В средние века владение холодным оружием являлось привилегией рыцарства. В войнах того времени бой решался столкновением конницы. Иногда бой заменялся единоборством двух представителей враждебных армий. Тацит3 в произведении «Германия» дает описание борьбы двух противников, исход которой решал победу армий.
Религиозное изуверство средневековья породило другую форму единоборства — «суд божий». Он представлял собой поединок, происходивший по постановлению суда, в случае, если одна из тяжущихся сторон оспаривала справедливость приговора. Победитель «суда божьего» признавался выигравшим судебное дело.
Появившийся впервые в Скандинавских странах «суд божий» впоследствии вылился в форму дуэлей, получивших широкое распространение. Меч и шпага как оружие нападения пользовались большим почетом. Свидетельство этому имеется в песнях скандинавских народов. Сведения о технике и методике обучения владению холодным, оружием в первой половине средних веков крайне скудны. Известно лишь, что одной из семи «благородных страстей»4, которыми должен был владеть рыцарь, являлось фехтование. Повидимому, в этот период в фехтование начали вносить ряд дополнительных театрализованных движений, так как оно нередко являлось зрелищем на рыцарских играх.
Обучение фехтованию детей рыцарского сословия начиналось примерно с 10-летнего возраста. Во всяком случае к 14 годам мальчик должен был владеть оружием (Тацит, «Германия»).
Применение рыцарями тяжелых предохранительных доспехов вызывало утяжеление и удлинение оружия. Бой с таким оружием, естественно, делал почти невозможным применение сколько-нибудь усложненной техники и тактики. Техника сводилась в основном к нанесению сильного удара для повреждения доспехов Противника, с тем, чтобы вторым ударом нанести поражение. Защита от такого удара была возможна лишь в форме уклонения от удара. Так как действовать длинным, тяжелым мечом было не легко, очень часто оружие отбрасывалось, и бой переходил в рукопашную схватку.
|
В X в. во Франции и Англии появились, как спортивно-зрелищные формы, рыцарские турниры, которые затем были перенесены в Германию. Турниры существовали до конца XVI столетия, т. е. около 600 лет. Они проводились как тупым, так и отточенным оружием и в большинстве случаев оканчивались человеческими жертвами. Главным оружием на турнирах была палица, которой старались сбить противника с лошади. Затем использовался меч, которым стремились отрубить украшения на шлеме, и, наконец, применялось копье, которым стремились выбить противника из седла.
В рыцарских турнирах господствовал культ грубой силы и ловкости управления конем. В технике фехтования не было необходимости.
Ближе к фехтованию стояла техника владения холодным оружием горожан и крестьянского ополчения феодальных армий. Не имея средств для покупки дорогих доспехов, они упражнялись и вели бои двуручной шпагой или мечом (рис. 1, 2, 3). Щит использовался не только как средство защиты, но и для нападения (рис. 4). Наличие щита создавало необходимость боевой стойки — левой ногой вперед (рис. 4). Тяжесть оружия заставляла часто прибегать к рукопашной схватке с противником (рис. 5). Наименее обеспеченные дрались на окованных железом палках и алебардах (рис. 6). Следует отметить впервые появляющиеся приемы защиты оружием, о существовании которых в древние века нет упоминаний (рис. 7 и 9). Обучение горожан производилось в фехтовальных школах (Франция, Германия). Вначале задачей школ была подготовка горожан к владению холодным оружием на случай, если поединок судебного или иного порядка понудит горожанина взяться за оружие. В последующем фехтование стало одним из любимых развлечений у членов цехов средневекового города. Наиболее успешно и часто выступавшие горожане начали образовывать самостоятельные гильдии (цеха), сделав фехтование своим ремеслом.
|
Появление огнестрельного оружия заставило снять тяжелые и уже бесполезные доспехи. Отпала необходимость и в тяжелом оружии. Появляются облегченная шпага и круглый щит. Организуются наемные армии городов, и создается каста офицеров-профессионалов. Усиление абсолютистских монархий, подчинивших себе независимых князьков-феодалов, создает придворное дворянство, для которого умение фехтовать было доказательством «благородной крови».
Все эти обстоятельства повели к тому, что фехтование в XV— XVI вв. начало приобретать спортивно-прикладной характер. Это был период зарождения спортивного фехтования.
