Огромное значение в обучении и тренировке имеет индивидуальный подход преподавателя к ученикам. В атом отношении он должен основываться на тщательном изучении особенностей своих учеников и, в частности, принимать во внимание их индивидуально-психологические различия. Эти различия можно вполне учесть в процессе тренировки, но особенно ярко они выявляются во время соревнований. Специальное исследование этого вопроса автором позволило установить наличие у бойцов индивидуально-психологических особенностей.
Конечно, они не являются врожденными и неизменными. Они подчеркивают особенности темперамента и характера бойцов и являются главным образом следствием воспитания и деятельности, предшествовавшей занятиям фехтованием и развития их в процессе этих занятии. Зная об этих особенностях, педагог может соответственно индивидуализировать и методику тренировки.
Есть бойцы, которые внимательно изучают противника еще до встречи с ним. В бою они очень спокойны; умеют разгадать противника и воспользоваться его слабостями; применительно к условиям боя всегда находят особый способ действий; правильно учитывают момент и своевременно действуют; во время боя быстро и свободно составляют новые тактические комбинации, не показывают резких действий, мало атакуют, а больше защищаются и умело выигрывают па рипостах (т. е. используют тактику активной обороны). Другие бойцы—сильные физически, эмоционально возбудимые, быстрые и резкие в своих действиях; отличаются большой активностью и инициативой; предпочитают атаковать, а не защищаться, но действуют иногда недостаточно обдуманно. Наконец, есть бойцы, отличительные черты которых — спокойствие, выдержка и исключительно развитая воля к победе. Как бы ни было неблагоприятно их положение во время боя, они бьются совершенно спокойно, с напряжением всех своих сил. Они очень внимательно относятся к противнику: для них нет слабых противников, они всегда очень осторожны. Вместе с тем они решительны и умеют отлично нападать и защищаться.
|
Опыт работы мастера Булочко в детской фехтовальной школе показывает, что вполне возможно воспитать и наступательный и оборонительный тип бойца. Можно также воспитать бойца, в одинаковой мере владеющего тактикой нападения и тактикой активной обороны. Все это почти целиком зависит от преподавателя. Систематически наблюдая и фиксируя индивидуально психологические различия занимающихся и выясняя тем самым особенности их темперамента и характера, преподаватель должен индивидуализировать методику обучения и тренировки.
Только при таких условиях можно воспитать наиболее совершенных бойцов разносторонне владеющих тгхникой и тактикой фехтования, умеющих целесообразно нападать и защищаться, не теряющих присутствия духа в самых критических положениях, действующих быстро, решительно и добивающихся победы. Именно таких фехтовальщиков должны готовить секции владения холодным оружием, создавая тем самым не только спортсменов, но и будущих бойцов РККА.
IV. ФЕХТОВАНИЕ — СРЕДСТВО ПСИХИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БОЙЦА
К РУКОПАШНОЙ СХВАТКЕ
Фехтование — оборонный вид физических упражнений. Но спортивное фехтованне должно сочетаться с изучением техники и тактики рукопашного боя.
|
Овладение техникой и тактикой фехтования создает предпосылки для овладения техникой и тактикой рукопашного боя. Эти предпосылки базируются на психологических закономерностях переноса навыков. Явление переноса навыков заключается в том, что одна группа навыков или один навык способствует быстрейшему овладению другими, новыми навыками. Перенос навыков имеет место при наличии сходства двух или нескольких действий и, особенно, при наличии осознания принципов действий. Фехтование на эспадроне облегчает овладение системой двигательных навыков при изучении приемов рубки, а фехтование на рапире и винтовках с эластичным штыком облегчает овладение системой двигательных навыков при изучении приемов штыкового боя.
Фехтование также воспитывает комплекс волевых и других психических качеств, развитие которых дает несомненные преимущества бойцу во время рукопашной схватки.
