Читать всю работу:
https://arslanmuslim1.wordpress.com/2021/06/27/оказание-поддержки-правам-верующих-ж/
Я же взял оттуда то, что касается нашей темы:
⚫️ Об бучении и дисциплинарном воспитании жены.
Передается со слов Хинд дочери аль-Хариса, что Умм Саляма — жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказала: «Однажды ночью посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проснулся, испытывая страх, и сказал: «СубханАллах! Какие же сокровищницы ниспослал Аллах? Какие же искушения ниспослал Аллах? Кто разбудит хозяек комнат [Остальные жены] для того, чтобы они выстаивали намаз? Господь, сколько же одетых женщин в этом мире, которые будут обнаженными в Судный День!»
Этот хадис передал имам аль-Бухари.
Передается со слов Джуэйрии, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, однажды ушел от нее после утреннего намаза, и она осталась в своей молельне. Затем он пришел к ней, после времени ад-Духа, а она оставалась на своем месте. Он сказал ей: «Ты до сих пор оставалась в таком же положении после того, как я оставил тебя?». Она ответила: «Да». Он сказал: «После того, как вышел от тебя, я произнес четыре фразы по три раза, которые если бы они были померены с тем, что ты произносила за сегодняшний день, то они бы перевесили это: Пречист Аллах и хвала Ему равная количеству Его творений, Его довольству, величине Его Трона и количеству Его Слов». Этот хадис передал имам Муслим.
Передается со слов ‘Айшы, что она сказала: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приехал из путешествия, и у меня дома была занавеска, на которой были изображения (живых существ). Когда он увидел ее, то его лицо изменилось в цвете, и он порвал ее, затем сказал: «’Айша! Самое тяжелое наказание в Судный День получат те, которые уподобляются Аллаху в сотворении». Этот хадис передали имамы аль-Бухари и Муслим.
|
Также с ее слов передается, что однажды группа иудеев зашла к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказали: «Ас-сааму ‘алейкум» [то есть «Смерть вам»] . Она поняла их выражение и ответила им, сказав: «И вам яда и проклятия». Тогда сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не спеши ‘Айша, поистине, Аллах любит в любом деле мягкость». ‘Айша сказала: «Посланник Аллаха! Разве ты не слышал то, что они сказали?» Он ответил: «Я же ответил им, сказав: «И вам того же»». Этот хадис передал имам аль-Бухари.
Передается, что однажды ‘Айша сказала пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Зачем тебе эта София, ведь она такая-то и такая-то? [То есть, малого роста] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты сейчас произнесла слова, которые если бы смешались с водой моря, то перемешали бы его». Этот хадис передал имам Абу Дауд с иснадом уровня достоверного. [Шейх Мукбиль поместил этот хадис в своем сборнике «Ас-Сахих аль-Муснад» (2т./487стр.)].
Передается со слов Джуэйрии дочери аль-Хариса, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришел к ней в пятничный день, и она держала Пост. Он спросил ее: «Постилась ли ты вчера?». Она ответила: «Нет». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Будешь ли поститься завтра?». Она ответила, что нет. Тогда он сказал ей: «Тогда соверши разговение». Этот хадис передал имам аль-Бухари.
|
Передается со слов Маймуны дочери аль-Хариса (мать правоверных), что она освободила девочку-рабыню, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не знал об этом. Когда наступил ее день, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришел к ней, она спросила его: «Знаешь ли ты, что я освободила девочку-рабыню?». Он сказал: «Ты действительно сделала это?». Она ответила: «Да». Он сказал: «Если бы ты отдала ее твоим дядям, то в этом было бы больше награды для тебя».
Этот хадис передали имамы аль-Бухари и Муслим.
Обучение является лучшим методом для мужчины в исправлении и воспитании своей жены. Ведь посредством обучения женщина исправляет свой нрав и характер, а также получает награду за то, что начинает понимать дела религии.
Знание воспитывает человека! Знание о Книге Аллаха и Сунне воспитывает не только жену, детей, но и общество в целом. Ведь поистине, религия Аллаха призывает к исправлению, любви, милосердию, симпатии и сочувствию.
А то, что происходит между мусульманами из несправедливости, произвола, возвышения (одних над другими) и нарушения прав, то это из-за невежества относительно шариата. Просим Всевышнего Аллаха, чтобы он дал проницательность мусульманам, и вернул их на путь Корана и Сунны!
⚫️ О степенях дисциплинарного воспитания жены.
Сказал Всевышний Аллах (смысл): «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышенный, Большой». (4: 34).
|
Сказал Ибн Касир (2т./350стр.): « «Побивайте», то есть если они не принимают словесного увещевания и бойкотирования в постели. В таком случае можно их побивать без применения жестокости, как это установлено в хадисе, который передал имам Муслим со слов Джабира, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал во время прощального Хаджа: «Побойтесь Аллаха относительно ваших жен, ведь поистине, они являются вашими помощницами. Из ваших прав – то, чтобы они не расстилали ваше ложе ни для кого. А если же они сделают это, то вам дозволено побивать их, не применяя жестокости. А их правами на вас является – то, чтобы вы давали им пропитание и одевали их по-доброму» ».
⚫️ Каким образом делается хаджр (бойкот) жене?
Сказал Всевышний Аллах (смысл): «А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте».
Некоторые обладатели знания сказали, что под Словами Аллаха тут имеется в виду – бойкотируете относительно полового акта, то есть муж может спать с женой на одном ложе, но не совершает с ней половых актов.
Другие сказали, что имеется в виду – бойкотирование в разговоре с ней.
Третье мнение заключается в том, что бойкот мужа – то, что он даже не спит с ней на одном ложе.
Большинство ученых придерживается мнения, что под бойкотом имеется в виду – не заходить к ним (домой) и не находиться у них.
— [Слова хафиза Ибн Хаджара в «Фатх аль-Бари» (9т./300стр.)].
Хадисы относительно данного вопроса:
1 Сказал имам аль-Бухари: Рассказал нам Халид ибн Махлад, ему рассказал Сулейман, которому рассказал Хумейд со слов Анаса ибн Малика, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поклялся отстраниться от своих жен в течение месяца, и находился в своей уборной комнате. Затем вернулся к ним на двадцать девятый день. Люди сказали: «Посланник Аллаха! Ведь ты поклялся на месяц». Он сказал: «Месяц – двадцать девять дней».
2 Передал имам аль-Бухари со слов Умм Салямы, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поклялся не приходить к некоторым своим женам в течение месяца. Когда же прошло двадцать девять дней, он пришел к ним, люди сказал ему: «Пророк Аллаха! Ты ведь поклялся не приходить к ним в течение месяца». Он ответил: «Поистине, месяц бывает двадцать девять дней».
3 Передал имам Абу Дауд (№2142) со слов Му’ауии ибн Хайды, что он спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Посланник Аллаха! Каково право наших жен на нас?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Чтобы ты кормил ее, когда ешь сам, чтобы одевал ее, когда одеваешься сам, чтобы не бил ее по лицу, чтобы не говорил ей плохие слова, и чтобы не делал ей хаджр, кроме как дома».
В первых хадисах данной главы говорится, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал бойкот своим женам вне дома, а в последнем передается запрет на это. Как же собрать между этими сообщениями?
Ответ:
Нужно смотреть на ситуацию. Если есть нужда в бойкоте вне дома, то муж может это сделать, в противном случае ему нужно это делать только у себя дома. Имам аль-Бухари же считает, что хадис Анаса более достоверен, нежели последний хадис, поэтому он склоняется к тому, что поступать надо по хадису Анаса. И Аллаху лучше знать!
⚫️ Рукоприкладство является последней степенью дисциплинарного воспитания.
Кто может быть более выдержанным и мудрым чем Аллах?!
Рукоприкладство увеличивает чувство отвращения между супругами, ведь душа человека по своей природе питает отвращение к тому, кто пытается возвыситься над ней. Если мужчина будет поднимать свою руку на женщину, то это не считается мудростью с его стороны.
Или даже на своего ребенка с первой его ошибки.
Поэтому шариат Аллаха предусмотрел то, что рукоприкладство должно быть последней степенью налаживания отношений между двумя супругами.
Но вместе с этим шариат запретил бить, используя жестокость. А также запретил бить животных и рабов.
Передали имамы аль-Бухари и - Муслим хадис со слов ‘Абдуллаха ибн Зам’ы о том, что тот слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Один из вас намеренно отстегивает свою жену так, как отстегивает своего слугу. Наверняка такой уже не будет спать с ней после этого».
⚫️ Если муж использовал рукоприкладство, чтобы дисциплинировать жену, то он обязан остерегаться лица.
Передается со слов Му’ауии аль-Кушейри, что он сказал: «Посланник Аллаха! Каково право наших жен на нас?». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Чтобы ты кормил ее, когда ешь сам, чтобы одевал ее, когда одеваешься сам, чтобы не бил ее по лицу, чтобы не говорил ей плохие слова, и чтобы не делал ей хаджр, кроме как дома». Этот хадис передал имам Абу Дауд с иснадом уровня хорошего.
Передается со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-либо из вас поднимет руку на своего брата, то пусть сторонится лица». Это сообщение передал имам Муслим.
⚫️ О необходимости того, чтобы муж разъяснял жене то, что ей непонятно, а также запрет на принижение ее достоинства.
Сказал имам аль-Бухари: Нам рассказал Са’ид ибн Аби Марьям, тому сообщил Нафи’ ибн ‘Умар, тому рассказал Ибн Аби Мулейка, что ‘Айша жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, если слышала что-либо из того, что не знает, то спрашивала для того, чтобы узнать. Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кого рассчитают (в Судный День), тот будет наказан».
Тогда сказала, ‘Айша: «Разве Аллах не сказал (смысл): «Тот, кому его книга будет вручена в правую руку, получит легкий расчет«?»
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Это всего лишь представление (грехов), а тот, кого рассчитают, тот погибнет».
Передается со слов ‘Айшы, что она сказала: «Посланник Аллаха! Что будет с детьми верующих?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Они последуют за своими родителями». Она спросила: «А ведь у них нет дел?». Он ответил: «Аллах лучше знает о том, чтобы они совершали ». ‘Айша спросила: «А что будет с детьми многобожников?». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Они последуют за своими отцами». Она спросила: «А ведь у них нет дел?». Он ответил: «Аллаху лучше знает о том, чтобы они совершали». Этот хадис передал имам Абу Дауд.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Сказал шейх Мукбиль: «Что касается иснада этого хадиса, то он достоверен. А что касается содержания хадиса, то его надо понимать в том смысле, что это их положение в этом мире. То есть то, что они последуют за своими отцами. Это в том случае, если мусульмане напали на неверных посреди ночи, и не могут отличить молодых из них от взрослых, тогда их положение становится одинаковым. Но в Вечной жизни, они в Раю, как об этом пришло в хадисе Самуры ибн Джундуба ». — [См. «Ас-Сахих аль-Муснад» (2т./464стр.)].
Передается со слов ‘Айшы, что она сказала: «Посланник Аллаха! Я знаю самый строгий аят в Книге Аллаха». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «И что же это за аят, ‘Айша?». Она сказала: «Кто творит зло, тот получит за него воздаяние». Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Разве ты не знаешь, ‘Айша, что если мусульманина постигнет несчастье или укол колючкой, то это стирает его плохие дела, а тот, кто будет рассчитан, тот будет наказан?». Она сказала: «А разве Аллах не сказал (смысл): «Тот, кому его книга будет вручена в правую руку, получит легкий расчет»?». Он сказал: «Это всего лишь представление (грехов), а тот, кто будет рассчитан, тот погибнет». Этот хадис передал имам Абу Дауд.
Сказал шейх Мукбиль относительно этого хадиса: «Этот хадис соответствует условиям имама Муслима. И часть этого хадиса передали имамы аль-Бухари и Муслим».
Передается со слов Зейнаб дочери Джахш, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зашел к ней и был взволнован. Он сказал: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха! Горе арабам от того, что приблизилось! В стене Йаджуджа и Маджуджа появилось вот такое отверстие. Затем соединил большой и указательный палец в кольцо». Тогда Зейнаб спросила: «Посланник Аллаха! Разве мы можем погибнуть, даже если среди нас есть праведники?». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да, если распространится нечестие»». Этот хадис передали имамы аль-Бухари и Муслим.
Передается со слов ‘Айшы, что однажды к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришла Сальма вольноотпущенница пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщила ему о том, что Абу Рафи’ ударил ее.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил Абу Рафи’а: «Что между вами, Абу Рафи’?» Он ответил: «Она причиняет мне неприятности».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил ее: «Каким образом ты причиняешь ему неприятности, Сальма?» Она ответила: «Посланник Аллаха! Я не причиняла ему неприятностей. Однако однажды он выпустил газы в тот момент, когда совершал намаз.
Я сказала ему: «Абу Рафи’! Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел мусульманам совершать омовение, если у них выйдут газы». Тогда он встал и побил меня».
Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассмеялся и сказал Абу Рафи’у: «Абу Рафи’! Поистине, она не приказывала тебе ничего, кроме блага».
Этот хадис передал имам Ахмад с иснадом уровня хорошего. — [См. «Ас-Сахих аль-Муснад» (2т./504стр.)].
_________________________________________________
✅ 4 Хукм относительно тех, которые бьют своих жён, отбирают их имущество и обращаются с ними плохо.
❓ Спросили шейха Усеймина (да помилует его Аллах) о положении шариата относительно того, кто бьёт свою жену, отбирает силой её имущество и обращается с ней плохо.
✒️ На что шейх (да будет доволен им Аллах) ответил:
«Тот, кто бьёт свою супругу, отбирает её имущество и обращается с ней плохо – он грешник, не повинующийся Аллаху, ведь Всевышний Аллах сказал: «Живите с ними достойно» (Ан-Ниса 19).
Также Всевышний сказал: «Жёны имеют такие же права, как и обязанности, и относится к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению» (Аль-Бакара 228).
Не дозволяется никому, чтобы он обращался со своей женой плохо, потом идёт и требует от неё, чтобы она обращалась к нему хорошо. Воистину – это не справедливость, которая входит в слова
Всевышнего Аллаха:
«Горе обвешивающим, которые требуют дать им сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами меряют или взвешивают для других, то наносят им урон» (Аль-Муттафифин 1-3).
Любой человек, который требует своё право сполна от других, затем сам не даёт их права полностью, то он попадает под этот благородный аят.
Моё наставление ему и подобных ему, чтобы они побоялись Всевышнего Аллаха в отношении их жён, как это повелел пророк (мир ему и благословение Аллаха) когда произносил проповедь на Арафе в год прощального хаджа.
Он сказал (мир ему и благословение Аллаха): «Бойтесь Аллаха в отношении ваших женщин. Воистину вы взяли их под ответственность перед Аллахом и дозволили себе их половые органы в соответствии со словами Аллаха (т.е. аяты Корана, где Аллах дозволил мужчине половой орган женщины)» Сахих Муслим 1218.
Я говорю ему и подобным ему, невозможно, чтобы была жизнь счастливая, кроме как если супруги не обращались бы друг к другу со справедливостью и добром и потупляли свои взоры от нехороших качеств, наблюдая за хорошими качествами.
Сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Пусть верующий не испытывает отвращение к верующей, если же ему не нравятся в ней нравы, то пусть довольствуется другими её нравами» Муслим 1469».
См. шейх ибн Усеймин «фатауа алейха таукыха».
_________________________________________________
✅ 5 Слова имама аш-Шафи'и и шафиитов о битье жены.
Пишет Ар-Рази:
"Сказал аш-Шафи'и, да будет доволен им Аллах: «Этот хадис указывает на то, что лучше воздержаться от ударов; если же он всё-таки (захотел) побить её, то нужно бить так, чтобы это не привело к необратимым пагубным последствиям — распределяя удары по всему телу, а не нанося их по одному и тому же месту; избегать ударов по лицу, которое является средоточием красоты; бить, нанося менее сорока ударов». И среди сторонников нашего (мазхаба) были те, кто говорил: «Это число не должно доходить даже до двадцати...» И есть те, кто сказал: «Следует бить свёрнутым носовым платком или рукой, а не плетью или палкой»"
См. «Мафатиху-ль-гайб», 10/72.
_________________________________________________
✅ 6 Понесёт ли мужчина ответственность в том случае, если жена умерла по причине его побоев?
✏️ Один из ранних правоведов ханафитского мазхаба Абу Бакр ас-Сарахси (умер в 483 г. х.) сказал:
«Если четыре человека были свидетелями того, как мужчина содеял какой-то грех, влекущий за собой произвольное наказание (суда), затем имам (т.е. судья) наказал его, а он скончался из-за этого, то по нашему мнению ни имам, ни государственная казна не обязаны (платить компенсацию его родным); таким был мазхаб Умара и Али.
...О муже, который наказал (битьём) свою жену, из-за чего она умерла, мы говорим, что на нём лежит обязанность выплатить компенсацию, но об имаме мы скажем, что он был прав в том, что постановил» (См. «аль-Мабсут», 9/64).
✏️ Другой ханафитский учёный Абдуллах ан-Насафи (умер в 710 г. х.) говорил:
«У того, кто получил установленное или произвольное наказание (суда) и умер, кровь не подлежит искуплению — в противовес случаю, когда муж наказал свою жену произвольной поркой, чтобы та перестала украшаться (перед чужими мужчинами); чтобы она ответила ему согласием, когда он позвал её в свою постель; из-за того, что она отказалась от молитвы и полного омовения или вышла из дома (без его ведома, а она скончалась по вине этой порки)»
(См. «Кянзу-д-дакаик», стр. 360).
✏️ Ибн Наджим прокомментировал эти слова так:
"Очевидно, что муж в основе не должен бить свою жену, как и очевидно то, что он вправе бить её в четырёх (упомянутых ранее) случаях. Однако о дозволенности её физического наказания при оставлении намаза существуют разногласия (между имамами). (ан-Насафи) здесь упомянул о том, что это дозволено, следуя за множеством (учёных), однако в конце, следуя за (тем, что сказано) в «Кяфи-ль-хаким», (он говорит), что это не разрешено, поскольку польза (от молитвы) достаётся не ему, а ей" (См. «аль-Бахру-р-раик», 5/53).
_________________________________________________
✅ 7 Можно ли бить жену-мусульманку за преднамеренный отказ от поклонения Аллаху?
Улемы высказали на сей счёт разные мнения.
Исхак бин Ибрахим бин Хани ан-Найсабури однажды спросил имама Ахмада, вправе ли мужчина бить жену, которая бросила намаз, и тот ответил: «Да, её можно побить лёгкими, а не жестокими ударами, чтобы она вернулась (к молитве)» (См. «Масаилю Ибни Хани», 1/103).
Однако большинство шафиитов выбрали мнение о том, что муж не вправе наказывать жену за нежелание поклоняться Аллаху своим телом.
Как передал имам Закария аль-Ансари:
«Муж может бить жену лишь за строптивое поведение и то, что связано с (нарушением) её обязанностей перед ним – ввиду аята, упомянутого в начале этой главы – но не за (нарушение) прав Всевышнего Аллаха, потому что это напрямую его не касается. Его положение таково, что он не может бить её за отказ от молитвы» (См. «Асна-ль-маталиб», 4/162).
Ханафитский учёный Ибн Наджим сказал:
"Очевидно, что муж в основе не должен бить свою жену, как и очевидно то, что он вправе бить её в четырёх (упомянутых ранее) случаях. Однако о дозволенности её физического наказания при оставлении намаза существуют разногласия (между имамами). (Абу-ль-Баракят ан-Насафи) здесь упомянул о том, что это дозволено, следуя за множеством (учёных), однако в конце, следуя за (тем, что сказано) в «Кяфи-ль-хаким», (он говорит), что это не разрешено, поскольку польза (от молитвы) достаётся не ему, а ей" («аль-Бахру-р-раик», 5/53).
Поэтому каждый мужчина должен выбрать сам, какая мера наказания более всего подойдёт в том случае, если его жена бросила молитву или не постится в Рамадан без уважительных причин.
Следует помнить и о том, что в любом обществе основные стандарты поведения задают мужчины, с которых уже берут пример все остальные: и женщины, и дети. Поэтому, если мы хотим видеть вокруг себя множество набожных мусульманок, то сами должны стать первыми, от кого исходит сияние благонравия и богобоязненности.
Так же нужно напомнить, что не совершающий намаз вообще является кафиром https://vk.com/tarikusalakafir, и если жена не покается и не начнет совершать намаз, тогда их брак аннулируется, для того чтобы не было сомнений нужно развестись с ней.
_________________________________________________
✅ 8 Требовать развод если муж сильно бьет жену?
Вопрос шейху Сулейману Рухейли: «Если муж часто и сильно бьёт свою жену, дозволено ей требовать развод с выкупом (аль-хуль’)?»
Ответ:
«Во-первых, братья! Не является благородностью, порядочностью и доблестью, если муж бьёт свою жену, бьёт её часто! Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не бил никогда женщин.
Мужу не дозволено бить свою жену. Это – харам для мужчины бить свою жену, кроме того случая, когда он делает это в целях воспитания и без этого не обойтись! Это тогда, когда жена проявляет строптивость; не подчиняется; ослушается; не принимает его увещеваний; проявляет безразличие, если он отстранился от нее в постели; в этом случае, он может ударить ее без унижения и причинения вреда. Может ударить ее так, чтобы удар не был унизительным.
Следует избегать того, чтобы ударить ее по лицу, или хлестать ее так, как поступают с рабом. Пусть не бьёт ее так, что может нанести ей вред. Я вам рассказал, Субхана-Ллах, что некоторым саляфам, когда упомянули вопрос битья женщины в случае ее строптивости и не подчинения, некоторые из них сказали, чтобы побил ее концом своей одежды; а некоторые сказали, чтобы побил ее сиуаком. Имеется в виду, чтобы удар был в целях воспитания, чтобы не был унижающим и причиняющим вред, однако для ее воспитания.
У мужчины нет права бить свою жену, когда захочет. Это не имеет отношения к благородству, доблести, хорошему отношению в семейной жизни.
Если человек много бьёт свою жену, и делает это таким образом, который не допустим (по шариату), то это недостаток в мужчине. Если не помогут лечение (его недостатка) и наставления, тогда да, женщина имеет право требовать развод, имеет право требовать развод с выкупом (аль-хуль’) по причине этого».
Источник: https://youtu.be/7XLMwa0IzpI
_________________________________________________
✅ 9 Некоторые виды проявления строптивости со стороны жены
Из распространенных видов строптивости можно выделить следующие:
☑️ 1 Ослушание мужа в том, что он запретил, как выход из дома без его разрешения; посещение мест, которые он запретил посещать или людей, которых он запретил навещать или же приглашать.
Всевышний Аллах сказал: «Оставайтесь в своих домах, и не наряжайтесь так, как наряжались во времена джахилии» (аль-Ахзаб 33: 33).
Хафиз Ибн Касир сказал: “Женщины должны пребывать в своих домах и не выходить без нужды”. См. “Тафсир Ибн Касир” 3/631.
Это и есть основа. Однако исключением являются такие случаи, которые вынуждают женщину выйти из дома или же когда разрешение мужа на это не требуется, поскольку это не вызовет его гнева.
Доводом на то, что женщины могут выходить из дома по своим нуждам, является хадис, переданный ‘Аишей (да будет доволен ею Аллах): “Однажды, уже после того, как мусульманкам было вменено в обязанность ношение покрывала, Сауда (да будет доволен ею Аллах) вышла из дома по нужде. Она была крупная женщина, и покрывало не мешало узнавать Сауду, знавшим ее. Увидев ее, ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: “О Сауда, клянусь Аллахом, мы узнали тебя, подумай же о том, как тебе выходить неузнанной!” Сауда вернулась обратно в то время, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ужиная в моем доме, держал в руке кость с мясом. Она вошла и сказала: “О посланник Аллаха, я вышла по своей надобности, а ‘Умар сказал мне то-то и то-то”. После этого Аллах начал ниспосылать откровение, а когда ниспослание закончилось, кость все еще находилась в руке пророка (мир ему и благословение Аллаха), так как он не положил ее. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вам было разрешено выходить по своим надобностям» ”. аль-Бухари 4795, 5237.
Имам Ибн Батталь сказал: “В этом хадисе содержится доказательство на дозволенность выхода женщинам из дома для дозволенных вещей, как посещение родителей, родственников, и тому подобные вещи, в чем есть нужда”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 7/364.
Однако дозволенность этого не указывает на то, что женщина не должна спрашивать разрешения мужа и не ставить его в известность! Необходимо знать, что женщина не должна покидать свой дом без разрешения мужа. В известном хадисе про историю, когда ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах) оклеветали, сказано, что она спросила посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): “Разрешишь ли ты мне отправиться к моим родителям?” аль-Бухари 4141, - Муслим 2770.
Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Слова ‘Аиши: «Разрешишь ли ты мне отправиться к моим родителям?» указывают на то, что жена не может отправиться к своим родителям, кроме как с дозволения мужа”. См. “Тарх ат-тасриб” 8/58.
Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если ваши жены станут испрашивать вашего разрешения отпускать их ночью в мечеть (на молитву), то позволяйте им». аль-Бухари 865, 5238.
Имам ан-Науауи после упоминания этого хадиса сказал: “Этот хадис служит доказательством на то, что женщина не выходит из дома ее мужа, кроме как с его согласия, поскольку это было связано с разрешением мужа. И муж должен запрещать своей жене выходить из дома, кроме как по нужде, будь это желание навестить родителей, посетить их похороны и т.п.”.
См. «аль-Маджму’» 4/199.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не дозволено жене выходить из дома, кроме как с разрешения мужа. И никому не позволено забирать ее к себе, удерживая ее от мужа, будь это по причине того, что она кормящая, в преддверии родов и т.п. А если она выйдет из дома своего мужа без его согласия, то является строптивой, ослушницей Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), заслуживающей наказания”. См. “Маджму’уль-фатауа” 32/281.
Шейхуль-Ислам также сказал: “Если она выйдет из дома мужа без его согласия, то с него спадает обязанность нести расходы на нее”. См. “Маджму’уль-фатауа” 32/281.
Имам Ибн Къудама сказал: “Женщина не выходит из дома, кроме как с разрешения мужа, однако муж не должен запрещать ей навещать своих родителей, потому что в этом есть порывание родственных связей!” См. “аль-Мугъни” 7/242.
Имам Мухаммад аль-Хатыб аш-Шарбини сказал: “Строптивость проявляется тем, что жена выходит из дома мужа без его дозволения. Но не когда она выходит, чтобы пойти к судье, дабы потребовать от мужа свои права; и не для заработка, если муж не в состоянии тратить на нее; и не для получения фатуа, если ее муж не является факъихом, который не способен дать ей религиозный ответ”. См. «аль-Икъна’» 2/282.
Имам Ахмад в отношении женщины, у которой есть муж и больная мать, сказал: “Подчинение мужу более обязательно для нее, чем подчинение матери, кроме как если она получит разрешение мужа (ухаживать за матерью)”. См. “Шарх Мунтаха аль-Ирадат” 3/47.
Он также сказал: “Она не обязана подчиняться своим родителям в том, чтобы покинуть мужа, и даже в том, чтобы навестить их и т.п., поскольку муж имеет больше прав на свою жену, чем ее родители”. См. “аль-Инсаф” 8/362.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если женщина вышла замуж, то муж её начинает иметь на неё больше прав, чем её родители, и подчинение мужу для неё становится более обязательным, чем подчинение родителям”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 3/147.
Во время прощального Хаджа посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «В отношении своих жен вы имеете право на то, чтобы они не пускали в дом никого из тех, кто вам неприятен. Если же они это сделают, то бейте их, но, не нанося увечий». Муслим 1218.
Следует знать, что истинное подчинение – это когда человек подчиняется и в том, что ему нравится и в том, что ему не нравится. Ведь подчиняться в том, что человек и без того делает с удовольствием или делает потому как, и без того бы сделал, не является истинным подчинением.
В качестве наглядного примера этим словам можно привести известный хадис: «Не тот поддерживает родственные связи, кто отвечает тем же; по-настоящему поддерживает их тот, с кем порывают родственные узы, а он их связывает». аль-Бухари 5991.
Примечание:
Исходя из предыдущей главы, стало ясно, что женщина обязана подчиняться мужу во всем благом, в чем нет ущемления ее прав. Однако необходимо знать, что подчинение мужу, и вообще кому-либо из людей, будь это правитель мусульман или родители, может быть только в том, в чем нет греха и ослушания Аллаха!
Со слов ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Воистину, подчинение может быть только в одобряемом». аль-Бухари 7145, - Муслим 1840.
Со слов ‘Имрана ибн Хусайна и аль-Хакама ибн ‘Амра (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) говорил: «Нет подчинения сотворенному, в ослушании Творца!» Ахмад 1/131, 5/66, ат-Табарани в “аль-Кабир” 18/165 и “ас-Сагъир” 4/321. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Даракъутни, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, шейх Ибн аль-Къайим, имам аш-Шаукани, шейх аль-Альбани. См. “аль-Исти’аб” 3/26, “И’лям аль-мууаккъи’ин” 1/58, “ас-Сайль аль-джарар” 2/55, «Сахих аль-джами’» 7520.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Если муж призовет жену к чему-то греховному, то она должна воспрепятствовать этому. Если же он принудит ее к этому, тогда грех только на нем”.
См. “Фатхуль-Бари” 9/304.
☑️ 2 Проявление неблагодарности к мужу за оказываемые им блага.
Подобное является одним из худших и общих качеств всех женщин, кроме тех, кому Аллах оказал великую милость.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мне был показан Ад, и оказалось, что большинство из его обитателей женщины, проявлявшие неверие». Его спросили: «Они не веровали в Аллаха?» Он ответил: «Они проявляли неблагодарность по отношению к своим мужьям и не благодарили за благодеяния, которые им оказывали. Если ты долго будешь делать добро какой-нибудь (из таких женщин), а потом она увидит от тебя нечто такое, что ей не понравится, то обязательно скажет: “Я никогда не видела от тебя ничего хорошего!”»
аль-Бухари 29, - Муслим 907.
Слова «проявлявшие неверие» означают: неверие, связанное с благодарностью, а не неверие, связанное с неверием в вопросах имана.
Ибн Хаджар аль-Хайтами о хадисе: «Большинство обитателей Ада женщины», сказал:
“Причина этого в том, что они мало повинуются Аллаху, Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха) и своим мужьям, а также часто наряжаются при выходе из дому, подвергая соблазну людей”. См. “аз-Зауаджир” 2/339.
Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах не посмотрит на ту женщину, которая не благодарит своего мужа, хотя она зависит от него». ан-Насаи в “аль-Кубра” 9086, аль-Хаким 2/190, аль-Баззар 2349. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хазм, хафиз аз-Захаби, шейх аль-Альбани и др. См. “Сахих ат-таргъиб” 1944, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 289.
‘Абдур-Рахман ибн Шибль (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, нечестивцы – они обитатели Ада!» Его спросили: “О посланник Аллаха, а кто это такие?” Он ответил: «Женщины». Его спросили: “О посланник Аллаха, разве наши матери, сестры и жены – не женщины?” Он ответил: «Конечно, однако, речь идет о тех, которые, когда им даешь, они не благодарят, а когда их постигает испытание, они не проявляют терпения!» ” Ахмад 24/291, аль-Хаким 4/604. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3058.
Свят Аллах, как же много женщин попадают под это описание, сказанное более чем тысячу четыреста лет назад пророком (мир ему и благословение Аллаха)!
И как же не задуматься праведной мусульманке над этими хадисами и не избегать этих скверных качеств, дабы не оказаться в числе обитательниц Ада?!
☑️ 3 Отказ от половой близости с мужем.