляется как во внеурочное время, так и на каждом уроке.
Реализация воспитательного потенциала урока биологии осуществляется:
через отбор содержания материала;
через структуру урока;
организацию общения.
При этом необходимо учитывать психолого-возрастные особенности учащихся, а также реализующуюся в школе программу воспитания учащихся
В МБОУ СОШ №22 воспитательная программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
|
С учетом вышесказанного на моих уроках воспитательный потенциал биологии осуществляется следующим образом.
В 5-6 и 7классах биология посвящена изучению многообразия растений и животных. Воспитательный потенциал предмета направлен на развитие экологической культуры у учащихся
Экологическая культура личности – это особое свойство личности, проявляющееся в его духовной жизни и поступках, как способ самореализации, основанный на потребности в сохранение окружающей среды. Это невозможно без установления у учащихся связи между знаниями об окружающей среде и развитием интереса к изучению природы.
Начиная с первых уроков биологии в пятом классе, при объяснении материала привожу сведения, которые вызывают интерес и удивление. Это цифры – количество животных, растений разных групп.
Например в 5 классе на уроке «Роль бактерий в природе и жизни человека» привожу интересный факт: «Суммарный вес всех бактерий в организме среднестатистического взрослого человека может достигать 1,5 кг»;
в теме «Лишайники»: «Возраст одного из лишайников в Антарктиде, по мнению исследователей, превышает 10 тысяч лет. Возраст некоторых лишайников с Аляски чуть меньше – 9 тысяч лет; за сто лет они вырастают на 3,4 мм»; в теме «Голосеменные»: «Биологи утверждают, что самыми долгоживущими представителями живого мира на земле являются секвойи. Эти деревья живут, как минимум, две тысячи лет, а то и больше».
|
6 классе в теме «Виды корней. Типы корневых систем»: «Самые длинные корни обнаружены у дикого фикуса из Южной Африки. Они достигли 120 м;в теме «Плоды»: «Самый питательный в мире плод – авокадо. Он содержит на фунт съедобной массы 741 калорию. А наименее питательный овощ – огурец, содержит на фунт съедобной массы всего 73 калории».
В 7 классе в теме «Тип Кишечнополостные»: «На свете есть уникальная медуза, настоящая загадка биологии. Она может жить вечно! Обычно медузы развиваются из полипов, а в конце своего жизненного срока просто умирают. Однако, медуза нутрикула после этого опускается на дно и снова превращается в полип, запуская жизненный цикл заново. Если бы нутрикулами не питались многочисленные рыбы, они давно заполонили бы мировой океан)»; в теме «Характеристика класса птиц»: «природа ничего не делает просто так. К примеру, кукушки подкладывают свои яйца в гнёзда других птиц не потому, что не хотят заботиться о потомстве, а потому, что они и их птенцы питаются разным продуктами»; в теме «Приматы»: «Человекообразные обезьяны обычно сильнее людей. К примеру, горилла сильнее среднего мужчины в 6-8 раз».
Как знакомить детей с правилами поведения в природе, а также для подготовки к ВПР на уроках детям предлагаю выполнить следующие задания:
Как Вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком? Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.
Внимательно рассмотри знак, где можно встретить данный знак?
Как ты думаешь, какое правило установлено этим знаком? Напиши это правило.
|
Формированию экологического воспитания способствуют такие формы урока, как экскурсия, видеоурок с последующим обсуждением, работа в малых группах.
Разнообразные формы урока:
Урок – сказка используется мной в изучении темы «Класса двудольные. Семейство розоцветные». Ребятам вначале урока, сообщаю о том, что формулу цветка семейства похитила злая фея и в течение урока, путем разгадывания загадок, выполнения лабораторной работы ребята узнают формулу цветка и злая фея побеждена. Таким образом, в результате игры исследована тема, и усваивается она намного эффективнее. В конце урока, спрашиваю, представьте себе, что вдруг на земле исчезли все растения из семейства Розоцветные, что бы произошло?
Урок – путешествие очень хорошо подходит к теме: «Вегетативное размножение растений», когда вместе с ребятами путешествуют инопланетяне, которые не знают растения, а познакомившись с ними, хотят узнать, а как же их вырастить у себя на планете? С экологической точки зрения, здесь хорошо формировать знания в практической деятельности.
Обращение к искусству с целью формирования эстетического отношения к живому. Репродукция картин «Грачи прилетели», Что дали птицы всему человечеству?
Красота осеннего леса в пейзажах И.И. Шишкина и И.Левитана. Показ фотографий, рисунков, масштабы загрязнения территории нефтью. Всегда использую «Экологический листок» местного времени.
Отмечая значение животных и растений обращаю внимание на эстетическую роль природы (составление синквейна):
Бабочка.
Яркая Красивая.