Задания на установление правильной последовательности получают доброжелательную поддержку у многих преподавателей, что объясняется важной ролью упорядоченного мышления и алгоритмов деятельности.
Цель введения таких заданий в учебный процесс - формирование алгоритмического мышления, алгоритмических знаний, умений и навыков.
Алгоритмическое мышление можно определить как интеллектуальную способность, проявляющуюся в определении наилучшей последовательности действий при решении учебных и практических задач. Характерные примеры проявления такого мышления - успешное выполнение различных заданий за короткое время, разработка самой эффективной программы для ЭВМ и т.п.
Алгоритм представляет собой систему четких правил упорядоченной деятельности. Основные требования к алгоритму: он должен быть понятен и доступен учащемуся, корректен с точки зрения цели и содержания, однозначен по трактовке и результативен в процессе осуществления заданного числа шагов. При этом однозначность предполагает наличие только одного алгоритма, соответствующего правильному ответу; остальные термины в пояснениях вряд ли нуждаются.
Инструкция.
Установить правильную последовательность:
1. СОБЫТИЯ ФЕВРАЛЯ-ОКТЯБРЯ 1917 г.
а- VI съезд РСДРП (б)
б- отречение царя Николая II
в- приезд Ленина
г- создание Петроградского совета
д- взятие Зимнего дворца
е- корниловский мятеж
з- ликвидация двоевластия
ж- II съезд Советов
Задания на установление правильной последовательности применяются для реализации двух функций тестов - контролирующей и обучающей. Хотя в практике подобные задания применяются уже давно, их обучающие возможности практически не изучены. По этому поводу можно сделать некоторые предположения. Эти задания, доведенные до кондиции тестовых, найдут очень широкое применение в тренажерных комплексах, в учебном моделировании, при формировании профессиональных навыков. Вот почему обучающий потенциал заданий на установление правильной последовательности можно считать достаточно большим и полезным. Подобные задания хорошо применять не только в контролирующих, но и в контрольно - обучающих автоматизированных системах.
|
В заключение можно поставить вопрос о сравнительной ценности каждой формы. Они проверяют определенные виды знаний и потому выбор во многом зависит от учебной дисциплины, от цели применения тестов, от способов обработки данных и даже от приверженности разработчика к той или иной теории тестов. Все это подтверждает мысль о том, что выбор формы заданий - процесс творческий, так же как и культурное применение тестов.
В связи с тем, что итоговое тестирование проводится после окончания учебного процесса, оно недостаточно влияет на сам процесс обучения. В зарубежной науке соединение тестирования с учебным процессом считается ключевой проблемой педагогических измерений XXI века.
Задания открытой формы.
В отличие от заданий с выбором одного или нескольких правильных ответов, задания открытой формы представляют собой утверждения, которые превращаются в истинное высказывание, если испытуемые вводят с клавиатуры правильный ответ или в ложное высказывание, если ответ оказывается неправильным.
|
Главная причина появления заданий этой формы – возможность репродуктивных ответов испытуемых и компенсация недостатков первой формы.
Инструкция для испытуемых.
Дополнить:
1. ПЕРВЫМ ГРЕЧЕСКИМ ФИЛОСОФОМ СЧИТАЕТСЯ ______
3. ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ ЖАНРА СЮЖЕТНОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ СИМФОНИИ ЯВЛЯЕТСЯ _________.
6. ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОВОДИМОСТИ ПОЛУПРОВОДНИКА НЕОБХОДИМО ВВЕСТИ ______________.
10. ПАРТИЙНАЯ ГАЗЕТА КАДЕТОВ НАЗЫВАЛАСЬ __________.
12. КАТАЛИЗАТОРОМ СВЯЗИ АКТИНА И МИОЗИНА ЯВЛЯЕТСЯ _________.
Майоров А.Н. предлагает две формы задания открытой формы.
1. Дополнения. В этих заданиях испытуемые должны самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. В этом задания дополнения соответствуют заданиям открытой формы у Аванесова В.С.
2. Свободного изложения или свободного конструирования. Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа. Например (КИМы ЕГЭ по биологии):
C2 |
Почему в горячих цехах для утоления жажды рекомендуют пить подсоленную воду?
//Ответ: