Группы | Отклонение в мм от цели | Количество попаданий в цель | ||
опыт 1 | опыт 8 | опыт 1 | опыт 8 | |
I II III | 20,05 20,85 23,33 | 14,06 13,52 8,43 | 0,83 0,86 1,00 | 1,66 1,25 3,16 |
Для создания общего представления о движении и его центральных элементах особое значение имеют специальные упражнения на развитие точности кинестетических (мускулыю-двигательных) ощущений, позволяющих обучающимся сознательно регулировать амплитуду, направление, скорость и напряжение движений.
При овладении любым навыком успех, как правило, наиболее отчетливо виден в начале обучения — в период освоения навыка. Затем темп развития его несколько замедляется и может наступить момент, когда на каком-то отрезке времени навык или не прогрессирует, или даже ухудшается.
Задержки в его развитии могут быть вызваны несовершенной методикой обучения или индивидуальными особенностями занимающихся (см. рис. 31).
Из двух обучающихся А. занимался по методике, построенной с учетом психологических закономерностей процесса развития навыков. Кривая свидетельствует о том, что на протяжении 10 уроков развитие навыка у А. все время прогрессирует.
Обучающийся Б. занимался по методике, в которой психологические закономерности не были учтены. Ход развития навыка у него идет с перебоями и медленнее, чему А. Затем, от 5 до 9 урока, разпитие навыка как бы приостанавливается (отрезок кривой, характеризующий задержку, носит название плато). Причины задержки таковы: обучающийся Б. сначала овладевал навыком укола на основе только общего представления о структуре движений укола. Преподаватель не объяснял ему ошибок, не указывал на основные элементы, не применял специальных вспомогательных упражнений.
|
На десятом уроке для Б. ввели дополнительные упражнения, ему указали на основные элементы структуры движений укола. В результате — навык быстро вновь стал прогрессировать.
Таким образом, методика обучения имеет исключительно важное значение в развитии навыков.
Задержки и временные ухудшения в развитии навыка могут быть вызваны недостаточной общей физической подготовленностью, утомленностью, отсутствием или понижением интереса к занятиям, непониманием структуры движении навыку, незнанием или непониманием своих ошибок и т. д.
Все это указывает на необходимость индивидуального подхода и внимательного изучения обучающихся с целью определения методических средств для дальнейшего совершенствования их техники.
Следует также знать и ряд других, частных услоипй, способствующих лучшему овладению навыками. Первое условие — исключение одновременного изучения большого количества приемов, ибо один навык может тормозить развитие другого. Второе условие — ритмичность действий. Действия фехтовальщика во время боя аритмичны; однако, выполнение каждого фехтовального приема имеет свой ритмический рисунок.
Поэтому на первоначальной стадии обучения, когда занятия сводятся к овладению отдельными приемами, ритмичность движений должна быть использована. Целесообразность сказанного подтверждается экспериментальными данными: были исследованы точность укола рапирой (Пуни) при неритмизированном и ритмизированном нанесении уколов (результаты — см. табл. 2).
Таблица 2
|
Группы | Величина отклонения от цели мм | |
неритмизированный укол | ритмизированный укол | |
Мужчины. Женщины. | 10,1 12,7 | 6,7 9,7 |
В последующих этапах обучения следует работать над овладением особенностями ритма (быстрая смена ритмов, изменение ритмического рисунка и пр.), характерными для фехтования.
Третье условие — понимание тактического значения действий. Занимающиеся должны отчетливо представлять, в каких случаях тот пли иной прием целесообразно применить во время боя и в каких случаях он не достигает цели. Разъяснению и демонстрации тактического значения приемов необходимо уделять внимание па всех этапах обучения и тренировки. Этим обеспечивается сознательное использование усвоенных навыков фехтовальщиком в вольном бою.
Четвертое условие — знание результатов действий. Поэтому необходимо систематически показывать обучающимся успехи и недостатки в овладении техникой фехтования.
Все сказанное выше относилось главным образом к образованию отдельных навыков..Для фехтования же характерна необходимость овладения целой системой их. Основная трудность в решении этой задачи заключается в том, что применение отдельных навыков (приемов) в бою имеет большое количество комбинаций. Следовательно, в процессе тренировки особое внимание необходимо уделять автоматизации связей между отдельными приемами. Здесь может возникнуть явление, которое в психологии получило название интерференции, т. е. торможения одного навыка другим.
Пример: при обучении фехтованию на эспадронах у обучающегося вначале вырабатывается навык из 3-й позиции рубить голову. Затем перед ним ставится задача из той же позиции рубить щеку. После нескольких попыток выполнить эти действия по команде преподавателя: «третья — щека», «третья — голова» ученику предлагается наносить удар по щеке или по голове в ответ па действия оружием преподавателя. И сразу же можно заметить, как замедляется реакция на вызов преподавателя и как часто совершаются ошибки и делаются попытки вместо головы рубить щеку, и наоборот.
|
Основной путь борьбы с явлениями интерференции заключается в достижении почти полной автоматизации отдельных приемов, отдельных навыков и лишь в последующем переходе к овладению обучающимися связями между ними.
II. БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА
Тренировка в фехтовании не ограничивается только изучением техники. Непосредственная ее цель — подготовить бойца к соревнованиям.
Характерной особенностью фехтования является внезапность, молниеносность и точность действий. Вытекающие отсюда психологические задачи для методики тренировки сводятся к воспитанию в бойцах быстроты установки, быстроты и точности зрительного восприятия, быстроты мышления и быстроты и точности действий.
Под быстротой установки подразумевается промежуток времени, необходимый фехтовальщику для полной концентрации своего внимания на противнике. Концентрация внимания должна быть максимальной, а промежуток времени минимальным. Если фехтовальщик не сосредоточит свое внимание на противнике, он легко может получить удар[30].
Под быстротой зрительного восприятия имеется в виду скорость отражения в сознании бойца действий противника. Это тесно связано с быстротой мышления. Боец должен во-время заметить действия противника, мгновенно сообразить, как парировать атаку, и молниеносно ответить на его действия. Последнее требует исключительной скорости реакции (реакция эта сложная) и огромной быстроты движений. Быстрота действий бойца в ряде случаев зависит от скорости переработки в сознании действий противника, т. е. от быстроты мышления, так как выбор того или иного фехтозального приема для атаки или защиты всегда обусловлен действиями противника.
Однако у бойцов, хорошо владеющих техникой и многообразием тактических комбинаций, действия в значительной мере могут являться автоматизированными.
Правильно построенная тренировка фехтовальщика, несомненно, может и должна обеспечить развитие всех этих качеств.
Точность движений зависит от степени остроты кинестетических ощущений, главным образом, вооруженной руки. Специальными упражнениями можно достигнуть высокой степени остроты этих ощущений.
Экспериментальными исследованиями (Пуни), например, установлено, что за 3 месяца занятий у обучающихся в фехтовальной школе острота кинестетических ощущений в лучезапястном суставе правой руки повысилась на 25%, а в локтевом на 40%
Контрольные опыты, определявшие точность укола в цель; показали; что за тот же период занятий точность укола возросла на 32,3%.
Хорошее развитие быстроты и точности зрительного восприятия, а также остроты кинестетических ощущений способствует воспитанию качеств, получивших в фехтовании особые наименования — «чувство дистанции», «чувство оружия» и «учет времени».
Правильно построенная тренировка фехтовальщика включает также задачи воспитания волевых качеств: настойчивости, выдержки, решительности.
Особенно важна та форма проявления настойчивости, которая носит название воли к победе. Она выражается в стремлении, несмотря даже на самые неблагоприятные условия боя, победить или, в крайнем случае, добиться возможно лучшего результата.
Воля к победе тесно связана с выдержкой. Выдержка характеризуется умением владеть Собой, в частности в обстановке, вызывающей или сильное эмоциональное возбуждение, или, наоборот, угнетение.
Решительность пыражается в умении своевременно, быстро и энергично осуществлять в боевых действиях созревший план ведения боя. Необходимо также развивать у фехтовальщиков инициативность и самостоятельность.
Необходимость воспитания инициативности и самостоятельности у занимающихся фехтованием особенно подчеркивает П. Ф. Лесгафт. Он говорит, что боец, лишенный инициативы и самостоятельности, никогда не сможет иметь успеха. Самостоятельность выражается в умении противостоять внушению, в частности, внушающему воздействию противника, и вести бой только в соответствии со своими тактическими замыслами. В соревнованиях по фехтованию каждый из бойцов стремится подчинить своей воле волю противника. Поэтому значение воспитания самостоятельности особенно возрастает.
Инициативность тоже не менее важное качество. Инициативный боец отличается отсутствием шаблонности своих действий. Он создает новые и разнообразные тактические комбинации. Это действует неожиданно и, подчас, ошеломляюще на противника. Наличие высоко развитой инициативности, следовательно, создает большие преимущества бойца перед своим противником.
И воля к победе, и выдержка, и все другие боевые качества фехтовальщика основываются на уверенности бойца в своих силах. Эта уверенность, а одновременно и все боевые качества развиваются в результате высокой общей физической подготовки, совершенного владения техникой, хорошей тактической подготовленности и тщательного изучения противников.
Наличие уверенности в себе является показателем боевой готовности к соревнованиям. Это следует всегда иметь в виду преподавателям.
В организации и методике тренировки фехтовальщиков нужно учитывать еще влияние побед и поражений, получаемых бойцами во время соревнований. Различные фехтовальщики к этому относятся по-разному. Победа, успех чаще всего вызывают чувство удовлетворенности и желание еще раз испытать успех, одержать победу. Это положительные стороны побед. Они мобилизуют бойца к дальнейшей тренировке, к дальнейшей работе над собой. Преподавателю остается только поддерживать действенное состояние такого фехтовальщика.
Но победы имеют и теневые стороны: у некоторых бойцов могут появиться излишняя самоуверенность, беспечность и, подчас, зазнайство. Они бывают склонны переоценивать свои силы и недооценивать силы противников. У них может появиться пренебрежительное отношение к тренировке. С таким состоянием зазнайства, головокружения от успехов и т. п. необходимо вести упорную борьбу, применяя все доступные меры воспитательного воздействия.
Поражения также могут оказывать разное действие, но большею частью оно имеет отрицательный характер. Наблюдения показывают, что больше чем в 50% случаев поражение вызывает неблагоприятное состояние у фехтовальщиков. Оно характеризуется плохим настроением, унынием, упадком сил, чувством обиды и даже иногда утратой веры в свои собственные силы.
В результате поражения некоторые бросают тренировку. Все это происходит по многим причинам. Одна из них заключается в ложном представлении бойца, будто каждое его выступление в соревнованиях должно сопровождаться непременно успехом; другая причина — недостаточная настойчивость; третья причина — преждевременное участие в соревнованиях. Педагог обязан перевоспитать такую пораженческую психологию. Он обязан внедрить в сознание учеников, что успех никогда не приходит сразу.
Есть фехтовальщики, безразлично относящиеся к факту поражения и продолжающие спокойно, систематически работать над собой. Иных поражение приводит в повышенное состояние любмлпзационной готовности. Они получают новый прилив энергии, продолжая интенсивно тренировку. Но самое существенное в их состоянии заключается в том, что они анализируют причины своего поражения и в процессе тренировки изыскивают способы для их устранения.
Состояние мобилизационной готовности после соревнований, вне зависимости от успеха или неуспеха, — наиболее ценное состояние, и его следует воспитывать у фехтовальщиков.