Конституционно-правовой статус Автономной Республики Крым




Согласно ст. 133 Конституции Украины, в состав Украины, наряду с областями, городами Киевом и Севастополем, входит Автономная республика Крым, которая имеет особый конституционно-правовой статус.

Правовой статус Автономной Республики Крым определяется нормативно-правовыми актами: Конституцией Украины, законами Украины, Конституцией Автономной Республики Крым и другими актами.

Конституционно-правовой статус Автономной Республики Крым составляют следующие основные элементы: 1) полномочия (совокупность прав и обязанностей); 2) предметы ведения (сферы общественных отношений, в которых Автономная республика Крым имеет право осуществлять нормативно-правовое регулирование); 3) функции Автономной Республики Крым (основные направления деятельности); 4) принципы, на которых основывается правовой статус (основополагающие правовые идеи, которые отражены в Конституции Украины и Конституции Автономной Республики Крым); 5) гарантии Автономной Республики Крым (условия обеспечения осуществления полномочий Автономной Республики Крым).

Рассматривая правовой статус Автономной Республики Крым в составе Украины, предварительно следует кратко определиться со смыслом и с правовой природой автономии вообще.

Различные виды автономии существуют в составе более чем двадцати унитарных государств. Кроме Украины административные автономные образования входят в состав таких унитарных государств, как Великобритания, имеющая в своем составе автономии: Северную Ирландию, остров Мэн и ряд других малых островов; Габон - автономный район Гамба; Дания - Фарерские острова, Гренландию, Испания - Страну Басков, Каталонию, Андалусию, Галисию и др.; Италия - Сицилию, Сардинию, долину Аоста и другие административные области; Финляндия - Алонские острова; Франция - остров Корсика и др.

Автономия происходит от греческого слова autonomia, что переводится как самоуправление, независимость. В наиболее общем своем значении термин «автономия» означает определенную меру самостоятельности, которой наделена часть относительно целого. В государственно-правовом же аспекте понятия «автономия» приобретает особый смысл, поскольку оно тесно взаимосвязано с другими государственными явлениями: автономия рассматривается как самоуправление части государственной территории, непосредственно или косвенно подчинена центральным органам государственной власти с целью ее децентрализации. При этом последние осуществляют общее руководство и контроль за автономным образованием.

С целью наиболее полного формального определения термина «автономия» вообще и исследование особенностей правового статуса Автономной Республики Крым в составе Украины необходимо выяснить, какие характерные признаки отличают ее от других государственно-правовых институтов.

Считается, что первый из признаков автономии является использование в названии определенной административно-территориальной единицы собственно термина «автономия» - автономная область, автономная республика, автономный округ и др. Ведь само название отражает сущность того или иного явления, его специфику. Например, в Украине она является внешним отражением особого правового статуса Автономной Республики Крым и свидетельствует о ее отличии от других субъектов государства. Одновременно в мировой практике встречаются случаи, когда автономными считаются и те территориальные образования, в названии которых термин «автономия» отсутствует. На наш взгляд, обоснованно считать первым характерным признаком автономного образования не только использование в его названии термина «автономия», а его особый правовой статус, особое право субъектность.

В научной литературе есть утверждения о том, что признаком правового государства понятия «автономия» является наличие у ее субъекта своего законодательства и учредительной власти, что позволяет ему действовать на основании своего собственного права. На наш взгляд, такой подход является недостаточно обоснованным, поскольку, с одной стороны, существует много автономных образований, которые не имеют собственного законодательства, а с другой - большинство автономий не имеют даже отдельных элементов учредительной власти. Вместе с тем органы публичной власти автономных образований наделены определенным кругом властных полномочий, в том числе в сфере нормативно-правовой регламентации общественных отношений.

Государство самостоятельно устанавливает основы своей организации, принимает свою конституцию, тогда как любая внутригосударственная территориальная единица лишена этого права и получает свою конституцию от государства, в состав которой она входит, не имея права самостоятельно изменить основы своей организации. Право самоорганизации заключается в том, что территориальное формирование имеет право устанавливать, хотя бы в определенных пределах, основы своей организации.

То есть, если органы публичной власти автономного образования считать органами государственной власти, то в таком случае теряется смысл самой автономии. Но он еще больше теряется тогда, когда органы публичной власти автономии считают органами местного самоуправления. Учитывая это, автономные образования имеют свой, присущий только им вид публичной власти - власть автономии.

