ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Запишите слово, пропущенное в схеме
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Ощущение, форма познания, суждение, восприятие, представление.
Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания
1) Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия «Русь» от прибалтийского племени ругов.
2) Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна
3) Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики.
4) Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий заболеванию раком.
5) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал.
4. Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Формой чувственного познания является представление.
2) Одной из форм чувственного познания является восприятие.
3) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения.
4) Исходным элементом чувственного познания является ощущение.
5) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.
Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.
2) Рациональное познание присуще только человеку.
3) Одной из форм рационального познания является представление.
4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине.
5) Исходным элементом рационального познания является понятие.
Выберите верные суждения о видах деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В отличие от других видов деятельности, учение способствует познанию мира.
2) И учение, и труд, и игра могут осуществляться как индивидуально, так и сообща.
3) В отличие от учения и игры, труд позволяет удовлетворять материальные потребности.
4) Все виды деятельности предполагают использование специального оборудования.
5) Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности.
Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Формами рационального познания являются ощущение, восприятие, представление.
2) Для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов.
3) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.
4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.
5) Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств.
8. Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Особенностью мышления является его опосредованный характер.
2) Дедукция – это логическое умозаключение от частного к общему.
3) Синтез как приём мышления есть разложение предмета на составляющие его части и стороны.
4) Мышление невозможно без анализа, синтеза и сравнения.
5) Объективной материальной формой мышления является язык.
Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПЕРАЦИИ | ФОРМЫПОЗНАНИЯ | |
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа B) фиксация существенных свойств предмета Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся | 1) чувственное 2) рациональное (логическое) |
Учёный биолог Петров изучает роль ядовитых грибов в жизни леса. Выберите из приведённого перечня эмпирические методы исследования, используемые Петровым. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выдвинул гипотезу о защитных функциях ядовитых грибов по отношению к некоторым видам растений.
2) Изготовил модель развития грибницы в различных природных условиях.
3) Подготовил список основной литературы по изучаемой проблеме.
4) Подготовил иллюстрированный атлас с описанием наиболее распространённых видов ядовитых грибов.
5) Зафиксировал с помощью видеозаписи ареал распространения основных видов ядовитых грибов Подмосковья.
6) Установил в лаборатории химический состав нескольких видов ядовитых грибов Подмосковья.
11.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В философии под отражением объективной действительности в сознании человека понимается процесс ________(А). Учёные выделяют две его ступени. Одна из ступеней — ________(Б) — характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме ощущений, восприятия и________(В). Она является исходным пунктом освоения мира, в результате которого создаётся________(Г). Другая ступень познавательного процесса — _______(Д) — обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия,_______(Е), умозаключения».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1)образ 2)рациональное познание 3)эмоциональное 4) теоретическое познание
5)представление 6) смысл 7)суждение 8) познание 9) эмпирическое познание
12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Целенаправленное систематическое изучение объекта без воздействия на него называют __________(А). Концентрируя __________(Б) на объекте, исследователь опирается на имеющиеся у него некоторые знания о нём, без которых нельзя определить цель этого вида деятельности. Этот метод характеризуется активностью __________(В), его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования. Взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется следующими __________(Г): приборами и инструментами, с помощью которых ведётся наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления превращают недоступные органам чувств человека микробы, элементарные частицы и т.п. в эмпирические __________(Д). Данный метод научного познания даёт исходную __________(Е) об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) информация | 2) наблюдатель | 3) познание |
4) средства | 5) методы | 6) объекты |
7) наблюдение | 8) внимание | 9) истина |