Самый факт соревнования с оружием в руках, поражения, хотя и условного, оружием противника и ограждение самого себя от уколов и ударов противника создает у фехтовальщиков особую психическую установку, приближающуюся к психологическому состоянию бойца во время рукопашной схватки.
Умение владеть оружием, умение молниеносно ориентироваться в обстановке, приближающейся к обстановке боя с противниками во время рукопашной схватки, владение тактикой фехтования создает уверенность бойца в своих силах и силе своего оружия, позволяет ему в рукопашной схватке сражаться одному против нескольких врагов и побеждать их.
|
Таким образом, воспитываемая в процессе занятий фехтованием психическая установка, к ведению рукопашного боя и уверенность в своих силах и силе своего оружия, помноженная на высокую политическую сознательность и безграничную преданность трудящихся Советского Союза Социалистической Родине, партии Ленина — Сталина, создают из каждого фехтовальщика стойкого и мужественного бойца.
Такого бойца, который «если уж нужно будет отдать свою жизнь, сделает это так, чтобы — по меткой реплике наркома обороны т. К. Е. Ворошилова во время речи т. Штерн на XVIII съезде ВКП(б), — раньше получить двадцать жизней врагов за одну жизнь нашего драгоценного человека» [31].
Глава третья
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ [32]
Физиологические предпосылки к методике обучения и тренировке в фехтовании следует начать с вопроса о двигательном панике.
Всякий двигательный навык, в том числе и фехтовальный, с точки зрения физиологии является «условным, сложным, проприоцептпвным двигательным рефлексом» (Крестовников). Следовательно, все условия, необходимые для образования условного рефлекса, будут лежать в основе овладения фехтовальными движениями. Первичными условными раздражителями при овладении навыком в фехтовании являются: слуховое раздражение (словесное объяснение, команда, поправки), зрительные раздражения и показ преподавателя; безусловным раздражителем — кожно-мышечное ощущение движения (пропрноцептивная чувствительность).
Пример: по команде выполняется четвертая защита; преподаватель дает указания об ошибках, и обучаемые исправляют неверно взятое положение. Затем дается подтверждение правильности выполнения приема. Это словесное (условное) подтверждение верности движения сопоставляется (подкрепляется) проприоцептивными ощущениями. После неоднократных повторений таких сочетаний у обучающегося создается вновь образованный навык.
Другой г пример: преподаватель производит заранее обусловленное изменение в положении своего оружия, обозначающее нанесение удара или укола, в ответ на которое должно следовать выполнение обучаемым нужного движения. В этом случае раздражитель будет уже не слуховой, а зрительный.
Зрительное ощущение, кроме того, во всех случаях является вторичным условным раздражителем, так как обучаемый всегда согласовывает проприоцептивное ощущение со зрительным восприятием. Так например, при исполнении 4-й защиты у обучаемого слово преподавателя «верно» ассоциируется с мышечно-суставными ощущениями, идущими от верхней конечности, и одновременно со зрительными ощущениями от положения своего оружия по отношению к оружию преподавателя, своему туловищу и т. д. Встречаются лица, уже владеющие приемами фехтования, но выполняющие их неправильно: эти лица усвоили неправильные навыки.
Раздражение в процессе образования условного рефлекса, при обучении правильному навыку идет по тем же нервным проводникам, по которым оно идет и в неправильном навыке. Поэтому необходимо сначала разрушить старый, неправильно образованный навык, а затем уже образовывать новый.
Для успешности образования двигательного навыка и тренировки его существенно также учесть принцип «оптимальной возбудимости». Известно, что возбудимость нервно-мышечного аппарата и соответствующих отделов центральной нервной системы (ц. н. с.) перед началом движения должна быть оптимальной. При повышенной возбудимости выполнение необходимого движения сопровождается целой серией лишних движений в силу того, что возбуждение ц. н: с. будет распространяться по коре головного мозга, а не концентрироваться в определенном (доминантном) для выполнения данного движения участке. Образование навыка при этом условии будет затруднено. Когда возбудимость перед началом движения будет понижена, то в силу инертности соответствующих участков ц. н. с. образование навыка замедлится.
Преподаватель должен знать и хорошо учитывать этот принцип, ибо только при состоянии оптимальной возбудимости возможно быстрое и точное образование навыка.
При образовании фехтовальных навыков и в последующем — при практическом применении их в процессе боев — может иметь также значение учет «принципа взаимно-сочетанной иннервации» Шеррингтона.
Для быстрого устранения утомления в только что работавшей верхней конечности надо в период отдыха производить сокращение мышц «работавшей руки. В силу взаимно-сочетаиной иннервации во время работы одной руки возбудимость нервно-мышечного аппарата в ней постепенно, с развитием утомления, понижается. Одновременно в другой руке, находящейся в покое, возбудимость повышается. В период отдыха после работы наблюдается противоположное явление.
Этот физиологический принцип для фехтования весьма важен, ибо движения с оружием производятся только одной рукой. Другая же в большинстве случаев находится в статическом положении или производит незначительные движения.
Наконец, необходимо отметить значение установленного Магнусом влияния положения головы на тонус различных мышечных групп. (Например, наклон головы вправо повышает тонус мышц правой руки, и наоборот. Следовательно, в процессе обучения навыкам, и в особенности во время соревнований, в фехтовании положение головы должно быть тщательно учтено.) Конкретно, при нанесении укола или удара голова должна быть обязательно повернута и наклонена в сторону выпада.
Все вышеизложенное о физиологических условиях образования двигательного рефлекса следует предусматривать в методике обучения и тренировки в фехтовании. Необходимо также учитывать изменения, происходящие в сердечно-сосудистой системе (с. с. с), дыхательной и других системах органов.
Во время боев непрерывно происходит чередование статических положений (нахождение в стойке) или небольших движений (маневрирование замедленными шагами и т. п.) с очень быстрыми и точными движениями при атаке и защите (быстрые шаги, выпады, уколы и удары). Это создает неритмичную, быстро сменяющуюся нагрузку на сердце и требует от с. с. с. определенной выносливости. Однако длительность повышенной нагрузки с. с. с. от быстрых движений невелика: нанесен удар, отбита атака и снова идет маневрирование. Следовательно, для с. с. с. снова наступает состояние относительного покоя. Резких изменений в деятельности с. с. с. при фехтовании не создается. Частота пульса, даже в соревновательных боях, редко превышает 160—170 ударов в 1 мин. Восстановление частоты пульса протекает обычно довольно быстро (5—7 мин.).
Что же касается пульсовой реакции с. с. с. на индивидуальные уроки в фехтовании, то в начальной стадии обучения наиболее типична кривая физиологической нагрузки, изображенная на первой диаграмме (рис. 32).
Максимум учащения пульса приходится на середину урока, затем происходит небольшое понижение кривой за счет снижения темпа работы, снова подъем и, наконец, урок завершается медленным снижением нагрузки. Указанный тип кривой, по данным наблюдений, является одним из условий для лучшего усвоения техники. В следующих стадиях обучения наиболее типична вторая диаграмма (рис. 33).
Как видно из второй диаграммы, частота пульса возрастает на 160% и бояее от исходной величины в начале урока (первая треть), затем следует небольшое снижение, после.чего частота пульса снова возрастает до величины первоначального подъема. С точки зрения подготовки фехтовальщика к ведению боя такой тип кривой, повидимому, лучший. Изменения в дыхательной системе можно охарактеризовать по показателям легочной вентиляции (л. в.), т. е. минутного объема легких, и по количеству жжло-щаемого кислорода при этом.
