Технические науки
1. Научные аспекты античной мысли. Систематизация и развитие Аристотелем древнегреческой философии и науки. Теория познания и логика Аристотеля.
2. Источники и особенности средневековой науки и философии. Проблемы соотношения знания и веры. Конфликт научного знания и теологии.
3. Научные достижения эпохи Возрождения. Научный и мировоззренческий смысл коперниканской революции
4. Научная революция XVI - XVII вв.: формирование основ математического естествознания. Соединение экспериментального метода с математическим описанием природы: Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт, И. Ньютон.
5. Кризис классической науки во II половине XIX века. Становление квантовой теории. Создание специальной и общей теории относительности. Изменение фундаментальных основ научной картины мира.
6. Понимание научного знания в концепциях «первого» позитивизма. (О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер). Критика метафизики.
7. Концепции научного знания «второго» позитивизма (Э. Мах, Р. Авенариус, П. Дюгем).
8. Логический позитивизм. Эмпирический базис. Проблема демаркации научного знания.
9. Концепция роста научного знания К. Поппера. Концепция научных революций Т. Куна. Концепция научного знания И. Лакатоса. Методологический анархизм П. Фейерабенда
10. Инновации и преемственность в развитии науки (Дж. Холтон, М. Полани, С. Тулмин).
11. Методологические принципы научного познания. Общелогические методы и приемы исследования.
12. Эмпирическое исследование. Его структура и методы.
13. Теоретическое исследование. Его структура и методы.
14. Научная картина мира, ее структура, исторические формы. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).
|
15. Научная рациональность, ее основные характеристики. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая.
16. Научная теория: сущность, структура, типология, основные функции. Критерии выбора теории.
17. Научные революции, их социокультурные предпосылки, сущность и типология.
18. Основные формы теоретического знания (принцип, аксиома, постулат, закон).
19. Основные формы эмпирического знания (эмпирические данные, эмпирическое обобщение, эмпирический закон).
20. Классификация наук на основе раскрытия их взаимосвязи в соответствии с определенными принципами и критериями.
21. Роль и значение проблемных ситуаций в науке.
22. Системный метод в современной науке. Методология системного подхода – сущность и становление.
23. Синергетика как современная междисциплинарная методология научного исследования. Понятие самоорганизации, открытой системы, нелинейности. Методологический аппарат синергетики.
24. Структура научно-познавательной деятельности.
25. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного знания.
26. Экологическая и профессиональная этика. Проблема ответственности инженера и инженерная этика.
27. Критерии и понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития
28. Техника и этические проблемы. Технический оптимизм и технический пессимизм.
29. Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов.
|
30. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом.
31. Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий развития техники.
32. Специфика технических наук и их отношение к естественным и общественным наукам.
33. Специфика технической и инженерной деятельности.
34. Системные исследования и системное проектирование. Размывание границ между исследованием и проектированием.
35. Различие современных и классических научно-технических дисциплин.
36. Технические науки: формирование и специфика.
37. Развитие системных и кибернетических представлений в технике.
38. Техническая теория: специфика строения, особенности функционирования и этапы формирования.
39. Соотношение эмпирического и теоретического в технических науках.
40. Природа и техника, «естественное» и «искусственное», научная техника и техника науки.
41. Образы техники в культуре.
42. Ступени рационального обобщения в технике. Технологии. Технические науки и системотехника.
43. Научная и техническая рациональность и иррациональные последствия научно-технического прогресса.
44. Возникновение, становление и развитие технического знания.
45. Предмет, основные сферы и задачи философии техники. Соотношение философии науки и философии техники.
46. «Постиндустриальное» и «информационное общество» в философских концепциях технологического детерминизма.
47. Учение о «мегамашине» в технофилософской концепции Л. Мэмфорда.
48. Сущность техники в работе К. Ясперса «Современная техника».
49. Наука, техника, творчество в философской концепции П. К. Энгельмейера.
|
50. Развитие принципа органопроекции в философии техники Э. Каппа и А. Эспинаса.
Химические науки
1. Научные аспекты античной мысли. Систематизация и развитие Аристотелем древнегреческой философии и науки. Теория познания и логика Аристотеля.
2. Источники и особенности средневековой науки и философии. Проблемы соотношения знания и веры. Конфликт научного знания и теологии.
3. Научные достижения эпохи Возрождения. Научный и мировоззренческий смысл коперниканской революции
4. Научная революция XVI - XVII вв.: формирование основ математического естествознания. Соединение экспериментального метода с математическим описанием природы: Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт, И. Ньютон.
5. Кризис классической науки во II половине XIX века. Становление квантовой теории. Создание специальной и общей теории относительности. Изменение фундаментальных основ научной картины мира.
6. Понимание научного знания в концепциях «первого» позитивизма. (О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер). Критика метафизики.
7. Концепции научного знания «второго» позитивизма (Э. Мах, Р. Авенариус, П. Дюгем).
8. Логический позитивизм. Эмпирический базис. Проблема демаркации научного знания.
9. Концепция роста научного знания К. Поппера. Концепция научных революций Т. Куна. Концепция научного знания И. Лакатоса. Методологический анархизм П. Фейерабенда
10. Инновации и преемственность в развитии науки (Дж. Холтон, М. Полани, С. Тулмин).
11. Методологические принципы научного познания. Общелогические методы и приемы исследования.
12. Эмпирическое исследование. Его структура и методы.
13. Теоретическое исследование. Его структура и методы.
14. Научная картина мира, ее структура, исторические формы. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).
15. Научная рациональность, ее основные характеристики. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая.
16. Научная теория: сущность, структура, типология, основные функции. Критерии выбора теории.
17. Научные революции, их социокультурные предпосылки, сущность и типология.
18. Основные формы теоретического знания (принцип, аксиома, постулат, закон).
19. Основные формы эмпирического знания (эмпирические данные, эмпирическое обобщение, эмпирический закон).
20. Классификация наук на основе раскрытия их взаимосвязи в соответствии с определенными принципами и критериями.
21. Роль и значение проблемных ситуаций в науке.
22. Системный метод в современной науке. Методология системного подхода – сущность и становление.
23. Синергетика как современная междисциплинарная методология научного исследования. Понятие самоорганизации, открытой системы, нелинейности. Методологический аппарат синергетики.
24. Структура научно-познавательной деятельности.
25. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного знания.
26. Смысл и значение приближенных методов в химии.
27. Современная химия экстремальных состояний.
28. Современная химия и химическая технология во взаимодействии с обществом и экономикой.
29. Новые направления современной химии и химической технологии.
30. Непосредственная связь химии с технологией и инженерной практикой.
31. Современная картина химических знаний.
32. Взаимосвязь химии и биологии.
33. Феномен редукционизма в науке. Редукционистские тенденции во взаимодействии физики и химии.
34. Тенденция физикализации химии. Физическая химия.
35. Cупрамолекулярная химия.
36. Самоорганизация открытых каталитических систем в ходе химической эволюции.
37. Возникновение и развитие эволюционной концепции в химии.
38. Учение о химических процессах.
39. Современные аспекты развития структурной химии.
40. Основные этапы исторического развития химии.
41. Учение об элементах – исторически первая концептуальная система химии
42. Эволюция концептуальных систем химии.
43. Алхимический период в химии.
44. Специфика предмета и структура химии. Становление понятия химического вещества.
45. Философские проблемы химии и их влияние на ее дальнейшее развитие.
46. Формирование биологической химии.
47. Возникновение и развитие квантовой химии.
48. Основные этапы развития представлений о периодической системе элементов. Д. И. Менделеев как ее создатель.
49. Биография и общая характеристика трудов А. Лавуазье. Его роль в становлении химии.
50. Биография Р. Бойля и общая характеристика его научных трудов. Значение его исследований для развития химии.
Социально-гуманитарные науки
1. Научные аспекты античной мысли. Систематизация и развитие Аристотелем древнегреческой философии и науки. Теория познания и логика Аристотеля.
2. Источники и особенности средневековой науки и философии. Проблемы соотношения знания и веры. Конфликт научного знания и теологии.
3. Научные достижения эпохи Возрождения. Научный и мировоззренческий смысл коперниканской революции
4. Научная революция XVI - XVII вв.: формирование основ математического естествознания. Соединение экспериментального метода с математическим описанием природы: Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт, И. Ньютон.
5. Кризис классической науки во II половине XIX века. Становление квантовой теории. Создание специальной и общей теории относительности. Изменение фундаментальных основ научной картины мира.
6. Понимание научного знания в концепциях «первого» позитивизма. (О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер). Критика метафизики.
7. Концепции научного знания «второго» позитивизма (Э. Мах, Р. Авенариус, П. Дюгем).
8. Логический позитивизм. Эмпирический базис. Проблема демаркации научного знания.
9. Концепция роста научного знания К. Поппера. Концепция научных революций Т. Куна. Концепция научного знания И. Лакатоса. Методологический анархизм П. Фейерабенда
10. Инновации и преемственность в развитии науки (Дж. Холтон, М. Полани, С. Тулмин).
11. Методологические принципы научного познания. Общелогические методы и приемы исследования.
12. Эмпирическое исследование. Его структура и методы.
13. Теоретическое исследование. Его структура и методы.
14. Научная картина мира, ее структура, исторические формы. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).
15. Научная рациональность, ее основные характеристики. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая.
16. Научная теория: сущность, структура, типология, основные функции. Критерии выбора теории.
17. Научные революции, их социокультурные предпосылки, сущность и типология.
18. Основные формы теоретического знания (принцип, аксиома, постулат, закон).
19. Основные формы эмпирического знания (эмпирические данные, эмпирическое обобщение, эмпирический закон).
20. Классификация наук на основе раскрытия их взаимосвязи в соответствии с определенными принципами и критериями.
21. Роль и значение проблемных ситуаций в науке.
22. Системный метод в современной науке. Методология системного подхода – сущность и становление.
23. Синергетика как современная междисциплинарная методология научного исследования. Понятие самоорганизации, открытой системы, нелинейности. Методологический аппарат синергетики.
24. Структура научно-познавательной деятельности.
25. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного знания.
26. Участие социально-гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ.
27. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования.
28. Духовная культура общества. Многообразие форм ее проявления.
29. Индивид, личность, индивидуальность. Личность как субъект общественной жизни.
30. Виды и формы связей в социальной системе. Социальный институт. Его сущность и функции.
31. Методы социальных и гуманитарных наук.
32. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук.
33. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.
34. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс).
35. Вера и знание, достоверность и сомнения, «укорененность веры как формы жизни» (Л. Витгенштейн).
36. Герменевтика как наука о понимании и интерпретации текста.
37. Проблема истины и рациональности в социально-гуманитарных науках.
38. Содержание понятий коммуникативности и коммуникативного сообщества в социально-гуманитарном знании.
39. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте.
40. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном знании.
41. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
42. Субъект социально-гуманитарного познания.
43. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.
44. Дисциплинарная структура социально-гуманитарных наук. Этапы ее формирования.
45. Философия как интегральная форма социально-гуманитарных знаний.
46. История как одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г. Зиммель, О Шпенглер).
47. Соотношение объяснения и понимания в социально-гуманитарных науках.
48. Проблема методологической автономии социально-гуманитарных наук в концепциях представителей неокантианства баденской и марбургской школ.
49. Идея «Жизни» и проблема обоснования «наук о духе» в творчестве В. Дильтея.
50. Теория исторического круговорота. Варианты истории в трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.
Биоэкология
1. Научные аспекты античной мысли. Систематизация и развитие Аристотелем древнегреческой философии и науки. Теория познания и логика Аристотеля.
2. Источники и особенности средневековой науки и философии. Проблемы соотношения знания и веры. Конфликт научного знания и теологии.
3. Научные достижения эпохи Возрождения. Научный и мировоззренческий смысл коперниканской революции
4. Научная революция XVI - XVII вв.: формирование основ математического естествознания. Соединение экспериментального метода с математическим описанием природы: Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт, И. Ньютон.
5. Кризис классической науки во II половине XIX века. Становление квантовой теории. Создание специальной и общей теории относительности. Изменение фундаментальных основ научной картины мира.
6. Понимание научного знания в концепциях «первого» позитивизма. (О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер). Критика метафизики.
7. Концепции научного знания «второго» позитивизма (Э. Мах, Р. Авенариус, П. Дюгем).
8. Логический позитивизм. Эмпирический базис. Проблема демаркации научного знания.
9. Концепция роста научного знания К. Поппера. Концепция научных революций Т. Куна. Концепция научного знания И. Лакатоса. Методологический анархизм П. Фейерабенда
10. Инновации и преемственность в развитии науки (Дж. Холтон, М. Полани, С. Тулмин).
11. Методологические принципы научного познания. Общелогические методы и приемы исследования.
12. Эмпирическое исследование. Его структура и методы.
13. Теоретическое исследование. Его структура и методы.
14. Научная картина мира, ее структура, исторические формы. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).
15. Научная рациональность, ее основные характеристики. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая.
16. Научная теория: сущность, структура, типология, основные функции. Критерии выбора теории.
17. Научные революции, их социокультурные предпосылки, сущность и типология.
18. Основные формы теоретического знания (принцип, аксиома, постулат, закон).
19. Основные формы эмпирического знания (эмпирические данные, эмпирическое обобщение, эмпирический закон).
20. Классификация наук на основе раскрытия их взаимосвязи в соответствии с определенными принципами и критериями.
21. Роль и значение проблемных ситуаций в науке.
22. Системный метод в современной науке. Методология системного подхода – сущность и становление.
23. Синергетика как современная междисциплинарная методология научного исследования. Понятие самоорганизации, открытой системы, нелинейности. Методологический аппарат синергетики.
24. Структура научно-познавательной деятельности.
25. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного знания.
1. Специфика человеческого воздействия на природу. Экологические основы хозяйственной деятельности.
2. Философская концепция эволюционной этики.
3. Экологическая философия как область философского знания.
4. Экологические акценты XX века: урбоэкология, устойчивое развитие, социокультурное измерение экологии.
5. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества.
6. Биотехнологии, генная инженерия: проблемы развития и роста.
7. Исторические и теоретические предпосылки формирования биоэтики. Социальные этико-правовые и философские проблемы применения биологических знаний.
8. Основные аспекты проблемы детерминизма в биологии.
9. Специфика взаимодействия человека и природы.
10. Эволюция представлений об организованности и системности в биологии.
11. Исторические периоды взаимодействия общества и природы.
12. Эволюционная эпистемология как пример воздействия эволюционных идей в биологии на эпистемологию.
13. Законы теоретической биологии.
14. Влияние биологических исследований на формирование культуры. Биополитика.
15. Биологическая эволюционная теория и формирование современной глобальной эволюционной картины мира.
16. Развитие эволюционных идей: первый, второй и третий эволюционные синтезы. Структура и основные принципы эволюционной теории.
17. Сущность живого и проблема происхождения жизни в современной науке.
18. Некоторые узловые проблемы современной биологии.
19. Основные этапы развития представлений о месте и роли биологии в системе научного познания.
20. Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии.
21. Основные положения Гайя – гипотезы Дж. Лавлока.
22. Становление экологии. Основные положения и принципы.
23. Принципиальные положения синтетической теории эволюции.
24. Эволюционная теория естественного отбора (Ч. Дарвин, А. Уоллес).
25. Становление биологии. Эволюционные теории Ж. – Б. Ламарка, Ж. Кювье, Ч. Лайелла.