Экспериментально-психологическое исследование




Клинико-психологическое исследование

В ходе беседы и наблюдения обнаруживает живые эмоциональные реакции, легко вступает в контакт. Темп речи, ассоциаций, психомоторных реакций не замедлен. Ответы адекватны по содержанию, хорошо разбирается в социальных вопросах. Испытывает некоторые затруднения при формулировке (словесном оформлении) ответов.

Сообщил, что окончил 9 классов вспомогательной школы-интерната и 1 курс ПТУ (специальность – ручная вышивка). В настоящее время находится на содержании и лечении в психоневрологическом интернате. Тяготится пребыванием в среде хронизированных психически больных. Стремится к самостоятельной жизни в здоровом обществе. Имеет отчетливые установки и конкретные планы на завершение общего среднего образования в вечерней школе и специального образования – в ПТУ.

Самостоятельно установил контакты с родительской семьей (был оставлен матерью в родильном доме сразу после рождения).

Экспериментально-психологическое исследование

Инструкции понимает верно. Работает быстро, заинтересованно. При исследовании познавательной деятельности с помощью патопсихологических методов («счет по Крепелину», корректурная проба Бурдона и др.) отмечается сохранность основных функций внимания (объем, концентрация, переключаемость) и уровня умственной работоспособности с незначительной тенденцией к инертности и истощаемости. В то же время в условиях повышенной функциональной нагрузки проявляет способность к удержанию волевого усилия и высокую мотивацию к достижению хороших результатов деятельности.

Мнестическая функция – без выраженных особенностей и отчетливых признаков снижения. Кратковременная рече-слуховая механическая память – 5 слов и 5 цифр после первого предъявления; «Кривая запоминания 10 слов»: 5 8 10 - полностью соответствует нормативным данным. Оперативная кратковременная память, требующая активного переструктурирования усвоенной информации (например, воспроизведение цифр в обратном порядке), незначительно ослаблена в пределах «нормы», в силу повышенной инертности (недостаточной пластичности) психической деятельности. Логическая память сохранна (успешно справляется с пересказом текста средней степени сложности). Зрительно-пространственная память (воспроизведение геометрических фигур – тест Бентона), а также пространственное конструирование (cоставление моделей из «Кубиков Коса») не нарушены. Модальностно-специфических расстройств памяти не выявлено.

Мыслительная деятельность осуществляется преимущественно на среднем (функциональном) уровне обобщения без искажения логической структуры. Следует отметить, что испытуемому доступно оперирование абстрактными понятиями и обобщение на основе категориальных признаков: «поэма и статуя – произведения искусства», «поощрение и наказание – методы воспитания», «воздух и вода – стихии», «термометр и весы – измерительные приборы».

Суммарный показатель уровня интеллекта, по данным методики Векслера, соответствует средней возрастной «норме» (IQ = 104). Однако, структура интеллекта отражает диспропорциональность в развитии отдельных познавательных функций. Так, испытуемый успешно справляется с заданиями, отражающими в большей степени природные возможности интеллекта – способность к научению, скорость образования навыка, память, пространственный анализ и синтез, а также – с заданиями, характеризующими «социальный интеллект» – здравый смысл, «понятливость», житейский опыт. В то же время, по сравнению с интеллектуальными возможностями реальные «интеллектуальные достижения», приобретенные в течение жизни (общая эрудиция, словарный запас и навыки речевого общения, арифметический счет), значительно снижены.

Таким образом, полученное образование не соответствует (ниже) возможностям испытуемого. В генезе этой диспропорциональности отчетливо просматриваются факторы социально-педагогического характера, недостаточный учет индивидуальных особенностей и потенций опекаемого ребенка.

Эмоционально-личностная сфера. Эмоциональный фон – преимущественно ровный. Признаков подавленности, тревоги, выраженной аффективной неустойчивости не отмечается. Патохарактерологических и поведенческих нарушений, по имеющимся данным, не определяются. Отмечается некоторая склонность к самопереоценке («юношеская бравада»), имеющая отчетливый гиперкомпенсаторный характер.

Опросниковые и проективные методы выявляют в структуре личности черты добросовестности, открытости, стеничности, искренности. Сформирована способность к пониманию межличностных отношений, усвоены социальные нормативы и приемлемые в обществе способы поведения. Эмоциональные реакции адекватны по содержанию и способу выражения.

Заключение. Проведенное психологическое исследование выявляет отсутствие выраженных интеллектуальных нарушений (уровень интеллекта соответствует «средней норме»), эмоционально-мотивационных и характерологических девиаций, препятствующих адаптации в широкой социальной среде. Сохранность основных психических функций, правильные социальные установки, познавательные интересы, высокая мотивация к завершению общего и специального среднего образования позволяют рекомендовать испытуемому обучение в общеобразовательной средней школе и ПТУ.

Учитывая данные анамнеза (в том числе факты социально-педагогической запущенности), следует обратить особое внимание на необходимость социальной и психологической поддержки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: