ФОРМЫТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Задания альтернативного типа (А.Н. Майоров); задания с двумя ответами (В.С. Аванесов)
Самые первые задания с двумя ответами требовали однозначного ответа «Верно» или «Неверно». Другой вариант – «Да» или «Нет». Однообразие ответов в таких заданиях вызвало критику, вследствие чего сами задания с двумя ответами стали применяться редко,
Они вызвали большую и местами, надо сказать, справедливую критику, вследствие чего такие задания стали применяться редко, преимущественно в психологических и социологических тестах (1) – там, где требуется выразить мнение, отношение к чему-либо, дать общую оценку, положительную или отрицательную. Между тем, в содержании всех учебных дисциплин имеется много таких элементов знаний, которые автор этой книги называет дихотомическими. Это знания, которые позволяют разделить мир надвое: определить правильность или неправильность фактов, методов, процессов; знания о том, что хорошо, что плохо, что можно, а чего нельзя делать, ни при каких обстоятельствах. Для проверки именно таких знаний и предлагается использовать задания в тестовой форме с двумя ответами, но на новой формально-логической основе: вместо вопроса используется предложение в утвердительной форме, а вместо однообразия в ответной части включать содержательные ответы.
Особенно хорошо такие задания использовать на начальном этапе усвоения знаний, непосредственно в учебном процессе, при самоконтроле в процессе самостоятельной работы.
Рассмотрим сопоставительные примеры одного и того же задания. У большинства авторов задание с двумя ответами выглядит обычно так. Например:
1. ИКОНЫВ КИЕВСКОЙ РУСИ ПИСАЛИ НА ТОНКО ВЫДЕЛАННОЙ КОЖЕ?
|
1) да
2) нет
Или, как вариант,
2. ИКОНЫВ КИЕВСКОЙ РУСИ ПИСАЛИ НА ДЕРЕВЯННЫХ ДОСКАХ?
1) да, верно
2) нет, неверно
Оба этих варианта можно выразить в одном задании (3)
3. ИКОНЫВ КИЕВСКОЙ РУСИ ПИСАЛИ НА
1) деревянных досках
2) тонко выделанной коже
Легко видеть, что последняя формулировка позволяет избежать вопросительной формы в самом задании и общих ответов испытуемых – «Да / Нет» или «Верно / Неверно». Вместо двух вопросов оказалось достаточным одного задания в виде утверждения и содержательных ответов. Преимущество такого задания заключаются в возможности его превращения, в зависимости от выбранного ответа, в истинное или ложное высказывание.
При ответе на задания в тестовой форме испытуемые вначале читают инструкцию. Для заданий с двумя ответами рекомендуются два варианта стандартной инструкции: «Обведите кружком номер правильного ответа!»- если тестовый контроль проводится с помощью бланков, или: «Отвечая на задания теста, нажимайте на клавишу с номером правильного ответа!» – если контроль проводится с помощью ЭВМ. Кроме этих двух инструкций могут использоваться и другие. Посмотрим некоторые примеры заданий с двумя ответами.
ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:
4. СТИХОТВОРЕНИЕ, ПРОСЛАВЛЯЮЩЕЕ НОВОБРАЧНЫХ, НАЗЫВАЕТСЯ
1) дифирамб
2) эпиталама
5. THE VISITOR WAS NOT GOING TO STEAL
1) something
2) anything
6. С УВЕЛИЧЕНИЕМ ЗАРЯДА ЯДРА АКТИВНОСТЬ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ
1) возрастает
2) убывает
7. СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ
1) антонимы
2) синонимы
Обращает на себя внимание не совсем привычная форма утверждений предлагаемых заданий, отличающаяся от обычных вопросов и задач. Тестовые утверждения открывают возможность создавать задания по-новому, опираясь при этом на ряд принципов, которые можно назвать принципами композиции заданий в тестовой форме.
|
Принципы композиции.
При композиции заданий с двумя ответами самым распространенным можно назвать принцип противоречия, выражаемый, главным образом, посредством использования отрицательной частицы«не», отрицающих предлогов и слов. При использовании этого принципа подбираются такие два ответа, чтобы второй отрицал первый (типа А или не-А).
8. ДУХОВЕНСТВО В I ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА БЫЛО СОСЛОВИЕМ(4)
1) привилегированным
2) не привилегированным
9. ЗНАЧЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ С ПЕРЕМЕННОЙ ОТ ЗНАЧЕНИЯ САМОЙ ПЕРЕМЕННОЙ
1) зависит
2) не зависит
10. ОРГАНИЧЕСКОЕ СТЕКЛО – ЭТО ПЛАСТМАССА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ ТЕРМОПЛАСТИЧНОЙ СМОЛЫ
1) с наполнителями
2) без наполнителей
11. ЧАСТИЦА «О», СТОЯЩАЯ ПЕРЕД ОБРАЩЕНИЕМ, ЗАПЯТОЙ ОТ НЕГО
1) отделяется
2) не отделяется
Как видно, во всех этих заданиях отрицается смысл не самого задания, а содержания первого ответа, а испытуемый выбирает то, что считается правильным.
Близок по смыслу к первому, но немного отличается по логическим свойствам и языковым тонкостям принцип противоположности ответов. Подбираются такие ответы, которые, будучи антонимичными по смыслу, допускают, в принципе, возможность существования переходных понятий, состояний. Например, между понятиями «здоровый – больной» можно расположить понятия «практически здоров» «немного болен» и т.п. (Сравните с противоречащими понятиями «здоровый – не здоровый»; где второй ответ полностью отрицает первый).
|
12. ПОВЫШЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ИСХОДНЫХ ВЕЩЕСТВ СМЕЩАЕТ ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ
1) вправо
2) влево
13. SHE WAS FOLLOWED BY THEM ПЕРЕВОДИТСЯ
1) она следовала за ними
2) они следовали за ней
14. БУКВЫе, и, ю, я ДЕЛАЮТ СОГЛАСНЫЕ
1) мягкими
2) твердыми
Третий принцип формулирования заданий в тестовой форме можно назвать принципом однородности. Подбираются такие два ответа, которые относятся к одному роду, виду, или отображают две основные стороны, грани явления:
16. СКОРОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕЛИЧИНОЙ (6)
1) векторной
2) скалярной
17. ЯДРА ИЗОТОПОВ ИМЕЮТ РАЗНОЕ ЧИСЛО
1) протонов
2) нейтронов
21. АММИАЧНАЯ СЕЛИТРА – УДОБРЕНИЕ
1) кислое
2) щелочное
22. СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ НАЗЫВАЮТСЯ
1) антонимы
2) синонимы
Четвертый принцип формулирования заданий с выбором одного ответа можно назвать кумуляцией. Это означает, что содержание второго ответа вбирает в себя (кумулирует) содержание первого и содержит новую информацию.
27. ШОПЕН ПИСАЛ МУЗЫКУ (7)
1) фортепианную
2) фортепианную и симфоническую
28. ГЕРУНДИЙ ОБЛАДАЕТ СВОЙСТВАМИ
1) глагола и существительного
2) глагола, существительного и наречия
Задания, построенные по принципу кумуляции, интересны тем, что учащиеся, приученные давать полные и правильные ответы, обычно выбирают последний ответ, ошибочно полагая, что он всегда самый правильный. Правильные ответы рекомендуется распределять примерно поровну на месте первого и второго ответа.
Пятый принцип формулирования задания с двумя ответами – это принцип сочетание слов (знаков) по два или по три (реже четыре) в каждом ответе. Можно предложить два варианта заданий с использованием этого принципа. В первом варианте сочетаются более или менее однородные и правдоподобные пары ответов. Например:
29. ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ В ВОПРОСАХ
1) общих и специальных
2) альтернативных и расчлененных
Во втором варианте ответы сочетаются по правилу цепочки:
30. Ф. ШУБЕРТ ПИСАЛ МУЗЫКУ (7)
1) органную и симфоническую
2) симфоническую и фортепианную
31. ПРИЧАСТИЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ В ФУНКЦИЯХ
1) обстоятельства и определения
2) определения и дополнения
32. А. БОРОДИН БЫЛ
1) химиком и композитором
2) композитором и историком
В соответствии с этим правилом, последнее слово первого ответа становится первым словом второго ответа, последнее слово второго ответа становится первым словом третьего и т.д., если это правило будет использоваться далее для разработки заданий с тремя, четырьмя и пятью ответами:
33. БАХ ПИСАЛ (7)
1) мессы и оратории
2) оратории и кантаты
3) кантаты и симфонии
4) симфонии и мессы
Принцип градуирования Особенность этих заданий состоит в том, что в них неправильные ответы часто оказываются неправильными в разной степени. Один ответ просто неправильный другой – совсем неправильный; нередко он противоположен правильному.
25. ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ ВЛАЖНОСТИ СВЫШЕ 30% ПРОЧНОСТЬ ДРЕВЕСИНЫ
1) возрастает
2) не изменяется
3) снижается
26. С УВЕЛИЧЕНИЕМ ДОЛИ СВЯЗАННОЙ ВОДЫУСТОЙЧИВОСТЬ РАСТЕНИЙ К НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ УСЛОВИЯМ
1) повышается
2) остается без изменения
3) понижается
27. ИНТЕРВАЛ (МАЛАЯ ТЕРЦИЯ) СОСТОИТ ИЗ
1) 1-го полутона 3) 3-х полутонов
2) 2-х полутонов 4) 4-х полутонов
Принцип удвоенного противопоставления
29. ЭНГАРМОНИЧЕСКИ РАВНЫМИ НАЗЫВАЮТСЯ ЗВУКИ
1) равные по высоте и названию
2) равные по высоте, но не равные по названию
3) не равные по высоте, но равные по названию
4) не равными ни по высоте, ни по названию
30. ДЛЯ НАБЛЮДАТЕЛЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ НА ЭКВАТОРЕ, ЗВЕЗДЫСУЩЕСТВУЮТ
1) восходящие и заходящие
2) восходящие и незаходящие
3) невосходящие и заходящие
4) невосходящие и незаходящие
Принцип фасетности содержания задания.
Фасет - это форма записи несколько вариантов одного и того же задания.
33. ПРИ НАМОКАНИИ {хлопкового,вискозного...} ВОЛОКНА ЕГО ПРОЧНОСТЬ
1) увеличивается
2) остается без изменений
3) уменьшается
Принцип импликации
35. СЛИ В ПОЛДЕНЬ СТАТЬ СПИНОЙ К СОЛНЦУ, ТО
.
БУДЕТ
1) юг 3) запад
2) север 4) восток
36. ЕСЛИ НАПРЯЖЕННОСТЬ ПОЛЯ НАПРАВЛЕНА СЛЕВА НАПРАВО, ТО ПОТЕНЦИАЛ ПОЛЯ ВОЗРАСТАЕТ
1) слева направо
2) справа налево
Импликация “если…., то” не всегда выражена именно этими словами. Тот же смысл импликации лучше передается другими конструкциями русского языка. Например:
Принцип формулирования заданий с ответами,
правильными в различной мере.
Обвести кружком номер наиболее правильного ответа.
37. МОМЕНТ ИНЕРЦИИ ТЕЛА МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО
1) оси
2) оси и плоскости
3) оси, плоскости и точки
Здесь правильным считается третий ответ, затем второй, и на последнем месте, Достоинства и недостатки заданий с двумя ответами
Среди недостатков заданий с двумя ответами - сравнительно высокая вероятность угадывания правильного ответа; она равна 1/2. Но полученные с помощью догадки баллы корректируется - ровно на столько, на сколько может увеличиться сумма вследствие этого.
К достоинствам заданий с двумя ответами можно отнести краткость заданий, быстроту тестирования, высокую технологичность. Они тесно связаны с такими основными законами логики, как закон противоречия и закон исключенного третьего. Первый требует, что нельзя одно и то же одновременно утверждать и отрицать, а закон исключенного третьего - чтобы задание вместе с одним из ответов превращалось либо в истинное высказывание, либо в ложное. Третьего здесь не дано.
Еще одно возражение против заданий с двумя ответами - это их быстрое "рассекречивание". После тестирования испытуемые сообщают друг другу содержание запомнившихся заданий и правильные ответы на них. Сохранению тестового материала способствуют разработка фасетов, увеличение числа заданий, классификация последних по темам и по уровню трудности.
Применение заданий с двумя ответами
Немного о применении заданий с двумя ответами. Их лучше использовать для экспресс-диагностики в учебном процессе, где точность измерения менее важна по сравнению с быстротой. Такая диагностика особенно полезна до начала изучения дисциплины. Другая сфера применения - самоконтроль, позволяющий быстро обнаружить пробелы в собственных знаниях и затем ликвидировать их. Третья сфера - автоматизированные контрольно - обучающие программы, в которых обучение начинается с тестирования и им же заканчивается. Хорошее обучение всегда дифференцированное или, того лучше, индивидуализированное (адаптивное), поэтому выявление исходного уровня знаний здесь особенно важно.
В практике итогового тестирования задания с выбором одного ответа из двух возможных распространены мало, что объясняется высокой вероятностью угадывания правильного ответа, в случае незнания. Но это отнюдь не означает, что такие задания бесполезны статочно широко, что объясняется удобством этой формы для автоматизации контроля знаний. Студенты и школьники относятся к таким заданиям хорошо, из-за наличия там правильного ответа, пусть вместе с неправильным ответом. В этом случае определение правильного ответа нередко принимает для них форму игры, что имеет свои плюсы, особенно при недостатке положительных эмоций в скучно организованном учебном процессе.
Задания с двумя ответами используются и для устного группового опроса, в процессе которого преподаватель читает задание, а учащиеся, либо сразу, либо спустя 3-5 сек. отвечают все сразу. В хоре голосов легко услышать неправильные ответы, которые тут же исправляются. Чем прочнее знания, тем увереннее звучат голоса. Преимущества такого опроса очевидны - быстрота, большой охват, высокая активность, эмоциональное общение и помощь в процессе контроля, чего не допускают другие методы проверки знаний. Учителя, прошедшие подготовку у автора, применяют такие задания для проведения открытых уроков и для организации самоконтроля.
Задания с двумя ответами эффективны в текущем контроле и самоконтроле знаний, в профориентации и профессиональном отборе. Хотя эти задания дают менее точные оценки, чем задания с большим числом ответов, оценки получаются быстрее и экономнее, что имеет практическое значение. В текущем контроле и на ранних стадиях отбора точность оценки играет меньшую роль, чем быстрота тестирования. Чем оценка точнее, тем она дороже.
Задания с выбором одного правильного ответа (В.С. Аванесов);задания множественного выбора (А.Н. Майоров)
Это основной вид заданий, применяемый в тестах достижений.
Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный.
Форма представления заданий множественного выбора:
Вопрос (утверждение):
А. Вариант ответа 1
В. Вариант ответа 2
С. Вариант ответа 3
D. Вариант ответа 4 Е.
F. Вариант ответа 5
Инструкции для заданий с множественным выбором: обведите кружком правильный ответ.
Какое количество вариантов ответов можно считать приемлемым?
Инструкция СIТО так определяет количество необходимых альтернатив: «Обычный вопрос состоит из введения, самого вопроса и ряда альтернатив, каждая из которых - представляет собой ответ на вопрос. Имея две альтернативы, экзаменуемый начнёт догадываться о правильном ответе, особенно, если альтернативы похожи друг на друга (менее способные экзаменуемые встретят больше трудности, чем более способные при выявлении различия между этими альтернативами). Вероятно, минимальное количество возможных альтернатив — это действительно 3, что касается максимального количества альтернатив, то, скорее всего, их количество будет зависеть от объёма теста предлагаемых альтернатив. В том случае, если это цифровые выражения, навряд ли 4—6 вариантов могут оказаться слишком длинными для чтения.