В конце XV в. и в течение всего XVI столетия фехтование наиболее широко развивалось в Испании. Этому способствовало производство всемирно известных толедских клинков, чрезвычайно широкое развитие поединков, возникновение специальной касты «браво». Испанцы заменили тяжелый двуручный меч шпагой, употребляемой для нанесения ударов и для уколов, а вместо щита для обороны стали пользоваться кинжалом или плащом (рис. 10). «Браво» пользовались также стилетом, представляющим, собой длинную шпагу с широким лезвием и глубоким жолобом.
|
В 1474 г. появляется первый печатный труд испанских учителей Понс-де-Перпиньяна и Педрос-де-Торре, излагающий основы техники и тактики фехтования. Вначале шпага испанцев остается только наступательным оружием, а кинжал или плащ, навернутый на левую руку, — оборонительным. В последующем функции шпаги и кинжала распределяются, более точно. К тому времени (вторая половина XVI в.) начали различаться внешняя и внутренняя фехтовальные линии (Жак Грасси1). Продолжает существовать боевая стойка — левой ногой вперед. Шпага служит для атаки и защиты внутренней, а кинжал — внешней линии. В конце XVI в. испанский мастер фехтования Карранцо вводит в технику фехтования пассы и вольты (рис. 11—12). Испания явилась родиной только колющего оружия — рапиры с классическим типом рукоятки с поперечным стержнем (1610 г.) (рис. 13) — которое почему-то принято считать итальянским. Колющим оружием рапира стала не сразу. В XV столетии рапирой называют широкую шпагу с отточенными лезвиями и острием. В XVI столетии рапира служит уже только для уколов.
Вслед за Испанией фехтование начинает развиваться в Италии, и она становится страной, в которой фехтование достигает в то время наиболее высокого уровня техники.
Первым итальянским автором по фехтованию, книга которого появилась в 1509 г., был Пьетро Мончио. Гораздо более полно, почти исчерпывающе для того времени, принципы фехтования излагает в своем труде Ахилле Мароццо из Болоньи (1517 г.1). Мароццо отдает предпочтение уколу. Мароццо считается родоначальником, а Болонья — родиной итальянского фехтования.
Несомненно использовав опыт испанских фехтовальщиков, в одном из последующих изданий своей книги Мароццо вместе с Грасси (1571 г.) описывает применение кинжала как оборонительного оружия. В труде Мароццо имеется описание современного способа держания итальянской шпаги.
Распределение функций шпаги и кинжала еще больше уточняется. Кинжал (дага) уже начинает использоваться как наступательное оружие. Бой ведется обеими руками, дага служит для боя вплотную (кор-а-кор). В развитии техники итальянского фехтования нельзя не отметить установления семи положений оружия и тела, называющихся по номерам, произведенного итальянцем Вирджиани в 1560 г. По своей сущности они очень близко подходят к современным представлениям о позициях в рапире.
В дальнейшем итальянское фехтование продолжает прогрессировать. В 1606 г. в трудах итальянского фехтмейстера Фабриса появляются описания батмана, дубле, дается представление об обманах. Большое внимание он уделяет теоретическому обоснованию техники и тактики, отмечая огромное значение учета времени и дистанции. К тому времени устраняется из фехтования кинжал, и шпага становится единственным средством нападения и обороны. Поэтому Фабрис поднимает вопрос о преимуществе двух темпов (отбив-ответ) перед одним (слияние отбива с ответом). В силу того что оружие продолжало оставаться тяжелым, это его указание было мало доступно для практической реализации и вызвало сильную оппозицию преподавателей того времени. В 1608 г. итальянец Жиганти дает описание современной боевой стойки и выпада правой ногой. В теоретическом разборе он оценивает учет времени и дистанции как основные условия успеха в бою. В 1610 г. итальянский мастер Каппо Ферро окончательно устанавливает, что шпага должна являться средством и нападения и обороны. К этому времени устанавливается поражаемое пространство для рубящих ударов и запрещается нанесение ударов в нижнюю часть тела. Одновременно с этим было расширено поле нападения для уколов.
Во второй половине XVII в. итальянская школа фехтования распространилась за пределы Италии. Германия, Франция, Испания, Англия, Дания, Скандинавские страны пользовались услугами преподавателей-итальянцев, насаждавших там свои методы и технику.
Франция, также одна из стран классического фехтования, значительно позже вступила на путь самостоятельного развития техники и тактики фехтования. До конца XVII в. во Франции господствует итальянская школа. В конце XVII в. в Париже корпорацией преподавателей фехтования была организована фехтовальная академия, пользовавшаяся в основном теоретическими предпосылками итальянцев. В 1573 г. Сан-Дидье — французский автор — печатает трактат, где не только синтезирует итальянскую и испанскую школу, но и, несколько опережая в этом итальянцев, указывает на необходимость перехода к единой шпаге. Правда, эта попытка не сделала революции во французском фехтовании того времени. Еще несколько десятилетий кинжал (дага) или плащ остается неизменной принадлежностью фехтования. В 1633 г. французский мастер Бенар Ренне, в выпущенной им книге, излагает технику фехтования, очень близкую к современной. Им описывается боевая стойка, салют, движения, выпад и вольты, соединения и переводы; защиты у него подразделяются на прямые, полукруговые и уступающие, имеются удары и атаки, описывается обезоруживание.
Сущность фехтования того времени, остающаяся верной в основном и сейчас, блестяще определена Мольером (1650 г.). «Фехтование, — говорит он, — есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость тронуть противника, избегая его ударов, делает искусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, дабы дать надлежащую жизнь оружию».
Одной из причин прогресса техники фехтования в то время явилось облегчение и укорочение французами шпаги. Это дало возможность значительно разнообразить и усложнить технику приемов и увеличить быстроту их применения. Профессиональная французская школа в XVIII в., и особенно во второй его половине, явно завоевывает главенствующую роль и начинает широко применяться во всех европейских государствах. К тому времени уже окончательно сложились ее характерные особенности; полный отказ от рубящих ударов, включение купе, использование атак с действием на оружие (захваты, батманы), использование в технике теории двух темпов (отбив не сливается с рипостом) и, наконец, правильное понимание тактики боя — в основе тактики нападения и активной обороны (рис. 14, 15, 16).
Остались, однако, еще отбивы и захваты левой рукой, которые заменили кинжал. Широко применялись боковые движения корпуса (вольты, пассы) для уклонения от ударов (рис. 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24). Техника была раскрашена, как мишурой, рядом дополнительных движений, поклонов, реверансов. Бою предшествовал сложный церемониал в виде различного рода салютов. Изложению всего этого посвящен трактат преподавателя фехтования Доне, изданный в Париже в 1766 г. Завершающим развитие французского фехтования явилось введение в 1736 г. восьмой защиты (почти на 200 лет позже 7 первых) и позднее — введение фехтовальной маски. При облегченном весе оружия отсутствие маски явно задерживало прогресс техники и в частности возможность усложнения «фехтовальной фразы».
В 1755 г. в статье «Фехтование», помещенной во Французской энциклопедии, ставится вопрос о необходимости защиты лица для предупреждения возможных ранений во время фехтования. Через 10 лет
появляется первый образец маски, предложенный в 1776 г. французским мастером Ла-Буассиером (отцом).
Фехтование в Германии XV—XVI вв. выросло на базе городских фехтовальных школ, превратившихся в своего рода спортивные общества. Такими обществами были фехтовальные «Братства святого Марка» в Левёнберге, «Вольные фехтовальщики пера» в Праге и др. Техника фехтования в Германии в этот период стояла на очень низком уровне. Оружием служили «дуссок» (кинжал) и колюще-рубящая шпага (рапира). Дуссок представлял собой короткое деревянное оружие с отверстием для держания на верхнем конце. В изданной в Германии книге преподавателя фехтования Иохима Мейера, (1570 г.) имеется указание о разделении фехтования на школы колющего удара и фехтоёание рапирами (колюще-рубящее оружие). Имеется также упоминание о выпаде.
Дальнейшие издания — работы германских фехтмейстеров Мая, Зутара (1612 г.) и переводные работы итальянцев Кавалькабо и Де-Фуори — указывают на господство в этот период итальянской школы в Германии.
В конце XVII столетия преобладающее значение в Германии получает французская школа в лице мастеров Лаже и Пашена. Специфичным для Германии является «мензурное» фехтование.
Оно производится на отточенном оружии типа эспадрона (шлегер). Техника его сводится к нанесению удара по лицу или голове. При бое шея защищается широкой, повязкой, глаза — очками-консервами. Из своеобразной позиции, защищающей голову от удара, каждый из бойцов, почти не сходя с места, старается нанести другому удар в лицо или в голову.