В этой части успокоение организма производится занимающимися самостоятельно по указанию руководителя.
Продолжительность индивидуального урока чрезвычайно различна в зависимости от состава группы, подготовленности занимающихся, задач индивидуального урока и может быть от 3 до 30 мин. В основном индивидуальный урок должен использоваться как один из методических приемов контроля, проверки, совершенствования и закрепления техники и тактики фехтования и боевой подготовки в групповом уроке. В коллективах с небольшим количеством занимающихся, разнородным по составу, а также с высококвалифицированными бойцами (при условии широкого использования инициативы занимающихся в самостоятельной работе по заданию) индивидуальный урок может явиться и основной формой занятий.
Г. ОСНОВЫМЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФЕХТОВАНИЮ
Обучение технике и тренировка — неразрывно связанные между собой процессы. Однако сложность техники фехтования (а, следовательно, и методики обучения) заставляет предварительно рассмотреть изолированно методику обучения фехтовальной технике.
Каждый фехтовальный прием, являясь физическим упражнением с присущими ему биомеханическими закономерностями, с одной стороны, соответствующим образом воздействует на организм и с другой — представляет из себя элементы боевых действий, которые боец будет применять в практике спортивного вольного боя.
С самого начала обучения всякий прием должен преподноситься с освещением его тактического содержания и с образцовым показом для создания правильного представления о технике и назначении движения. Однако в начале замятий главное внимание должно быть уделено технике движения приема. После овладения схемой приема необходимо дать занимающимся возможность самостоятельного анализа деталей данного движения.
|
Закрепление усвоенного приема осуществляется повторением и соответствующей проверкой. Дальнейшее совершенствование осуществляется путем тренировки приема в сочетании с другими приемами, практикой применения этого приема в бою с целью выработки необходимых бойцу качеств.
Следовательно, примерная схема обучения отдельному приему будет такой: 1) образцовый показ приема в целом, 2) тактическое обоснование приема, 3) краткое обоснование техники, 4) выполнение приема занимающимся под команду руководителя, 5) самостоятельная работа занимающихся и проверка руководителем правильности исполнения, 6) выполнение приема в сочетании с другими приемами, 7) применение сочетания приемов в процессе ведения боя. Схема эта, не являясь догмой при изучении всех приемов, может быть выдержана либо полностью, либо частично.
В соответствии с этим и организация занятий должна предусматривать последовательное проведение обучения: а) без противника, б) с использованием подсобных снарядов, в) при непосредственном соприкосновении с противником (преподаватель, товарищ по тренировке).
I. ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ПРОТИВНИКА
Этот метод применяется главным образом при изучении основных положений и движении н некоторых элементов боевых действий. Методические приемы следующие:
Групповое шереножное обучение
а) В 1, 2, 3 шеренгах в зависимости от количества занимающихся, б) самостоятельное выполнение занимающимися приемов по заданию (индивидуально или группой), в) «поточно» — один за другим (первый выполнит прием, за ним выполняет второй, третий и т. д.), г) группой или «поточно» — на внезапный сигнал руководителя (сигнал зрительного или слухового характера).
|
Индивидуальное обучение
а) Самостоятельное выполнение занимающимся приемов по заданию (индивидуально или группой 3—5 чел.), б) то же, под контролем и с помощью преподавателя.
Инструкторская практика
Занимающийся в роли преподавателя: а) парная работа (один обучает другого), б) групповая работа (один обучает нескольких).
Учебные соревнования
Совершенствование изучаемых приемов с внесением элементов соревнований на лучшее исполнение техники приема производится на быстроту и точность выполнения.
II. ОБУЧЕНИЕ НА ПОДСОБНЫХ СНАРЯДАХ
Обучение на подсобных снарядах предусматривает задачи: научить наносить правильные, меткие уколы и удары по конкретным целям, чучелам, мишеням, рассчитывать дистанцию и выполнять приемы в соответствующем самостоятельном или заданном ритме или темпе. Методические приемы таковы: