Тема: Крито- микенское искусство




 

В художественной культуре древности крито-микенскому искусству

принадлежит одно из самых почётных мест. Два его виднейших центра - остров Крит и город Микены в Южной Греции полуостров Пелопоннес - дали название этому искусству, но оно включало в себя творения большого региона, от Балканской Греции и островов Эгейского моря до побережья Малой Азии.

Творцами критской или, как её иначе называют, минойской цивилизации были народы не установленного пока происхождения. Их культура зародилась примерно в начале II тысячелетия до н. э. Основными её центрами были сам остров Крит с его процветавшими тогда городами и острова Эгейского моря.

Историки называют эту цивилизацию минойской, по имени мифического критского царя Миноса, а её создателей – минойцами.

Ахейцы или, как их стали именовать по названию столицы – Микены,

микенцы пришли в Грецию из Северной Европы. Народ этот был индоевропейского происхождения. Микенцы являлись прямыми предками будущих эллинов - греков. Около середины II тысячелетия до н. э. их власть распространилась на весь Эгейский мир, они проникли на многие острова, захватили и Кносс – столицу державы Миноса. Микенцы жили бок о бок с минойцами до ХII века до н. э. Микенские правители широко пользовались услугами одарённых минойских мастеров, так что в конечном счёте микенское и минойское искусства образовало некий сложный сплав.

Крито-микенский мир на протяжении нескольких столетий играл роль образцовой художественной мастерской для огромного региона. Тогда были

созданы прекрасные памятники архитектуры: грандиозные, украшенные настенной живописью, рельефами и разного рода символами дворцы со священными садами; изящные расписные вазы; искусно выполненные атрибуты сложного религиозного культа. Этот мир знал письменность: Крит оставил после себя так называемое «линейное письмо А», ещё не расшифрованное учёными, архивы Микен – «линейное письмо В», которое в 50 годах ХХ века удалось расшифровать англичанам Дж. Чедвику и М. Вентрису. Своеобразие крито-микенского искусства – в особом понимании жизни природы и места в ней человека, а также в свободе обращения со старинными традициями и предписаниями религиозных ритуалов. Кроме того, оно уделяло огромное внимание внутреннему миру человека.

 

Искусство Крита создало многочисленные произведения: своеобразную архитектуру, декоративную живопись, керамику, мелкую пластику и резные камни. Расцвет искусства в Крите совпадает с периодом Нового Царства в Египте, в целом они близки друг другу. Однако в нем нет монументальности, нет строгого спокойного ритма и симметрии.

Наиболее значительным архитектурным памятником Древнего Крита является Кносский дворец. Греческие мифы о загадочном Лабиринте и о человеке-быке Минотавре были связаны именно с ним. Весь дворцовый комплекс сложился окончательно около 1600 года до н.э.

Очень большую роль играли стенные росписи, отличающиеся исключительной декоративностью, контрастность цветовых сопоставлений говорит об учете художниками освещения рассеянным или слабым светом.

Стены дворца были сложены из сырцового кирпича с применением деревянного каркаса, бутовой кладки и облицовки нижней части стен большими каменными плитами; кроме известняка широко использовались гипсовые блоки. Одной из самых своеобразных особенностей эгейской архитектуры были расширяющиеся кверху деревянные колонны с базой из камня или гипса и широкой каменной капителью. Наряду с такими существовали еще прямые и сужающиеся кверху колонны.

Стены комнат покрывались штукатуркой и расписывались. по сырой штукатурке фрески. Располагались росписи в виде фризов и панелей. Образно-смысловое содержание связано с религиозно-мифологическими представлениями. Но так как эгейская письменность не полностью расшифрована, и многие факты о мифологии просто не известны, судить приходится по сохранившимся упоминаниям в летописях других государств.

Наиболее ранней фреской в Кносском дворце считается так называемый «Собиратель шафрана». Но не вся живопись Крита имела такой условный характер.

Сохранившиеся фрески конца XVII- начала XVI веков до н.э. обладают большой реалистической наблюдательностью. Например, фрагмент с охотящейся кошкой или «Синие дельфины и цветные рыбы», «Дамы в голубом», лица нарисованы в профиль, а тело в фас. «Фреска с табуретами» и, вероятно ее часть, так называемая «Парижанка». Среди фресок Кносского дворца, как и во всем искусстве Крита, значительное место занимает изображение быка. К позднему периоду относятся росписи в так называемом «коридоре процессий» Кносского дворца.

Сложный и разнообразный путь прошла критская керамика. Наиболее ранние сосуды выполнены руками и покрыты простыми геометрическими узорами, обычными для искусства неолита. К середине среднеминойского периода, около XVII века до н.э., искусство керамики достигло расцвета. К этому времени относятся известные вазы, найденные в пещере Камарес.

В конце среднеминойского периода росписи стали более реалистическими, появились сосуды с изображениями растений. Раскраска становилась более изысканной. В росписях позднеминойского периода XVI век до н.э. преобладают рыбы, раковины наутилусов, морские звезды и т.п. Одним из шедевров этого времени является ваза с осьминогами из Гурнии.

Позднее, в XV веке до н.э., в керамике, как и в настенной живописи, началось усиление схематизации. Сложился так называемый «дворцовый стиль» - рисунок постепенно превратился в орнамент. Ко времени расцвета Крита, вероятно, к XVI веку до н.э., относятся каменные, покрытые рельефом сосуды, сделанные из стеатита. К этому же периоду относятся знаменитые золотые кубки с изображением быков, найденные на Пелопоннесе, близ деревни Вафио. Период расцвета критского искусства сопровождался развитием мелкой пластики. Найденные на Крите статуэтки, таблички и др. сочетают в себе обычную для эгейского искусства декоративность с большей долей реалистической наблюдательность.

Есть основания думать, что на Крите существовала и крупная скульптура, скорее всего деревянная, которая не сохранилась.

Упадок критской культуры в XV веке до н.э., возникший, вероятно, из-за внутреннего кризиса, сильно отразился на искусстве быстро нарастающей схематизацией и геометризацией форм. С наибольшей яркостью отразился в скульптуре: статуэтки юношей этого времени отличаются неестественно удлиненными пропорциями, примитивным изображением тела и лица.

Около 1400 года до н.э. города Крита были разрушены, по видимому, иноземным (скорее всего, ахейским) военным вторжением. Разрушение Кносского дворца отразилось в греческих сказаниях о Тесее - герое, победившем чудовищного Минотавра.

Эгейское искусство, сложившееся на материке Греции, обычно называется микенским искусством. Вопрос об этнической принадлежности населения Крита и Микен довольно сложен, предполагается, что они относятся к разным этническим группам. Жители Микен, вероятно, были ахейцами.

Расцвет микенской культуры относится к 1500-1200 годам до н.э. В это время наблюдалось разложение родового строя и формирование аристократии. Складывался рабовладельческий строй, формировались небольшие государства во главе которых был басилевс - военный вождь. Легенды о внутренней борьбе за царский престол отразились позднее в греческой мифологии и трагедии.

Ведущее место в микенском искусстве занимает архитектура. Архитектурные памятники находятся на возвышенных местах и хорошо укреплены. Внутри крепостных стен находились дворцовые здания, в которых жил басилевс, его семья и родственники. Композиция этих дворцовых комплексов имела некоторые общие черты с композицией критских дворцов. Но также были местные особенности: в плане дворца центральное место занимал мегарон - большой прямоугольный зал с очагом в середине, четырьмя расширяющимися кверху колоннами по сторонам очага, и сенями (продомосом), имевшим наружный портик с двумя колоннами. Центральное место мегарона в архитектурном ансамбле, план мегарона и портик «в антах» (с двумя колоннами между выступами боковых стен мегарона) были теми чертами эгейской культуры, которые перешли в архитектуру Древней Греции.

Стены дворцовых построек были сложены из сырцового кирпича с деревянными прокладками, покрыты штукатуркой и иногда расписаны. Для микенской культуры также характерна примитивная техника кладки крепостных стен из неотесанных камней насухо - циклопическая кладка, так назвал эту кладку греческий путешественник Павсаний (II век н.э.) в своем «Описании Эллады», потому, что такие камни (более 3м в высоту и 1 м в ширину) под силу передвигать только мифическим циклопам.

Микенские дворцы-крепости были предшественниками позднейших акрополей в Греции. Большим своеобразием отличались микенские погребальные сооружения. Это «шахтные могилы», высеченные в скале, и купольные гробницы толосы. Лучше всего сохранилась купольная гробница XIV век до н.э. в Микенах - «сокровищница Атрея», по имени отца царя Агамемнона, вождя ахейцев, героя Троянской войны.

«Львиные ворота», ведущие в акрополь Микен. Рельеф этих величественных ворот - единственный пример монументальной скульптуры в эгейском искусстве. Геральдический характер рельефа вполне соответствует условному искусству Микен.

Микенская стенная живопись сохранилась в Микенах, Тиринфе, Фивах и др. Сюжеты росписей те же, что и на Крите. Возможно, исполнителями были критские мастера. Фреска из Тиринфа с изображением акробатических игр с быком похожа на критскую. Девушка, несущая ларец из слоновой кости - гораздо больше выступают черты местного искусства, хотя костюм и прическа девушки явно критские. К числу лучших фресок Тиринфа относится сцена охоты на кабана.

Декоративность микенской живописи ближе к декоративности орнамента: в ней преобладает не пятно, а линия. С течением времени черты условной схематизации все более нарастали. Это видно по сцене с изображением двух девушек на колеснице - так называемых «охотниц». Гомер называл Микены златообильными. Действительно, раскопки дали совершенно исключительные по богатству вещи, например, известная маска Агамемнона.

Найдено множество кубков, чаш грубой местной работы, но массивные и из чистого золота. Кубок из горного хрусталя с ручкой в виде головы утки, тяжелые бронзовые мечи с рукоятками из слоновой кости с инкрустацией золотом, множество украшений, - в прикладном искусстве, как и в архитектуре, видно сочетание высокоразвитой критской культуры с местной. Очень интересным видом эгейского искусства являются резные перстни-печати из камня и металла.

В периоды процветания Критской державы эгейская культура распространялась также на побережье Малой Азии, и богатая Троя входила в сферу ее влияния. Основываясь на «Илиаде» и «Одиссее» Гомера и на археологических данных, можно предположить, что в XIII-XII до н.э. союз ахейских племен с Микенами во главе начал борьбу за обладанием Геллеспонтом на побережье Малой Азии. Длительная осада Трои (10 лет) окончилась победой ахейцев, но обессилила обе стороны. Около 1200 года до н.э. микенская культура была сметена новой волной греческий племен - дорийцев, теснимых фракийцами и иллирийцами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: