Овладение навыком укола при различных методах обучения




 

Группы Отклонение в мм от цели Количество попаданий в цель
опыт 1 опыт 8 опыт 1 опыт 8
I II III 20,05 20,85 23,33 14,06 13,52 8,43 0,83 0,86 1,00 1,66 1,25 3,16

 

Для создания общего представления о движении и его центральных элемен­тах особое значение имеют специальные упражнения на развитие точности кине­стетических (мускулыю-двигательных) ощущений, позволяющих обучающимся сознательно регулировать амплитуду, направление, скорость и напряжение движений.

При овладении любым навыком успех, как правило, наиболее отчетливо виден в начале обучения — в период освоения навыка. Затем темп развития его несколько замедляется и может наступить момент, когда на каком-то отрезке времени навык или не прогрессирует, или даже ухудшается.

Задержки в его развитии могут быть вызваны несовершенной методикой обуче­ния или индивидуальными особенностями занимающихся (см. рис. 31).

Из двух обучающихся А. занимался по методике, построенной с учетом психо­логических закономерностей процесса развития навыков. Кривая свидетельствует о том, что на протяжении 10 уроков развитие навыка у А. все время прогрессирует.

 

 

Обучающийся Б. занимался по методике, в которой психологические закономерности не были учтены. Ход развития навыка у него идет с перебоями и медленнее, чему А. Затем, от 5 до 9 урока, разпитие навыка как бы приостанавливается (отрезок кри­вой, характеризующий задержку, носит название плато). Причины задержки таковы: обучающийся Б. сначала овладевал навыком укола на основе только общего представления о струк­туре движений укола. Преподава­тель не объяснял ему ошибок, не указывал на основные элементы, не применял специальных вспомо­гательных упражнений.

На десятом уроке для Б. ввели дополнительные упражнения, ему указали на основные элементы структуры движений укола. В ре­зультате — навык быстро вновь стал прогрессировать.

Таким образом, методика обу­чения имеет исключительно важное значение в развитии навыков.

Задержки и временные ухуд­шения в развитии навыка могут быть вызваны недостаточной общей физической подготовленностью, утомленностью, отсутствием или понижением интереса к занятиям, непониманием структуры движении навыку, незнанием или непонима­нием своих ошибок и т. д.

Все это указывает на необхо­димость индивидуального подхода и внимательного изучения обучаю­щихся с целью определения мето­дических средств для дальней­шего совершенствования их тех­ники.

Следует также знать и ряд других, частных услоипй, способствующих лучшему овладению навыками. Первое условие — исключение одновременного изучения боль­шого количества приемов, ибо один навык может тормозить развитие другого. Второе условие — ритмичность действий. Действия фехтовальщика во время боя аритмичны; однако, выполнение каждого фехтовального приема имеет свой ритмический рисунок.

Поэтому на первоначальной стадии обучения, когда занятия сводятся к овла­дению отдельными приемами, ритмич­ность движений должна быть использо­вана. Целесообразность сказанного под­тверждается экспериментальными дан­ными: были исследованы точность укола рапирой (Пуни) при неритмизированном и ритмизированном нанесении уколов (результаты — см. табл. 2).

 

Таблица 2

 

Группы Величина отклонения от цели мм
неритмизированный укол ритмизирован­ный укол
Мужчины. Женщины. 10,1 12,7 6,7 9,7

 

В последующих этапах обучения следует работать над овладением особен­ностями ритма (быстрая смена ритмов, изменение ритмического рисунка и пр.), характерными для фехтования.

Третье условие — понимание тактического значения действий. Занимающиеся должны отчетливо представлять, в каких случаях тот пли иной прием целесо­образно применить во время боя и в каких случаях он не достигает цели. Разъ­яснению и демонстрации тактического значения приемов необходимо уделять внимание па всех этапах обучения и тренировки. Этим обеспечивается созна­тельное использование усвоенных навыков фехтовальщиком в вольном бою.

Четвертое условие — знание результатов действий. Поэтому необходимо систематически показывать обучающимся успехи и недостатки в овладении техни­кой фехтования.

Все сказанное выше относилось главным образом к образованию отдельных навыков..Для фехтования же характерна необходимость овладения целой системой их. Основная трудность в решении этой задачи заключается в том, что применение отдельных навыков (приемов) в бою имеет большое количество комбинаций. Следо­вательно, в процессе тренировки особое внимание необходимо уделять автомати­зации связей между отдельными приемами. Здесь может возникнуть явление, которое в психологии получило название интерференции, т. е. торможения одного навыка другим.

Пример: при обучении фехтованию на эспадронах у обучающегося вначале вырабатывается навык из 3-й позиции рубить голову. Затем перед ним ста­вится задача из той же позиции рубить щеку. После нескольких попыток вы­полнить эти действия по команде преподавателя: «третья — щека», «третья — го­лова» ученику предлагается наносить удар по щеке или по голове в ответ па дей­ствия оружием преподавателя. И сразу же можно заметить, как замедляется реак­ция на вызов преподавателя и как часто совершаются ошибки и делаются попытки вместо головы рубить щеку, и наоборот.

Основной путь борьбы с явлениями интерференции заключается в достижении почти полной автоматизации отдельных приемов, отдельных навыков и лишь в последующем переходе к овладению обучающимися связями между ними.

 

II. БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА

 

Тренировка в фехтовании не ограничивается только изучением техники. Не­посредственная ее цель — подготовить бойца к соревнованиям.

Характерной особенностью фехтования является внезапность, молниеносность и точность действий. Вытекающие отсюда психологические задачи для методики тренировки сводятся к воспитанию в бойцах быстроты установки, быстроты и точности зрительного восприятия, быстроты мышления и быстроты и точности действий.

Под быстротой установки подразумевается промежуток времени, необходимый фехтовальщику для полной концентрации своего внимания на противнике. Концен­трация внимания должна быть максимальной, а промежуток времени минималь­ным. Если фехтовальщик не сосредоточит свое внимание на противнике, он легко может получить удар[30].

Под быстротой зрительного восприятия имеется в виду скорость отражения в сознании бойца действий противника. Это тесно связано с быстротой мышления. Боец должен во-время заметить действия противника, мгновенно сообразить, как парировать атаку, и молниеносно ответить на его действия. Последнее требует исключительной скорости реакции (реакция эта сложная) и огромной быстроты движений. Быстрота действий бойца в ряде случаев зависит от скорости пере­работки в сознании действий противника, т. е. от быстроты мышления, так как выбор того или иного фехтозального приема для атаки или защиты всегда обу­словлен действиями противника.

Однако у бойцов, хорошо владеющих техникой и многообразием тактиче­ских комбинаций, действия в значительной мере могут являться автоматизи­рованными.

Правильно построенная тренировка фехтовальщика, несомненно, может и дол­жна обеспечить развитие всех этих качеств.

Точность движений зависит от степени остроты кинестетических ощущений, главным образом, вооруженной руки. Специальными упражнениями можно до­стигнуть высокой степени остроты этих ощущений.

Экспериментальными исследованиями (Пуни), например, установлено, что за 3 месяца занятий у обучающихся в фехтовальной школе острота кинесте­тических ощущений в лучезапястном суставе правой руки повысилась на 25%, а в локтевом на 40%

Контрольные опыты, определявшие точность укола в цель; показали; что за тот же период занятий точность укола возросла на 32,3%.

Хорошее развитие быстроты и точности зрительного восприятия, а также остроты кинестетических ощущений способствует воспитанию качеств, получив­ших в фехтовании особые наименования — «чувство дистанции», «чувство ору­жия» и «учет времени».

Правильно построенная тренировка фехтовальщика включает также задачи воспитания волевых качеств: настойчивости, выдержки, решительности.

Особенно важна та форма проявления настойчивости, которая носит назва­ние воли к победе. Она выражается в стремлении, несмотря даже на самые неблагоприятные условия боя, победить или, в крайнем случае, добиться воз­можно лучшего результата.

Воля к победе тесно связана с выдержкой. Выдержка характеризуется уме­нием владеть Собой, в частности в обстановке, вызывающей или сильное эмо­циональное возбуждение, или, наоборот, угнетение.

Решительность пыражается в умении своевременно, быстро и энергично осуществлять в боевых действиях созревший план ведения боя. Необходимо также развивать у фехтовальщиков инициативность и самостоятельность.

Необходимость воспитания инициативности и самостоятельности у занимаю­щихся фехтованием особенно подчеркивает П. Ф. Лесгафт. Он говорит, что боец, лишенный инициативы и самостоятельности, никогда не сможет иметь успеха. Самостоятельность выражается в умении противостоять внушению, в частности, внушающему воздействию противника, и вести бой только в соответствии со своими тактическими замыслами. В соревнованиях по фехтованию каждый из бойцов стре­мится подчинить своей воле волю противника. Поэтому значение воспитания само­стоятельности особенно возрастает.

Инициативность тоже не менее важное качество. Инициативный боец отличается отсутствием шаблонности своих действий. Он создает новые и разнообраз­ные тактические комбинации. Это действует неожиданно и, подчас, ошеломляюще на противника. Наличие высоко развитой инициативности, следовательно, создает большие преимущества бойца перед своим противником.

И воля к победе, и выдержка, и все другие боевые качества фехтовальщика основываются на уверенности бойца в своих силах. Эта уверенность, а одновре­менно и все боевые качества развиваются в результате высокой общей физиче­ской подготовки, совершенного владения техникой, хорошей тактической подго­товленности и тщательного изучения противников.

Наличие уверенности в себе является показателем боевой готовности к сорев­нованиям. Это следует всегда иметь в виду преподавателям.

В организации и методике тренировки фехтовальщиков нужно учитывать еще влияние побед и поражений, получаемых бойцами во время соревнований. Различные фехтовальщики к этому относятся по-разному. Победа, успех чаще всего вызывают чувство удовлетворенности и желание еще раз испытать успех, одержать победу. Это положительные стороны побед. Они мобилизуют бойца к даль­нейшей тренировке, к дальнейшей работе над собой. Преподавателю остается только поддерживать действенное состояние такого фехтовальщика.

Но победы имеют и теневые стороны: у некоторых бойцов могут появиться излишняя самоуверенность, беспечность и, подчас, зазнайство. Они бывают склон­ны переоценивать свои силы и недооценивать силы противников. У них может появиться пренебрежительное отношение к тренировке. С таким состоянием за­знайства, головокружения от успехов и т. п. необходимо вести упорную борьбу, применяя все доступные меры воспитательного воздействия.

Поражения также могут оказывать разное действие, но большею частью оно имеет отрицательный характер. Наблюдения показывают, что больше чем в 50% случаев поражение вызывает неблагоприятное состояние у фехтовальщиков. Оно характеризуется плохим настроением, унынием, упадком сил, чувством обиды и даже иногда утратой веры в свои собственные силы.

В результате поражения некоторые бросают тренировку. Все это происходит по многим причинам. Одна из них заключается в ложном представлении бойца, будто каждое его выступление в соревнованиях должно сопровождаться непременно успехом; другая причина — недостаточная настойчивость; третья причина — преждевременное участие в соревнованиях. Педагог обязан перевоспитать такую пораженческую психологию. Он обязан внедрить в сознание учеников, что успех никогда не приходит сразу.

Есть фехтовальщики, безразлично относящиеся к факту поражения и продолжающие спокойно, систематически работать над собой. Иных поражение приводит в повышенное состояние любмлпзационной готовности. Они получают новый прилив энергии, продолжая интенсивно тренировку. Но самое существенное в их со­стоянии заключается в том, что они анализируют причины своего поражения и в процессе тренировки изыскивают способы для их устранения.

Состояние мобилизационной готовности после соревнований, вне зависимости от успеха или неуспеха, — наиболее ценное состояние, и его следует воспитывать у фехтовальщиков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: