Жильцов К.В.
Иностранная помощь СССР в развитии промышленности в 20 – 30-е годы.
Само советское правительство середины 20-х годов не стеснялось того факта, что страна победившего большевизма технически отстаёт во многом от стран Западных Европы.
Приоритетные направления развития:
· Оснащение вооружённых сил техникой
· Тяжёлая промышленность
Была изначально крайне низкая база для индустриального рывка в контексте привлечения западных технологий и специалистов.
Небольшая партия танков «Русский Рено» 1920 год.
Планировалось смежная программа совмещения тракторных и танковых деталей.
· В 1926 год – принята з-х летняя программа танкостроения по созданию отечественных образцов.
В основе планируемого проекта лежал американский танк Т.1 Е.1 фирмы «Каннингхэм».
_______________________________
Планы не удалось реализовать:
· Слабость отечественных конструкторских кадров
· Слабая материальная база
· Крайний дефицит квалифицированных рабочих для сборки моделей.
Своими силами получилось создать модель МС-1 (на базе французского танка времён Первой мировой войны «Рено FC-17»)
Модель танка 1928 МС-1
В 1929 году принято решение за обращением к зарубежной помощи.
Была создана специальная комиссия И.А. Халепским («Управление модернизации и моторизации Красной Армии»)
(1893 – 1938)
Программа модернизации:
Приглашение в СССР зарубежных конструкторов для разработки новых моделей.
Отправка за рубеж специалистов для получения необходимых знаний и опыта.
Закупка у иностранных фирм образцов танков для их изучения.
Приобретение лицензий на производство наиболее подходящих моделей.
|
Получение технической помощи от иностранных фирм
Персональный выход на известных конструкторов и разработчиков.
Йозеф Фольмер
(контракт на 70 тыс. долларов)
Группа Эдварда Гротте (завод «Большевик»)
Страны, с которыми пытались сотрудничать советские «модернизаторы»:
· Германия («Кама» - танковая школа Казань- Мальбрандт, технология сварки броневых корпусов, прицепов и пушек)
· Великобритания (фирма «Виккерс», закупки – танкеток 20 шт, лёгких 6-тонных танков – 15 шт, танков, танков-мидиум - 3 шт.)
· США (неудачные переговоры с фирмой «Каннингэм», знакомство с конструктором Джоном Уолтом Кристи и его моделью М940, заключение контракта на сумму 164 тыс. долларов, срок производство танков на 10 лет.)
· Франция (переговоры с фирмой «Ситроен», попытка закупить вездеходы и гусеничные шасси)
· Чехословакия (попытка закупить полноприводные автомобильные шасси и скоростные тягачи)
· Италия (переговоры с фирмой «Фиат-Ансальдо» по поводу взаимодействия в конструировании сверхтяжёлого танка).
В результате:
· На основе британского образца «Виккерс» 6 тонн был создан танк Т-26 (более 11,5 экземпляров)
· На основе «танка Кристи» был создан БТ – «Быстроходный танк» (выпущен в количестве 9,5 тыс. экземпляров)
Иностранная техническая помощь в авиатехнике
(на примере советско-американского сотрудничества)
Создание структуры Амторг (автотранспортный подотдел Технического отдела)
I этап
Закупка спецлитературы, станков агрегатов.
(В 1925/26 гг- авиатехники и авиапринадлежностей было закуплено на 1 513 000 долл. США занимали по закупкам 5-ое место, электропечи «Бейли» для плавки алюминиевых деталей)
|