Пра вилыго методически поставленные учебно-тренировочные индивидуальные уроки вызывают увеличение л. в. до 23,0 л в 1 мин. у новичков и до 14,5 л/мин, у подготовленных фехтовальщиков. Повидимому, разница происходит за счет некоордини-рованности движений у начинающих (много ненужных движений; неумение регулировать движение при быстрой смене статических положений на динамические).
Изменения в поглощении кислорода при учебно-тренировочных уроках дают указания, что кратковременные, но с плотной нагрузкой, уроки требуют большего количества кислорода на одно движение, чем длительные, но менее интенсивные (рис. 34). Общее валовое поглощение кислорода в коротких уроках почти равно поглощению кислорода в длительных уроках. Так например, в уроке с длительностью в 11 мин. валовое поглощение кислорода равно 9435 см³, а в уроке с длительностью в 22 мин. валовое поглощение кислорода равно 10110 см³. Разница в поглощении кислорода составляет 675 см³ (6%), а длительность одного урока на 100% больше длительности другого урока.
Новички, судя по поглощению кислорода, затрачивают больше энергии, нежели мастера. Интенсивность же урока одинаковая или даже меньше у новичков.
Следовательно, в начальном периоде индивидуального обучения методисту следует делать уроки достаточно длительными, со сравнительно большим количеством движений. Это не так утомляет. В то же время техника усваивается гораздо быстрее. В дальнейшем следует чередовать кратковременные уроки с длительными. Улучшение техники производить на длительных уроках, а подготовку к ведению боя на кратковременных.
Мышечпо-суставная чувствительность (проприоцепция), несущая импульсы с периферии к ц. н. с, и влияние на нее фехтования представляет особый интерес. Проприоцепторы сообщают ц. н. с. об изменении состояния мышц: то ли мышцы растянуты, то ли сокращены. Чем быстрее и тоньше воспринимается и передается это ощущение, тем более координированы движения, тем быстрее реакция, точнее движение. Точность же выполнения приема имеет существенное значение.
Фехтовальщики в отношении проприоцептивной чувствительности занимают по сравнению с другими спори менами одно из первых мест. Например, проприоцепцня в среднем у фехтовальщиков (по показателям специального аппарата) равна 1,9—2,0, а у легкоатлетов 2,68 (по данным Э. Б. Коссовской). После же длительного периода трспицпикн проприоцептпвная чувствительность улучшается, снижаясь с 2,0 до 1,7. Это указывает на увеличение ее возбудимости под влиянием занятий фехтованием. Мышечно-суставное чувство правой руки ухудшается после длительных уроков. Кратковременные же, хотя и интенсивные уроки вызывают гораздо меньшее снижение проприоцептивной чувствительности, нежели длительные. Так например, после урока с длительностью в 23 мин. максимальная ошибка +6°; после же урока с длительностью в 7 мин. максимальная ошибка лишь +1°.
Кратковременные уроки вызывают большие изменения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах и незначительные в проприоцептивной чувствительности.
Следовательно, применение кратковременных уроков в основном периоде тренировки не снижает точности в выполнении двигательного навыка.
Наряду с проприоцепипен большое значение для фехтовальщика имеет возбудимость нервно-мышечного аппарата. Мерой возбудимости служит определение хронаксии. Как правило, возбудимость двуглавой мышцы плеча правой и левой руки после соревновательных боев изменяется.
Изменения эти в разных руках в большинстве случаев противоположны. Непосредственно после боя в правой руке наблюдается чаще всего повышение возбудимости (остаточное рабочие возбуждение) мышц, сменяющееся затем понижением возбудимости и последующим медленным возвращением к исходному уровню.
Изменения возбудимости не работавшей (левой) руки имеют при этом обратную тенденцию. Это дает возможность путем рационального применения соответствующих упражнений для левой (не работающей) руки воздействовать на течение восстановления возбудительного процесса в мышцах утомленной правой руки. Участие в соревнованиях на всех видах оружия, связанное с большим мышечным и нервным напряжением, вызывает растущее с каждым днем понижение возбудимости мышц работавшей (правой) руки даже и в состоянии покоя (утром натощак).
Указанное явление стоит в связи с утомлением, развившимся главным образом в центральной нервной системе.
Это обстоятельство указывает на то, что при фехтовании утомление развивается в первую очередь в ц. н. с.
Итак, основные практические указания методисту при обучении и тренировке фехтовальщика, исходя из физиологических основ тренировки, будут заключаться в следующем:
1. Так как основными характерными чертами фехтования являются быстрота и внезапность при точности движений, а первым условием, дающим возможность развить максимальную быстроту, служит правильная стойка, — то естественно, в самом начале обучения надо научить правильной стойке. До тех пор, пока ученик не научился держать правильную стойку — как при работе на месте, так и при работе с движением (шаги, выпады, скачки) — до тех пор особенного упора на овладение быстротой и точностью делать не следует. Контролем за овладением правильной стойкой могут служить, во-первых, педагогические наблюдения тренера, во-вторых — измерение силы мышц спины (станометрия). При неправильной стойке сила мышц спины после уроча уменьшается.
2. Выработка точности движения фехтовальщика, которая, как указано выше, обуславливается наличием высокочувствительной проприоцепции, вообще, гораздо труднее выработки условных рефлексов с других репепторных зон, особенно учитывая требования чрезвычайно тонкой различительной способности.
Поэтому методисту необходимо как можно больше уделить внимания выработке точности путем включения в уроки специальных упражнений на точность, давая их в начале урока. Затем в процессе всего урока (группового или индивидуального), не менее 4—5 раз за 15-минутный индивидуальный урок, надо переключать внимание обучаемого на упражнения точности движений (атак и защит). Таким путем, давая большое количество подкреплений в виде одобрения или неодобрения точности данного приема, обучающий постепенно может добиться от обучаемого требуемой точности движений. Процесс этот сложный и чем постепеннее будет идти его освоение, при непрерывных занятиях, тем быстрее ученик овладеет данным заданием и тем точнее будут его движения.
3. Тот факт, что фехтование состоит из очень большого количества различных двигательных навыков, а затем это различие навыков проявляется в обстановке, каждый раз различной (т. е. зависящей от воли и действия противника), — делает фехтование, в отношении напряжения центральной нервной системы, чрезвычайно сильно действующим видом спорта. Раз это так, то от методиста требуется особо тщательное соблюдение принципа методики — от простого к сложному. Пока не изучены простые защиты, атаки, передвижения, ни в коем случае нельзя переходить к изучению более сложных приемов. Несоблюдение этого правила неизбежно повлечет за собой перегрузку центральной нервной системы, в особенности больших полушарий. Как следствие, у начинающего фехтовальщика иногда перестанут выходить даже простые атаки и защиты, а точность движения будет страдать еще в большей степени.
4. В. на чале любого урока (учебного, тренировочного группового или индивидуального) необходимо давать упражнения для приведения возбудимости центральной нервной системы к оптимальным величинам. Если возбудимость ц. н. с. перед уроком понижена, то надо давать разминку. Разминка может быть общего
характера, состоящей из бега, прыжков, вольных упражнений и пр., и может состоять из фехтовальных приемов. Последний вид разминки наиболее ценен, особенно в период соревнований. Если же перед уроком возбудимость повышена, то до начала разучивания техники необходимо эту повышенную возбудимость
снизить до пределов оптимальных величин. Достигается это упражнениями с элементами расслабления.
Необходимо помнить об этом и при соревнованиях.
Глава четвертая
ГИГИЕНА ФЕХТОВАНИЯ И РУКОПАШНОГО БОЯ [33]
Большие затраты энергии, эмоциональность фехтования, маскирующая утомление, необходимость надевать защитные приспособления во избежание травм — делают особенно существенным соблюдение гигиенических требований при занятиях фехтованием и рукопашным боем.