В подтверждение этого подхода в качестве примера можно привести эволюцию законодательного регулирования правового статуса Автономной Республики Крым в составе Украины. Первый законодательный акт Украины - Закон УССР «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики» признавал органы публичной власти этого автономного образования органами государственной власти. В частности, согласно ст. 2 этого Закона, Крымский областной Совет народных депутатов временно, до принятия Конституции Крымской АССР и создание на ее основе конституционных органов государственной власти, признавалась высшим органом государственной власти на территории Крымской АССР и ей предоставлялся статус Верховного Совета Крымской Автономной Советской Социалистической Республики. Верховная Рада и Совет министров Автономной Республики Крым признавались органами государственной власти фактически до момента принятия Конституции Украины 1996 года.

Достаточно показательным является и тот факт, что, в соответствии с законодательными актами Украины и положений Конституции Автономной Республики Крым от 6 мая 1992 г., Верховной Раде Автономной Республики Крым предоставлялось право принимать нормативно-правовые акты, которые назывались «закон». И она довольно часто пользовалась этим правом, что еще раз подтверждало ее правовую природу как органа именно государственной власти.

Однако с принятием Конституции Украины 1996 года такая ситуация кардинально меняется. Сначала Основной Закон Украины (ст. 136), а затем и Конституция Автономной Республики Крым (п. 3 ст. 1) и текущее законодательство Украины признали Верховную Раду Автономной Республики Крым уже не органом государственной власти, а лишь «представительским органом», причем без законодательной функции. Статья 1 (п. 3) Конституции Автономной Республики Крым закрепляет за Верховной Радой Автономной Республики Крым представительские, нормотворческие, контрольные функции и полномочия в пределах ее компетенции. Совет министров Автономной Республики Крым конституируется как «правительство», но также не признается органом государственной власти.

В Конституции Автономной Республики Крым Верховная Рада и Совет министров автономии определяются лишь как «органы власти» без конкретизации ее юридической природы как «государственного».

Законодатель не случайно пошел именно таким путем конституционно-правовой регламентации статуса органов публичной власти Автономной Республики Крым, поскольку по своей правовой природе они существенно отличаются от органов государственной власти. Ведь во всех остальных случаях конституционное законодательство четко определяет органы публичной власти или как органы государственной власти, или в качестве органов местного самоуправления. И поэтому наличие у органов публичной власти автономного образования своей особой власти - власти автономии обоснованно можно считать вторым признаком, отличающим ее от других институтов.

Одновременно необходимо отметить, что в Конституции Украины наблюдается определенная несогласованность (или незавершенность) правовой регламентации этих проблем. Так, согласно ст. 5 Конституции Украины, носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине признается народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В связи с этим непонятно, к какому виду органов публичной власти относит Основной Закон Украины Верховную Раду и Совет министров Автономной Республики Крым. Конституция Украины определяет ее как представительный орган Автономной Республики Крым. Вместе с тем отмечается, что правительством Автономной Республики Крым является Совет министров Автономной Республики Крым. Недостаточно четкое определение правового статуса указанных органов свидетельствует о нежелании парламента Украины идти на конфронтацию с Верховной Радой Автономной Республики Крым, ведь при законодательном определении правового статуса указанных выше органов власти является высокая вероятность возникновения конфликта.

Третьей характерной особенностью автономии является, на наш взгляд, наличие собственного, более широкого, по сравнению с органами местного самоуправления, предмета ведения. Так, например, в Украине предмет ведения Автономной Республики Крым закреплено в ст. 137 и 138 Конституции Украины и детализирован в Конституции Автономной Республики Крым.

В частности, Основной Закон Украины закрепляет положение о том, что Автономная Республика Крым осуществляет нормативное регулирование по вопросам: сельского хозяйства и лесов; мелиорации и карьеров; общественных работ, ремесел и промыслов; благотворительности; градостроительства и жилищного хозяйства; туризма, гостиничного дела, ярмарок; музеев, библиотек, театров, других учреждений культуры, историко-культурных заповедников; транспорта общего пользования, автодорог, водопроводов; охоты, рыболовства; санитарной и лечебной служб и по другим вопросам, делегированных законами Украины, а ст. 138 закрепляет перечень полномочий, которые относятся к ведению Автономной Республики Крым.

О достаточно высоком правовом статусе Автономной Республики Крым, по которым она существенно отличается от областей в Украине, свидетельствуют ее основные полномочия, которые закреплены в главе 5 Конституции Автономной Республики Крым. Особенно показательны ее полномочия в политико-правовой и в социально-экономической, в том числе в бюджетной сферах, которые Конституция закрепляет достаточно детально.

Сравнивая эти конституционные полномочия Автономной Республики Крым и полномочия органов местного самоуправления, закрепленных в. 143 Конституции Украины, можно сделать вывод, что у последних значительно более узким как по объему, так и по содержанию. Особенно отличаются их полномочия в сфере нормативного регулирования общественных отношений.

Также необходимо отметить, что предмет ведения автономного образования, как правило, четко определен или на уровне общегосударственной конституции (в унитарном государстве, например, Украина), либо в специальных договорах о разграничении полномочий, который заключается между центральными органами государственной власти и органами публичной власти автономии (в федеративном государстве, например, Российская Федерация), или в специальных законах о правовом статусе автономии. Однако этот признак присущ далеко не всем автономным образованием - достаточно сравнить правовой статус различных видов автономных образований в Российской Федерации.

Иногда наблюдаются и противоположные явления. Так, в унитарном государстве Грузия, в состав которой входят автономные республики Абхазия и Аджария, последним предоставлена возможность активно участвовать в решении вопросов, относящихся к предмету ведения высших органов государственной власти Республики. Согласно ст. 67 Конституции Грузии, представительным органам Абхазии и Аджарии предоставлено право законодательной инициативы в парламенте Республики; для наиболее полного и всестороннего обеспечения своих интересов в парламенте Грузии из четырех заместителей председателя парламента по одному заместителю избирается среди депутатов парламента, избранных от Абхазии и Аджарии за их же представлением. Представительные органы Абхазии и Аджарии имеют право обратиться в Конституционный Суд Грузии для решения соответствующих вопросов.

К формальным признакам автономии также можно отнести и то, что субъект любой автономии не имеет права в одностороннем порядке провозгласить свою независимость или выйти из состава государства, поскольку автономия - это неотъемлемая часть государства, ею создана, и действует исключительно в пределах, которые определены государством на уровне ее конституции (причем эти пределы не могут быть самостоятельно изменены самой автономией). Например, в ст. 2 Конституции Украины установлено общее правило - территория Украины в пределах существующей границы целостна и неприкосновенна, а в ст. 134 конкретизировано его относительно правового статуса Автономной Республики Крым, которая провозглашается неотъемлемой составной частью Украины. То есть Автономная республика Крым - это лишь внутреннее самоуправление части государства в рамках общей Конституции суверенного государства Украина.

Характерной особенностью правового статуса Автономной Республики Крым в составе Украины можно считать именно отсутствие у нее суверенитета, походную природу ее публичной власти от суверенитета Украины. Сущность автономии в унитарном государстве заключается также и в том, что автономия является действенным средством обеспечения существенной децентрализации в осуществлении публичной власти.

Таким образом, особенности правового статуса автономных образований в унитарном государстве состоят в том, что: а) автономия, в отличие от других территориальных образований, имеет свой особый правовой статус, основы которого закреплены на уровне общегосударственной конституции и конкретизированы в специальном уставном законодательстве - в конституциях (уставах) автономии, в договорах о разграничении полномочий, в законах о специальном правовом статусе автономного образования; б) автономия в унитарном государстве обычно имеет форму административно-территориальной единицы; в) такая автономия не имеет суверенитета; г) она возникает в результате наделения центральной властью отдельной территориальной единицы более широким кругом компетенции; г) как правило, автономным является образование, которое конституирована качестве автономного; е) органы власти автономии получают свои полномочия не непосредственно от народа данной территории, а от центральных органов власти унитарного государства, то есть их условно можно считать органами вторичного представительства; е) автономное образование имеет свой особый вид публичной власти - власть автономии; е) организация власти в автономии, ее структура и компетенция определяются центральными органами государственной власти и закрепляются в конституции унитарного государства; ж) автономия в унитарном государстве не может самостоятельно определять основы своей организации, принимать свою конституцию и самостоятельно определять принципы своих взаимоотношений с центральной властью, поскольку основы правового статуса автономии в унитарном государстве определяются органами государственной власти унитарного государства; з) автономное образование имеет свой специфический предмет ведения; и) автономное образование не имеет права самостоятельно изменить свой правовой статус и) автономия в унитарном государстве выступает одним из средств децентрализации публичной власти.

На основе изложенного можно определить автономную республику как несуверенную территориальную общину, которая конституирована как автономная властью государства, в состав которой она входит, имеет свои особые органы публичной власти, наделенная определенной политико-правовой самостоятельностью, но действует на основании и в пределах общегосударственной конституции, не может самостоятельно изменить свой правовой статус и выступает средством децентрализации в осуществлении публичной власти.

Что касается классификации автономных образований, которые сегодня существуют в мире, то следует отметить, что единые критерии такой классификации также отсутствуют. Мировой опыт и отечественная практика конституционно-правового строительства свидетельствуют, что есть несколько основных видов автономии: политическая, полуполитическая, административная. Различные формы (виды) автономии могут существовать как в федеральном, так и в унитарном государстве. Из этого следует наука конституционного (государственного) права. Поэтому есть необходимость кратко раскрыть содержание каждого из названных видов автономий.

Политическая автономия связана со статусом государства, в состав которой она входит. Это самый высокий уровень автономии, при котором автономные образования имеют значительный объем политико-правовых полномочий (свою конституцию, законодательство, представительный орган, иногда свое правительство, могут самостоятельно решать некоторые вопросы административно-национального устройства и т.п.). Характерные особенности правового статуса политической автономии наиболее полно находят свое проявление в государствах с федеративной формой государственного устройства, где автономные образования, как правило, являются субъектами федерации (пример - российская Федерация).

Полуполитическая автономия по сравнению с политической имеет значительно меньший объем полномочий в политико-правовой и экономической сферах, в сфере взаимоотношений с другими субъектами государства. К ведению этой автономии в основном принадлежат: организация институтов местного самоуправления, планирования территории, местного хозяйства, развитие культуры, социального обеспечения и т.д. Одновременно полуполитическая автономия может иметь ряд признаков государственности - собственную конституцию (или устав), свои органы публичной власти, свой предмет ведения и др.

При административной автономии соответствующий регион имеет право самостоятельно решать административные, т.е. управленческие, функции. По своему правовому статусу этот вид автономии ближайший к полуполитической автономии. Разница между ними не четкая и она заключается в том, что полуполитическая автономия при решении административных вопросов больше учитывает национальные, культурные, исторические и другие особенности данной территории, а административная, как правило, направлена лишь на обеспечение большей эффективности управления в определенном регионе. Вместе с тем необходимо отметить, что эти различия правового статуса различных автономных образований в основном условные.

Можно отметить, что существование того или иного вида автономии в унитарном государстве вполне оправдано, поскольку часто решает определенную этническую, национальную, социальную или политическую проблему в том или ином государстве. Так, например, именно автономия стала одним из факторов обеспечения этнополитической стабильности таких унитарных государств, как Испания (страна Басков, Каталония, Андалусия, Галисия), Португалия (Азорские острова и остров Мадейра), Финляндия (Аландские острова), Дания (Фарерские острова и Гренландия), Франция (Корсика) и т.д.

Автономная республика - это форма политической организации населения, проживающего на территории автономии (а не только этнических или религиозных общественных групп). Кроме того, мировая практика государственного строительства, и украинский опыт частности, свидетельствуют, что провозглашение автономии определенной административно-территориальной единицы может быть обусловлено историческими, экономическими, политическими, культурными, моральными, собственно территориальными и другими факторами.

Рассматривая правовой статус Автономной Республики Крым, важно определиться, к какому виду автономии следует отнести эту республику в качестве автономного образования, а также выяснить, какие конкретные политические, экономические, национальные, исторические, культурные и другие факторы предшествовало ее созданию в составе Украины и обусловили особенности ее сегодняшнего правового статуса.

Согласно ст. 2 Основного Закона, суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию, и Украина является унитарным государством. Статья 133 Конституции Украины закрепляет, что Автономная республика Крым, вместе с административно-территориальными единицами, являются составной частью административно-территориального устройства Украины. Вместе с тем Конституция Украины содержит даже не отдельную статью, а целый раздел, который называется «Автономная республика Крым», и закрепляет основы ее правового статуса в составе Украины. Анализ положений этого раздела гласит, что Автономная Республика Крым имеет определенные признаки государственности, а именно: в названии этого автономного образования является слово «Республика», она имеет свою Конституцию; она имеет свой особый представительский орган - Верховный Совет Автономной Республики Крым, в которой есть право принимать Конституцию и другие нормативно-правовые акты Автономной Республики Крым; она также имеет свое правительство - Совет министров, который также издает нормативно-правовые акты; имеет свою территорию, свои флаг, герб, гимн, столицу, государственный язык.

Однако названные признаки государственности существенно ограничиваются другими нормами раздела Х Конституции Украины: Конституция Автономной Республики Крым должна быть утверждена не менее чем половиной от конституционного состава Верховной Рады Украины; нормативно-правовые акты властных органов Автономной Республики Крым принимаются согласно Конституции Украины, законов Украины, актов Президента и Кабинета Министров Украины и на их исполнение. Кроме этого, Автономная республика Крым имеет право осуществлять нормативное регулирование исключительно по вопросам, которые определены ст. 137 Конституции Украины. К этим вопросам относятся, в основном, вопросы местного хозяйства; полномочия, порядок формирования Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики и некоторые другие.

Приведенные положения Основного Закона Украины дают основания сделать вывод, что Автономная Республика Крым в составе Украины является полуполитической автономией (исходя из того понимания этого вида автономии, которое приводилось выше),поскольку политические полномочия этого образования достаточно существенно ограничены Конституцией Украины. Вместе с тем это еще раз подчеркивает, что Автономная Республика Крым не является обычной административно-территориальной автономией, а тем более - обычной административно-территориальной единицей. Ведь ни одна из них не наделена правом принимать собственную Конституцию, хотя и в соответствии с общегосударственной Конституцией.

Весьма характерны и причины образования в составе Украины Автономной Республики Крым. Для их наиболее полного анализа необходимо кратко обратиться к истории. Впервые на территории Крымского полуострова республика была провозглашена еще в 1918 Двадцать восьмого-тридцатого января 1918 Чрезвычайный съезд Советов Тавридской губернии образовал ЦИК Тавриды как центральный орган власти Советов. А уже 21 марта ЦИК Тавриды принял решение об образовании Советской Социалистической Республики Тавриды. Однако эта республика просуществовала лишь немногим более одного месяца. Вскоре после ее провозглашения Крым был захвачен австро-германскими войсками, и почти два с половиной года на территории Крыма шла гражданская война.

После возобновления в Крыму советской власти Таврическая Республика восстановлена не была. Восемнадцатого октября 1921ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление об образовании Крымской Автономной Социалистической Советской Республики - территориальной автономии (поскольку на ее территории проживало большое количество представителей различных национальностей) в составе РСФСР. Крымская АССР как субъект РСФСР просуществовала почти 24 года, пока в июне 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ее не была преобразована в Крымскую область. А в 1954 г. Президиум Верховного Совета СССР, учитывая общность экономики, территориальную близость, тесные хозяйственные и культурные связи Крымской области и Украины, принял решение о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской Советской Социалистической Республики. С тех пор и до 1991 г. Крым был конституционно определен как обычную административно-территориальную единицу - область в составе УССР, которая, собственно, ничем не отличалась от других областей.

Анализ политических реалий, сложившихся в конце 80-х - начале 90-х гг.свидетельствует, что распад СССР привел к своего рода «парада» суверенитетов - союзные республики начали провозглашать свою государственную независимость. После нескольких десятков лет тоталитаризма наблюдалась определенная эйфория от широких демократических изменений. Проблема правового статуса Крыма, которую не могли поднимать в условиях существования в СССР тоталитарного режима, приобрела особую актуальность в период демократизации общественной жизни - перед законодательным органом УССР встал вопрос о восстановлении в Крыму территориальной автономии.

Учитывая форму государственного устройства Украины и учитывая политико-правовые реалии того периода, 28 января 1991 г. Президиум Верховного Совета УССР принял Постановление «Об обращении Крымского областного Совета народных депутатов о восстановлении Крымской АССР», согласно которой вопрос о восстановлении Крымской АССР был вынесен на рассмотрение Верховного Совета УССР. И уже 12 февраля 1991(т.е. еще до времени провозглашения государственной независимости Украины) Верховный Совет УССР принял Закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики», которым конституировался региональный характер Крымской автономии.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод: восстановление в 1991 г. в пределах территории Крымской области УССР Автономной Республики было обусловлено исключительно политическими процессами. Фактически это лишь дань истории и своего рода искупление за преступление власти перед крымскотатарским населением, которое после Второй мировой войны были депортированы за пределы Крымского полуострова. Других предпосылок для создания автономии на территории Крыма не было.

В условиях демократизации государственной и общественной жизни Украины довольно ярко сказываются проблемы конституционно-правового статуса Автономной Республики Крым. В советской государственно-правовой доктрине протяжении довольно длительного времени автономные республики фактически приравнивали к обычным административно-территориальных единиц, несмотря на их названия «республика».Советские ученые доказывали, что автономия советских республик означает лишь даровано свыше право на специфический вид местного самоуправления и местного хозяйства. Советские автономные республики, равно как и советские автономные области, признавались не государствами, а лишь внутренне-государственными территориальными единицами.

Современная украинская конституционно-правовая наука, которая вышла из советской правовой доктрины, тоже в основном продолжает обосновывать специфику правового статуса Автономной Республики Крым в составе Украины как особого вида административно-территориальной единицы. А установленный Конституцией Украины порядок принятия и утверждения Конституции Автономной Республики Крым, на наш взгляд, фактически повторяет процедуру принятия и утверждения конституций автономных республик, которая была установлена еще в конституционном законодательстве СССР 20-х годов прошлого века.

Хотя правовой статус Автономной Республики Крым в составе Украины по своему содержанию и объему полномочий несколько шире и демократичнее, чем статус советской автономной республики, его основы обусловлены именно советской правовой доктриной. В связи с этим необходимость совершенствования правового статуса автономии остается одной из наиболее актуальных политико-правовых проблем настоящего.

История

Была принята на второй сессии Верховной Рады Автономной Республики Крым 21 октября 1998 года в соответствии с Конституцией Украины и Законом Украины от 10 февраля 1998 года «О Верховной Раде Автономной Республики Крым»

Введена в действие в порядке, предусмотренном Законом Украины «Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым», принятым Верховной Радой Украины 23 декабря того же года.

[править] Положения Конституции

[править] Структура Конституции Автономной Республики Крым

  • Раздел I. Общие положения.
    • Глава 1. Конституционные основы статуса и полномочий Автономной Республики Крым, принципы и гарантии Автономной Республики Крым.
    • Глава 2. Территория, символы и столица Автономной Республики Крым.
    • Глава 3. Обеспечение прав и свобод граждан Украины, прав национальностей в Автономной Республике Крым.
    • Глава 4. Обеспечение безопасных и здоровых условий жизни населения. Охрана окружающей природной среды.
  • Раздел II. Полномочия Автономной Республики Крым.
    • Глава 5. Основные полномочия Автономной Республики Крым.
  • Раздел III. Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым. Правосудие и прокуратура в Автономной Республике Крым.
    • Глава 6. Верховная Рада Автономной Республики Крым.
    • Глава 7. Совет министров Автономной Республики Крым.
    • Глава 8. Правосудие и органы прокуратуры в Автономной Республике Крым.
  • Раздел IV. Местное самоуправление в Автономной Республике Крым.
    • Глава 9. Осуществление местного самоуправления в Автономной Республике Крым.
  • Раздел V. Гарантии статуса и полномочий Автономной Республики Крым.

[править] Статус Крыма

Согласно ст. 1 «Статус Автономной Республики Крым, Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым» Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определённых Конституцией Украины, решает вопросы, отнесённые к её ведению.

В соответствии со ст.2 Конституции Крыма в случае противоречия положений нормативно-правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым и актов Совета министров Автономной Республики Крым Конституции Украины, законам Украины действуют положения Конституции Украины, законов Украины.

[править] Статус русского языка в Автономной Республике Крым

Согласно статье 10 Конституции Крыма «Обеспечение функционирования и развития государственного языка, русского, крымскотатарского и других национальных языков в Автономной Республике Крым» в Автономной Республике Крым наряду с государственным языком обеспечивается функционирование и развитие, использование и защита русского, крымскотатарского, а также языков других национальностей. Русский язык как язык большинства населения в Автономной Республике Крым и приемлемый для межнационального общения используется во всех сферах общественной жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: