Тема 1.3. Основные принципы и нормативная база защиты населения от чрезвычайных ситуаций




План лекции

1. Основные положения Федеральных Законов «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне».

2. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС.

3. Содержание медицинских мероприятий гражданской обороны в мирное время и при угрозе нападения противника.

4. Организация проведения и содержание медицинских мероприятий гражданской обороны при возникновении очагов массового поражения.

Основные понятия. Законодательные акты и нормативно-техническая документация по действиям в чрезвычайных ситуациях. Основные положения Федеральных Законов «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне». Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения. Мероприятия медицинской защиты, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах. Комплекс стандартов «БЧС» - «Безопасность в чрезвычайных ситуациях». Задачи и содержание комплекса «БЧС». Организация и выполнение эвакуационных мероприятий. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.

Основные положения Федеральных Законов «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне».

В целях регулирования по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров в Российской Федерации приняты законы:
68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 г.
Целями настоящего Федерального закона являются:

  • предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
  • снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • восстановление территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.

Законом определены задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и социальная защита пострадавших, а также порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите от ЧС, порядок подготовки населения, организация государственного надзора и контроля, ответственность за нарушение законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В области гражданской обороны закон РФ № 28 «О гражданской обороне» от 13.06.97, в котором определены задачи в области ГО – основные из них:

  • Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
  • Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  • Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
  • Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  • Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий.
  • Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий, в том числе, медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер.
  • Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий.
  • Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению.
  • Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий.
  • Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий.
  • Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб.
  • Срочное захоронение трупов в военное время.
  • Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения.
  • Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Законом утверждены Полномочия правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, а также функции органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны. Определены силы ГО. В развитие законов № 28 «О гражданской обороне» и № 68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» изданы постановления правительства № 841 от 02.11.2000 «Об организации обучения населения в области гражданской обороны» и № 547 от 04.09.2003 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и принимают участие в проведении других мероприятий по ГО. Оказывают содействие органам государственной власти и организациям в области ГО. Права и обязанности граждан РФ
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
и социальная защита пострадавших.

Граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами ликвидации ЧС использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от ЧС; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС; участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на бесплатное государственное социальное страхование; получение компенсации и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС; на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечием или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступили вследствие трудового увечья; на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

2. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС

Граждане Российской Федерации обязаны: соблюдать законы и иные нормативно-правовые акты РФ, законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС; изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приёмы оказания первой мед. помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС.

При необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Основные задачи и состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности организации (объекта) Создание, реорганизация и ликвидация КЧС и ПБ, назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетенции осуществляются решениями (приказами) руководителей объектов. Компетенция и полномочия КЧС и ПБ определяются в положениях о них или в решении об их создании. В общем случае, основные задачи КЧС и ПБ в соответствии с их полномочиями, определены постановлением правительства РФ № 794 от 30.12.2003 г.

Разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности. Координация деятельности органов управления и сил единой системы. Обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановление и строительство жилых домов, объектов ЖКХ, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС. Иные задачи могут быть возложены на соответствующие КЧС и ПБ решениями правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Основными типовыми задачами объектовой комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечения пожарной безопасности являются:

  • руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС и пожарной безопасности, повышению надежности работы объекта, обеспечению устойчивости его функционирования при возникновении ЧС;
  • организация работ по созданию на потенциально опасном объекте локальной системы оповещения, поддержание её в постоянной готовности;
  • обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство их ликвидацией и эвакуацией персонала объекта;
  • руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также всего остального персонала объекта к действиям при ЧС.

КЧС и ПБ создается на объекте решением руководителя объекта. Положение о комиссии (приложение 1) и её состав объявляются приказом.
Численность комиссии и её персональный состав определяет руководитель объекта. При этом учитывается, что состав комиссии должен обеспечить качественное проведение в полном объеме мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению, а также ликвидации ЧС, устойчивое управление силами при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР). Вместе с тем не следует стремиться к созданию многочисленной комиссии. Необходимо помнить, что успех в любом деле достигается не числом, а умением, заблаговременной подготовкой членов комиссии, рациональным распределением функциональных обязанностей. КЧС и ПБ комплектуется ответственными работниками управленческого аппарата объекта и его структурных подразделений. Может быть рекомендован следующий примерный состав комиссии (вариант для крупного объекта). Руководство комиссии: Председатель – руководитель объекта (иногда его заместитель); заместитель председателя – главный инженер; заместитель председателя – начальник отдела ГЗ объекта.

Члены комиссии: Главные специалисты объекта (главный технолог или начальник производства, главный энергетик, главный механик и т.п.); председатель эвакокомиссии (как правило, заместитель директора по общим вопросам или начальник отдела кадров, начальник ЖКО); руководители специализированных подразделений, как правило, являющиеся начальниками соответствующих служб гражданской обороны (оповещения и связи, радиационной и химической защиты, противопожарной, медицинской, охраны общественного порядка, материально-технического снабжения, транспортной, убежищ и укрытий и др.); руководители специальных служб, как например, техники безопасности, финансов, юридической, экологии и т.п.

Возложение на себя руководства КЧС и ПБ директором предприятия, как и включение в её состав руководителей специализированных подразделений, возглавляющих соответствующие службы ГО представляется оптимальным вариантом, обеспечивающим одновременно повышение готовности к защите объекта и его персонала в военное время.

Дело в том, что многие мероприятия гражданской обороны, особенно по вопросам устойчивости функционирования в чрезвычайных условиях, защиты персонала и населения, проживающего вблизи объекта, создания и подготовки сил и средств для ликвидации последствий поражения обычными средствами в значительной степени связаны (и тождественны) с мероприятиями, направленными на предупреждение и ликвидацию ЧС. Кроме того, органы территориальных отделов ГЗ, а также нештатные аварийно-спасательные формирования ГО базируются на одних и тех же управленческих структурах и подразделениях объекта. Следует также учитывать, что в соответствии с законом РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004 нештатные аварийно-спасательные формирования проводят АСиДНР не только в очагах поражения в военное время, но привлекаются при ликвидации ЧС в мирное время.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: