№ п/п | Команды или распоряжения руководителя | Действия нечетных номеров | Действия четных номеров | Методические указания |
Изучаем атаки с захватом — обманом. Дальняя дистанция «В исходное положение!» | Принимают исходное положение и боевую стойку | Образцовый показ с тактическим обоснованием | ||
Вторые номера — поставить оружие в боевое положение, первые номера с шагом вперед захват в 6-ю, обман вниз—перевод. Вторые номера защища-ются «Вторые номера вперед» | С шагом захват, двойной перевод | Вытягивают вооруженну руку. На обман защита 2-я и 6-я | Указать, что если боец закрылся от атаки, следует давать ответ-ную атаку без выпада, затем с выпадом на уход противника | |
Самостоятельно, начинают первые номера, затем вторые номера по 3—5 раз. «Действуйте» | То же попеременно, то наступают, то обо-роняются 2—3-й защитой с ответом | То же, то обороняют-ся, то наступают |
Изучение приемов подготовки производится из различных позиций. Совершенствование техники и тактики атак с подготовкой проводится (параллельно с защитами от них в самостоятельной парной работе занимающихся по заданию) на соответствующую тему в индивидуальном уроке. После отработки определенной темы руководитель должен проверить каждую пару, указать ошибки и дать оценку. Проверку лучше проводить на 3 удара, т. е. каждый попеременно выполняет прием по 3 раза, а все бойцы наблюдают.
Задания для самостоятельной парной работы на атаки с подготовкой проводятся так: один боец атакует другой обороняется 3—5 раз.
Обучение контратакам
Контратаки изучаются после изучения атак с подготовкой.
Одновременно с изучением контратак проходятся вызовы на контратаки, и защиты от них.
|
Пример контратак на подготовку
№ п/п | Команды и распоряжения руководителя | Действия нечетных номеров | Действия четных номеров | Методические указания |
Изучаем контратаки на подготовку. Дальняя дистанция. «В исходное положение становись», «Заройсь» | Принимают исходное положение, боевую стойку. Вытягивают вооруженную руку | Образцовый показ с тактическим обоснованием | ||
Первые номера с шагом вперед, захват в 6-ю, вторые, номера на попытку захвата — перевод «Закройсь!» | С шагом захват в 6-ю. Шаг назад | Перевод Возвращаются в стойку | Указать, что вторые номера не должны дать соединения | |
Первые номера с шагом вперед захватывают оружие в 6-ю или 4-ю, вторые номера на попытку захвата стремятся дать перевод, не защищаясь. Самостоятельно, начинают первые номера, затем вторые номера. По 3—5 раз | С шагом вперед, захватывают ору-жие вторых номе-ров, то в 6-ю, то в 4-ю, стремясь ввести, противни-ка в заблуждение | Вытянутая рука, на попытку захвата стремится разгадать захват и заметить в какую сторону делается перевод | ||
То же, но захват является вызовом, и первые номера защищаются и дают ответ. Вторые номера стремятся сделать перевод. Самостоятельно, начинают первые номера, по 3—5 раз «Действуйте!» | С шагом вызов захватом, защита 2 или 4-я, ответ без выпада | Стремятся нанести атаку переводом | Указать на выразительность вызова Указать на учет момента атаки |
Пример повторных атак
№ п/п | Команды и распоряжения руководителя | Действия нечетных номеров | Действия четных номеров | Методические указания |
Изучаем повторные атаки на уход противиика. Дальняя дистанция. «Закройсь!» | Боевая стойка | Образцовый показ с тактическим обоснованием | ||
Первые номера с шагом вперед, захват в 6-ю — перевод, вторые номера шаг назад, 4-я защита; первые номера закрываясь впе-ред наносят повторный укол переводом | С шагом вперед захват — перевод; закрываясь вперед — повторный перевод. Возвращаются в боевую стойку | С шагом назад защита Принимают укол | Указать на расчет дистанции за счет перестановки левой ноги при закрытии вперед | |
Проработать самостоятельно 3—5 раз «Действуйте!» | Попеременно выполняют первые номера, затем вторые |
|
Контратаки на атаку, уклонением или встречной атакой проводятся так: вначале бойцы способствуют друг другу в выполнении приема, затем противодействуют.
Повторные атаки на уход противника и на отсутствие ответа в групповом обучении изучаются без соревновательной формы. Ответные атаки с обманом их выдержкой проводятся в индивидуальном уроке или, по заданию, в парной самостоятельной работе.
Преподаватель в индивидуальном уроке чередует простые действия со сложными по мере прохождения материала, давая простые атаки, защиты, ответы, обманы, захваты, завязывания, уколы в различных соединениях и вне соединения, из различных позиций в сочетании с различными атаками: прямым уколом, переводом, переносом, двойными, удвоенными переводами, действиями в темп и т. д. Одновременно преподаватель усложняет действия, увязывая для этой цели наступательные и оборонительные действия: а) допуская закончить фразу уколом, б) беря защиту и требуя от бойца быстрого укола, ухода, ответа, в) уходя назад, требуя повторной атаки.
|
Каждая фраза в своем итоге должна заканчиваться нанесением укола преподавателю. При допущении ошибки фразы повторяются до удовлетворительного их выполнения. В начале обучения новые фразы изучаются по разделениям в замедленном темпе; затем в целом и в более быстром темпе. Одновременно включаются условные, дополнительные методические приемы, которые усложняют действия занимающихся, вырабатывают личную инициативу и способствуют тактической насыщенности урока. Например: 1) на мой нажим — шаг, захват — перевод; 2) на обман — укол; 3) на атаку переводом близко к оружию — круговая защита; 4) при соединении сильной частью — перевод, слабой — перенос; 5) на уход от прямого укола или какого-либо другого действия — повторная атака; 6) внезапные действия преподавателя, например: боец делает шаг вперед — захват — перевод; на его захват преподаватель внезапно дает перевод в темп, боец должен взять защиту и дать ответную атаку. В этих действиях преподаватель вначале предупреждает бойца о возможных внезапностях словом «внимание» или поднятием кисти левой руки. В дальнейшем преподаватель включает их внезапно, в виде различных тактических контрдействий. В конце урока следует сдавать элементы боя на 1—2 удара на основную тему урока. В каждом индивидуальном уроке должна быть основная ведущая тема. В конце урока преподаватель должен подвести итоги, указав гна недостатки и положительные стороны в технике и тактике бойца.
V. ПЯТЫЙ ЭТАП
(Обучение вольному бою)
Подготовка бойца к вольному бою проводится в процессе всего курса обучения включением в каждый раздел элементов соревнований на технику, меткость, быстроту, отдельный прием; несколько приемов наступления и обороны. Совершенствование боевых действий имеет широкое место в парной работе по заданию и самостоятельно, а также в индивидуальном уроке. В период специальной подготовки к бою индивидуальный урок проводится в форме урока боя по заданию и форме урока свободного боя. Индивидуальные уроки проводятся полностью по заданию на сочетание простых и. сложных действий наступления и обороны в форме боя с преподавателем. В бою по заданию преподаватель дает определенную тему бойцу, способствует выполнению действий отдельных лучших и худших бойцов. Данная форма обучения дает возможность в небольшой промежуток времени провести интенсивный бой.
В дальнейшем проводятся тренировочные бои по олимпийской и круговой системе.
Глава восьмая
ФЕХТОВАНИЕ НА ЭСПАДРОНАХ [47]