Структура финансовых ресурсов МВД России в разрезе статей расходов федерального бюджета




Статья расходов годы
         
млрд. руб % млрд. руб % млрд. руб % млрд. руб % млрд. руб %
Федеральный бюджет 227.2 100.0 260.7 100.0 303.7 100.0 391.5 100.0 431.8 100.0
Расчет с личным составом и пенсионерами 160.9 70.8 180.4 69.2 205.4 67.6 282.9 72.3 316.9 73.4
Техническое оснащение, выполнение договорных обязательств 46.5 20.5 51.8 19.9 60.2 19.8 66.1 16.9 70.9 16.4
Оперативно служебные 8.1 3.6 10.7 4.1 11.8 3.9 13.8 3.5 16.8 3.9
Капитальные пложения 11.7 5.1 17.8 6.8 26.3 8.7 28.7 7.3 27.2 6.3

 


Важно понимать, что существует не только прямая связь, которая заключается в отражении отчетными финансовыми показателями обеспеченности подразделений органов внутренних дел кадровыми и материально-техническими ресурсами, но и обратная, которая, на наш взгляд, даже более значимая. Эта связь заключается в том, что величина финансовых ресурсов не вторична по отношению к материально-техническим и кадровым, а, напротив, первична, так как в условиях товарно-денежных отношений привлечение кадровых и материально-технических ресурсов в сферу функционирования правоохранительных органов, регулирование их масштабов осуществляется с использованием финансовых средств, которыми для МВД России и других правоохранительных органов, прежде всего, являются бюджетные ресурсы. Финансовые ресурсы влияют не только на количество кадровых и материально-технических ресурсов, но и на их качество, что в конечном итоге отражается на качестве правоохранительной услуги и безопасности страны. Как пишет А.П. Опальский, “бюджет МВД должен представлять собой показатель могущества государства в обеспечении общественного порядка на территории страны, спокойствия граждан, сохранности их собственности и т.п.”8 Однако для привлечения в правоохранительную систему высококвалифицированных кадровых ресурсов, в первую очередь, важна даже не общая сумма финансовых ресурсов МВД России, направленных на оплату труда личного состава, а справедливые нормы денежного довольствия сотрудника, позволяющие реализовать все определенные современной экономической наукой функции заработной платы. По состоянию на декабрь 2009 г. параметры денежного довольствия основных категорий сотрудников органов внутренних дел таковы: офицерский состав (капитан, старший оперуполномоченный· РОВД, с выслугой 10 лет) - 18,5 тыс. руб.; рядовой состав (сержант, милиционер ППС,· с выслугой 5 лет) - 12,3 тыс. руб. Данные о размере денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел позволяют сделать следующие заключения: во-первых, учитывая, что служба в органах· внутренних дел сопряжена с реальным риском для жизни и здоровья, нельзя считать справедливым нахождение уровня оплаты труда сотрудников ниже уровня средней заработной платы по стране; во-вторых, при низкой оценке эффективности· деятельности органов внутренних дел в сравнении с другими правоохранительными органами следует учитывать, что денежное довольствие сотрудников МВД России продолжает оставаться одним из самых низких как в системе правоохранительных органов, так и по отношению к военнослужащим в других федеральных органах исполнительной власти9. Поэтому мы полагаем, что даже в условиях константы лимита финансирования государством оплаты труда милиционеров приоритет должен быть отдан не большой численности малообеспеченных сотрудников, а более низкой численности штатов органов внутренних дел при достойной оплате труда. В данной связи стоит отметить, что постановка Указом Президента РФ от 24 декабря 2009 г. 1468 вопроса об увеличении бюджетных ассигнований, направляемых на дополнительное денежное стимулирование сотрудников органов внутренних дел за счет средств, высвобождаемых в результате сокращения их штатной численности, среди основных направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел МВД России справедливо и объективно необходимо. В данном случае уместно привести известное выражение западных исследователей деятельности правоохранительных систем: “ничто так дорого не обходится обществу, как дешевая полиция”. Это вполне объяснимо, потому что низкие нормы оплаты труда сотрудников органов внутренних дел являются одной из главных причин как наличия большого количества низкоквалифицированных кадров, неспособных эффективно решать поставленные задачи, так и коррупции - факторов роста цены правоохранительной услуги. Аналогичные умозаключения можно сделать и для материально-технических ресурсов, величина, а главное, качество которых, определяются финансовыми возможностями органов внутренних дел и государства. Таким образом, финансовые ресурсы и финансирование как процесс управления финансовыми ресурсами в современных условиях являются одними из главных рычагов управления социальными и экономическими системами, в том числе такими сложными, как система МВД России. Увеличивая и уменьшая долю бюджета правоохранительных органов в федеральном бюджете или валовом внутреннем продукте страны, а также долю отдельных групп расходов в самом бюджете органов внутренних дел МВД России, можно форсировать или ограничивать масштабы и направления деятельности в рамках государственных программ по охране правопорядка.

Так, уменьшая или увеличивая доли расходов, предназначенных для оплаты труда личного состава, закупок вооружения, оперативной, криминалистической и другой техники, средств связи, НИОКР, для финансирования капитального строительства, можно воздействовать на состояние материальной базы и развитие экономического и научно-технического потенциалов органов внутренних дел. Отдельно рассмотрим такой важный вид ресурсов органов внутренних дел, как информационные ресурсы. Их значимость предопределена современным вектором развития человечества, вступившего в эпоху информационных технологий, где самым ценным ресурсом является информация, а также средства ее накопления, обработки и использования. Рассматривая использование информационных ресурсов в деятельности органов внутренних дел, следует выделить два основных их вида: первый - это сама информация, необходимая· для деятельности подразделений органов внутренних; второй - это средства получения, накопления,· хранения, обработки и передачи информации. Часть данных ресурсов одновременно будут являться материально-техническими, однако их использование для целей хранения, обработки и передачи информации позволяет считать их информационными. Для целей обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов важное место среди информационных ресурсов органов внутренних дел внешнего пользования занимает ведущийся МВД России “Реестр дисквалифицированных лиц”10. Однако отрицательным фактором является платность услуги по предоставлению информации из Реестра и отсутствие открытого доступа к нему. Ведь размещение в открытом доступе дисквалифицированных лиц на сайте будет иметь положительное значение для уровня экономической безопасности и превенции преступности не только с точки зрения информирования общества о необходимости соблюдения мер осторожности при вступлении в экономические отношения с дисквалифицированными лицами, но и с позиций создания дополнительной неформальной санкции для нарушителя (“доски позора”). В настоящее время руководством МВД России уделяется достаточно много внимания развитию информационных ресурсов второго типа - средств получения, накопления, хранения, обработки и передачи информации. Так, в настоящее время уже созданы и активно используются интегрированные банки данных федерального (“ИБД-Ф”) и регионального уровней (“ИБД-Регион”), содержащих сведения о лицах, судимых и находящихся в розыске, утерянном, украденном оружии, автомототранспорте, антиквариате, номерных вещах, мобильных телефонах и ряде других субъектах учета, что в конечном итоге способствует оперативному раскрытию преступлений. С использованием информационных ресурсов “ИБД-Регион” за первое полугодие 2010 г. раскрыто свыше 550 000 преступлений, что на 67% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Для подразделений органов внутренних дел, осуществляющих непосредственное противодействие экономическим и налоговым преступлениям, особое значение будет иметь единая, территориально-распределенная, автоматизированная информационно-аналитическая система обеспечения деятельности подразделений экономической безопасности органов внутренних дел, работы по созданию которой ведутся с 2007 г. Использование данной системы должно обеспечить, в частности, своевременное определение угроз экономической безопасности государства, выработку мер по их нейтрализации; совершенствование раскрытия наиболее опасных экономических и налоговых преступлений; формирование максимально полной и актуальной картины о состоянии экономической безопасности государства. Наиболее значимым информационным ресурсом органов внутренних дел должна стать единая информационная телекоммуникационная система (ЕИТКС), создание которой ведется с 2005 г. Данный информационный ресурс, вопервых, должен обеспечить доступ всех подразделений органов внутренних дел ко всем существующим федеральным и региональным базам данных МВД России, а во-вторых, создаст единую электронную систему управления органами внутренних дел в режиме реального времени. Такой ресурс не только повышает качество правоохранительной услуги за счет улучшения качества расследования преступлений путем оперативного получения сотрудниками органов внутренних дел в режиме реального времени точной и достоверной оперативно-справочной, разыскной и криминалистической информации, интегрированной в системе МВД России, но и позволяет снизить цену правоохранительной услуги за счет сокращения некоторых видов расходов. Уже сейчас есть положительные примеры, когда проведение служебных совещаний в формате видеосвязи дает возможность сократить количество служебных командировок сотрудников МВД России и связанные с ними расходы (суточные, оплата проживания, оплата проезда командируемых). Управление информационными ресурсами органов внутренних дел также имеет ряд проблем, которые, прежде всего, связаны с необходимостью обеспечения технической защиты информации. Ведь закрытые базы данных МВД России в случае несанкционированного доступа к ним могут быть использованы не во благо целей борьбы с преступностью, а, наоборот, для совершения преступлений и их сокрытия. В этой связи обработка и хранение информации ограниченного доступа разрешается только на аттестованных по требованиям безопасности объектах информатизации, т.е. только в тех подразделениях органов внутренних дел, где в полном объеме проведен комплекс мероприятий в области технической защиты информации, включая выдачу аттестата соответствия объекта информатизации требованиям безопасности информации. Проблема МВД России заключается как раз в том, что министерство в настоящее время имеет недостаточное количество защищенных по требованиям безопасности информации объектов информатизации - аттестованных подразделений органов внутренних дел. При этом техническое состояние подразделения может фактически соответствовать требованиям информационной безопасности, но без прохождения соответствующей аттестации оно не может быть признано защищенным объектом информатизации, а следовательно, и пользоваться имеющимися в распоряжении современными информационными ресурсами не может11. К сожалению, снова все упирается в недостаток финансовых ресурсов, не позволяющий, с одной стороны, обеспечить потребность органов внутренних дел в современных, отвечающих требованиям безопасности, информационно-технических ресурсах, а с другой - пройти аттестацию подразделения на соответствие требованиям безопасности, что делает бессмысленным возможное фактическое решение первого вопроса. И конечно же, нельзя не отметить, что использование современных информационных технологий предполагает наличие высококвалифицированных кадров, недостаток которых может свести работу дорогостоящей техники к функциям печатной машинки, что вновь увеличит цену, но не повысит качество правоохранительной услуги. В заключение отметим, что простой анализ видов имеющихся в распоряжении органов внутренних дел МВД России ресурсов и их величины, проведенный нами, пусть даже с использованием методов научной классификации, не позволяет определить настоящие причины выявленных выше проблем - важнейших факторов недостаточной эффективности деятельности системы правоохранительных органов. Для этих целей необходим анализ действующей системы организации и методов управления ресурсами органов внутренних дел МВД России. Проведение такого анализа представляется целесообразным для финансовых и кадровых ресурсов в разрезе этапов (планирование, обеспечение, использование, учет, контроль), субъектов, организационных мероприятий и методов управления ресурсами органов внутренних дел МВД России.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: