Выше мы видели, что в эпоху средневековья зародилось и начало развиваться спортивное фехтование. Оформились две основные школы — итальянская и французская. Начавшаяся борьба между этими школами стала основным стимулом развития техники и тактики фехтования нового времени.
Во Франции в конце XVIII и в XIX вв. фехтование продолжает быстро прогрессировать. Особенно способствовало этому появление маски, давшей возможность отбросить ограничения, имевшие место ранее для того, чтобы избежать повреждений.
Совершенствование французского фехтования шло по линии улучшения техники на биомеханической основе, значительного усложнения «фехтовальной фразы», введения, более интересных с тактической точки зрения, предупреждающих и останавливающих ударов и уколов, борьбы с различными ненужными, тактически и технически не оправдываемыми «прикрасами» техники. Выразителем этого прогрессивного направления был Лафожер, один из выдающихся мастеров Франции начала XIX в.
Совершенствование французской школы шло также по пуги рационализации и тактической осмысленности каждого действия, каждого движения. Однако далеко не сразу французское фехтование избавилось от ряда недочетов. Еще в конце XIX в. один из выдающихся мастеров и преподавателей фехтования К. Прево требовал прямого движения корпуса даже на выпаде. Смягчение толчка в грудь, рекомендованное им же, вызвало появление ломаной линии между рукой и оружием и запаздывание острия (рис. 25, 26). Боевая стойка даже в Жуанвилльскои военной школе (Париж), являющейся центром фехтовальной мысли Франции, была с перенесением тяжести на левую ногу. Корпус оставался совершенно бездеятельным, в силу чего замедлялось начало атаки, страдала подвижность, укорачивалась атака и т. д. Одновременно с этим французская школа не избежала чрезвычайного осложнения боевых фраз, комбинированных из атак, рипостов, контратак и контррипостов. Наиболее рельефно эта особенность французской школы выражена была у Жакоба.
|
Занесенное наполеоновскими войсками на север Италии французское фехтование создает предпосылки к модернизации итальянской школы. Северные провинции Италии ввели у себя легкое французское оружие без поперечника на рукоятке и с гардой в форме восьмерки. Приняв новый тип оружия, итальянцы под руководством преподавателей-французов в значительной мере использовали технику, методику и тактику французов. В борьбе против и за внедрение методов французского фехтования в Италии образовались три школы: северо-итальянская, ставшая под руководством Радаелли, Енрикетти, Замерри и др. на позиции французской школы, южно-итальянская (Паризе и др.), сохранившая итальянское оружие и итальянскую школу, и средняя (Маркианни, Розаролли, Гризетти, Пини и др.), воспринявшая и сохранившая наиболее ценное из обеих школ.
Обострившаяся борьба между школами привела к созданию в 1879 г. правительственной комиссии, которая в угоду шовинистическим тенденциям приняла в 1883 г. систему южно-итальянской школы. Она рекомендовала как руководство трактат по фехтованию на шпаге и сабле, написанный Мазаниелло Паризе («Теория и практика боя» на шпаге и сабле»). Забракованный комиссией трактат руководителя Миланской военной школы Радаелли (издан в 1861 г.) стоял значительно выше работы Паризе с точки зрения теоретических обоснований, описания тактических приемов и, наконец, систематики упражнений. Радаелли синтезировал все наиболее существенные особенности техники боя на саблях (в основе — движения от локтя), дал ее биомеханическое обоснование и разобрал тактику. По существу говоря, это был первый серьезный труд по эспадрону, и Радаелли может по праву считаться основателем современного эспадронного боя. Блестяще эспадрон разобран у Фердинандо Мазиелло в его труде «Бой на саблях».
|
Несмотря на нивеллировку итальянской и французской школы, итальянская школа продолжала страдать рядом недочетов. Вытянутая вооруженная рука итальянского бойца в рапире и шпаге, создавая постоянную угрозу противнику, делает стойку несколько напряженной. Для компенсации напряженности боец вынужден иметь более широкую боевую стойку. Она является более устойчивой, но зато сокращает выпад и требует значительно большей работы корпусом, предварительного сближения и создает благоприятные условия
для предупреждающих и останавливающих действий противника. Достаточно полно современное состояние итальянского фехтования отражено в книге Гризетти «Школа Микст». В эспадронном бою все эти недочеты техники итальянской школы выражены значительно меньше. Центром, направляющим в Италии работу по фехтованию и выпускающим педагогические кадры, является центральная фехтовальная школа в Риме. С точки зрения боевой подготовки, относительной простоты техники и жизненности тактики, краткости срока обучения — техника и методика итальянцев заслуживают самого внимательного изучения.
|
После империалистической войны фехтование получило довольно широкое распространение в Америке, Турции и других странах.
В эспадронном бою широкое применение получила итальянская школа. Как эспадронные бойцы, особенно выделяются венгры. В ра-пирном и шпажном бою преимущество, но значительно меньшее, также на стороне современной итальянской школы. Взаимное общение на многочисленных международных соревнованиях бойцов различных школ ведет сейчас к формированию единой школы. Французская школа упрощает сложность своих фраз в целях выигрыша скорости и активности. Итальянская школа идет по линии несколько более широкого применения круговых отбивов, купе, более свободного держания вооруженной руки и менее широкой боевой стойки. Обе школы стремятся достигнуть максимальной быстроты действий и подвижности бойцов. Классическим примером этого является введение «атаки стрелой».
Современная школа фехтования — это школа, взявшая все лучшее от итальянской и французской школ.
В послевоенный период в странах Западной Европы и Америки наблюдается несомненный подъем интереса к фехтованию как военизированному виду спорта. На мировой олимпиаде 1936 г. в соревнованиях по фехтованию приняли участие 18 государств.
Итоги олимпиады 1936 г. указывают, с одной стороны, что уделяемое капиталистическими странами внимание фехтованию дает свои спортивные результаты, а, с другой стороны, подтверждают ранее отмеченное спортивное преимущество итальянской школы.