Таблица I. Происхождение человека – культуры - искусства
Первое выпрямленное положение ног и двуногая локомоция | Сиваликские холмы в южных предгорьях Гималаев | |||
Ранние гоми-ниды | Австралопитеки (10-20 тыс. особей) | Африка | 4-5 млн лет наз. | Нижний палеолит |
Питекантропы, синантропы (1 млн лет назад – ок. 125 тыс чел-к; 300 тыс. до н.э. – ок. 1 млн человек) | Африка, Индонезия (осво-ен только тропический и примыкающий к нему субтропический пояс; предгорья) | Ок. 2 млн лет назад | ||
Позд-ние гоми-ниды | Неандерталец (человек современного физического типа). Ок. 1 млн человек. | Освоение горных территорий. Расселение по всей Африке и Евразии, за исключением заполярья. | 150/100 – 50/35 тыс л. до н.э. | Средний палеолит (мустье) |
Верхнепалеолитические люди (от 3 до 5 млн человек) | Освоены Америка и Австралия; заполярье. Возникновение изобра-зительной детельности | 50/35-12/10 тыс. лет до н.э. | Верхний палеолит | |
Последнее оледенение. Изобретены лук и стрелы, лодка, повсеместно распространение наземных жилиц, одежда. Схематический стиль. | 12-8 т. до н.э. | Мезолит | ||
«Неолитическая революция»: переход от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Увеличение средней продолжительности жизни с 25-30 лет до 40-45. Резкий рост численности людей, переход к оседлому образу жизни, дифференциация труда, развитие ремесла. Усовершенствование форм передачи культурной информации (постепенное изобретение письменности). => Возникновение древних цивилизаций. | 8-4/1 т. до н.э. | Неолит | ||
Освоение металлов привело не только к совершенствованию орудий труда, но и к расцвету военных империй. Кризис этической системы древности («око за око, зуб за зуб») – переход к гуманистической этике (христианство, философия др. Греции). | 2 т. до н.э. | Бронзо-вый век | ||
1 т. до н.э. | Желез-ный век |
ПЕРВОБЫТНОЕ ИССКУСТВО
|
ДЗ: 1. Самост изучение материала Мегалитика: что такое, 3 осн формы, осн памятники.
2. Составить сравнит таблицу
Верхн палеолит | Мезолит, неолит | |
Особенности изображения | ||
Цветов решение | ||
Главн выразит ср-во худ языка | ||
Отношение к композиции | ||
Осн сюжеты |
1. Осн черты эпохи:
1.1. Синкретизм – изначальное единство, целостность.
В психологии = синкретизм мышления (хар-рен для детей до 2-х лет)
В культурологии = синкретизм культуры (нерасчлененность различных видов деятельности, особенно магии, охоты и в целом трудовой деятельности, бытовой, социальной, художественной),
В искусствознании = невыделенность искусства из синкретичного целого человеческого поведения + невыделенность отдельных видов ис-ва, слиянность танца, музыки, слова, изо.
1.2 анимизм – вера в одушевленность всех явлений и процессов на земле,
частные формы
– тотемизм – вера в происхождение человеческого рода от определенного вида животных, реже растений,
Фетишизм – вера в сверхъестественную связь объекта и высшей силы.
1.3. истоки – в эпоху мустье (средний палеолит). Уже у неандертальцев первые захоронения. Кроманьонцы в загробный путь давали не только одежду, оружие и пищу, но и украшения – ожерелья из раковин, бусы из зубов жив-х, сетки для волос, браслеты. Мертвых засыпали кроваво-красной охрой, причем телам придавали согнутое положение, так что колени почти касались подбородка. Т.е. развит мифологич воззрения.
|
Наряд с перв образцами ДПИ появл и первые памятники изобр деят-ти – красн диски (ямки). Но подлин периодом становл-я ис-ва принято считать верхн палеолит.
1. Искусство верхнего палеолита (50/40/35 – 12 тыс. до н.э.)
2.1. Основные черты периода:
1. сложилась родовая организация,
2. появилась изобразительная деятельность,
3. оформляются первые религиозные воззрения: тотемизм и анимизм; развиваются техники магического воздействия на природу и человека.
4. совершенствуются каменные орудия,
5. человек живет не только в созданных природой убежищах, но и строит жилища из дерева, камня, костей. Мезинский дом-яранга на стоянке кроманьонцев (20 кв.м., из 270 костей мамонта и более, чем 25 костей других фивотных).
6. из шкур животных шьет одежду.
2.2. Европейский Верхний палеолит- 35-10 тыс.лет до н.э, содержащий два периода - Ориньяк-Саморейский (35-20 тыс.лет до н.э.) и Мадлен (20-10 тыс.лет до н.э.).
2.2.1. Ориньяк-Саморейский период (35-20 тыс.лет до н.э.), НАЗВАН ПО ПЕЩЕРЕ Ориньяк во Франции. Первые шаги в области изобразительного искусства. Появляются гравированные изображения, рисунки, сделанные краской, рельеф и круглая скульптура (Франция, Испания). В основном изображения животных, но появляются и человеческие фигуры (женщин).
2.2.2. Период Мадлен (20-12 тыс. до).
Появляются разноцветные изображения. Альтамирская пещера (Испания). Изображения животных группируются в один сюжет (табун лошадей из грота Шаффо - Франция). Изображения животных и птиц (Костенки, Гагарино, Авдеево в России). Ощущается гармония, симметрия, ритм (Мезино на Украине).
|
Наскальные росписи в Альтамировской пещере в Испании (Бизон - красной краской; нежная, трогательная лань). Наскальные рисунки и росписи в пещерах эпохи палеолита на юге Франции (Голова оленя - пещеры Нао, "Зал быков" - пещера де-Ляско).
2.3. Изобразительная деятельность
Генезис искусства – до сих пор спорная проблема, которая таковой и останется, поскольку точно восстановить – невозможно. Вероятно, к идее изображения человек мог прийти разными путями, включая и такие, о которых мы не догадываемся. Главная предпосылка – зрелость мышления, накоплен необходимый уровень чууственного и интеллектуального опыта, благодаря которому человек начал воспринимать не только конкретные предметы, но и их подобия – отвлеченно от них существующую форму.
Связь между искусством и всем образом жизни, особенно теми ее сферами, которые требовали концентрации всех эмоций и сил. Охота развила воображение и сноровку, «обогащала память живыми, глубокими и цепкими впечатлениями, необходимыми для создания образов фигуративного искусства» - Анри Брейль.
Первоначальные изображения не воспринимались с позиций эстетических. Ими не насалаждались, но их использовали в процессе охотничьей и многих других магий. Только постепенно происходит преодоление утилитарного отношения к изображению и начинает формироваться эстетическое отношение. Видимо, это начинается в период Ориньяк.
Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:
• каменная скульптура (расцвет – 25 тыс. л. до);
• наскальная живопись (расцвет 15-10 тыс л. до);
• глиняная посуда.
2.3.1. гравированный рисунок
а) на мягком слое глины руками («макароны») или палочкой («Макароны» из пещер Альтамира, Хорнос де ла Пеья (Испания). Обряд подражания тотему –пещерному медведю.
б) на камне, кости, роге. С помощью кремниевого резца.
Изображения зверей, абстрактных знаков (мужских и женских), лабиринтов.
Развитие орнамента: 2 направления в эволюции графическ линий:
1. случайн зарубки на костях в процессе их утилитарн использ-я – ритмически регулярн знаки – переход к сложн мотивам и ритмам геометр орн-нта в поздн палеолите (стоянки Мезин, Костенки1, Авдеево, Пшедмость); геометр фигуры в комеплексах пещерн анс-лей Ляско.
2. ритмично расположенные образн изобр-я. Переход от подражаний формам и следам жив-х к перв грубым контурам. Разв-е изобр линии, ее ритмичн заполн-е штрихами и нарезками.
2.3.2 полихромная живопись.
а) красные пятна, ямки с краской – эпоха Мустье (пещеры Ла Ферраси и Пеш-Мерль (Франция).
б) Отпечатки рук, в том числе с ампутированными пальцами из пещер Кастильо и Альтамира (Испания), из пещер Гаргас и Пеш-Мерль (Франция).
в) Изображения животных (быки, лошади, северные олени, мамонты и пещерные медведи и др.; пещеры Нио, Ляско, Пеш-Мерль (Франция), Альтамира (Испания).
Краски – минеральные (сажа, разные оттенки охры, мергель) + окислы металлов. Возможно примитивными кистями (клок шерсти, пучок травы). Связующий раствор – животный жир в смеси с меом или соком растений.
В Европе найдено около полутора сотен пещер с росписями; можно полагать, что их ещё больше, но не все пока обнаружены.
Первые находки сделаны в XIX веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой» первобытного искусства), художественные достоинства которых привлекают сегодня множество ученых и туристов. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью.
Картинная галерея Альтамиры тянется более чем на 280 метров в длину и состоит из множества просторных залов. Обнаруженные там каменные инструменты и оленьи рога, как и фигурные изображения на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 гг. до н. э. По мнению археологов, свод пещеры обвалился в начале нового каменного века. В самой уникальной части пещеры — «Зале животных» — найдены изображения бизонов, быков, оленей, диких лошадей и кабанов. Некоторые достигают высоты в 2,2 метра, чтобы рассмотреть их подробнее, приходится ложиться на пол. Большинство фигур нарисованы коричневым. Художники искусно использовали естественные рельефные выступы на скальной поверхности, что усиливало пластический эффект изображений. Наряду с нарисованными и выгравированными в скале фигурами зверей есть здесь и такие рисунки, которые формами отдаленно напоминают человеческое тело.
В 1895 году были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля-Мут во Франции. В 1901 году здесь же, в пещере Ле-Комбатель в долине Везера, обнаружено около 300 изображений мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. Недалеко от Ле-Комбателя в пещере Фон де Гом археологи открыли целую «картинную галерею» — 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей.
Росписи пещеры Ласко были открыты только в 1940 году. Сходные памятники известны и за пределами Европы - в Азии, в Северной Африке.
2.3.3 Круглая пластика. Из мягких пород камня, рога, кости, глины, дерева.
Верхнепалеолитические Венеры.
2.3.4 Рельеф – на отдельных камнях, стенах пешер (с приспособлением естественного рельефа). Пещера Лоссель, пещера Фурно-дю-Дьябль (обе - Франция).
Искусство мезолита и неолита.
3.1. Общ хар-ка эпохи:
1. Последн оледенение. В связи с похолоданием – повсеместн распр-е наземн жилищ.
2. совершенст родов орг-ция. Появл родов могильники.
3. Изобретены лук и стрелы, лодки-моноксилы = перв транспортн ср-во.
4. использ деревян утварь, плетеные из лука и камыша корзины, сумки. Очевидно научились плести или вязать ткань и рыболовн сети. Шир распр-е одежды
3.2. Изобр ис-во.
Монохромность, графичность живописи. Единичн гравировки.
Использ-е различн оттенков красн и черн краски, изредка белой.
Переход от больш реалист изобр-й жив-х к схематизации и условности, хар-рной для ис-ва неолита. Гиперболизация в передаче отдельн частей чел тела (удлинен туловище, больш и кругл голова).
Перв развернут комп-ции, где появл фигурки людей, вовлеченных в охоту (пещера Альпера, Вост Исп-я), воен стычки, ритуально-обрядов сцены, загон скота, сбор меда и пр. Цель – не натуралистич правдивость, а передача смысла происходящего. Исп-я – пещера Альпера, живопись ущелья Вальторта, Куэва Ремиджия, Геселья и др (всего ок 70 ниш и навесов).
3.3. ДПИ.
Украш-я – бусы, подвески из раковин, зубов, костей жив-х.
Украшения тела. Следы окраски на скелетах, личн украш-я в могилах.
Пещера Мас д’Азиль (Франция) – гарпуны, расписн гальки, окрашенные кровавником, чуринги.
Геометр хар-р росписей.
Интепр-я росписей Э.Пьетом, Х.Обермайером и Ефименко как образцов счета, счимволическ зхнаков.
Неолит: общ хар-ка.
4.1. Суть неодитическ революции.
4.2. Особенности искусства эпохи неолита (новокаменный век).
Новая техника обработки камня. Гончарное производство и строительное дело говорят об оседлости. Переход от матриархата к патриархату.
Развиваются условно-орнаментальные формы изображения, украшаются предметы, находившиеся в распоряжении человека.
Изображения отвлеченных от натуральной природы форм: крест, спираль, треугольник, ромб. Фигуры птиц, человека стилизуются и встречаются в украшениях сосудов. Глиняные женские статуэтки часто покрываются узорами. Орнаментом наши предки старались выявить форму и назначение. В мелкой пластике встречаются женские фигурки с большим числом условностей.
Широкое распространение получили наскальные изображения, исполненные главным образом ударной техникой - Урал, Кольский п-ов,Онежское озеро, Сибирь.
Во всех этих районах неолитические охотники оставили живые выразительные изображения животных. На северо-востоке Европы попадаются многофигурные сцены. Животные идут всегда в одном направлении; длинные вереницы оленей или лосей, тянущихся вдоль реки. Изображение человека уступает изображениям животных.
Эпоха бронзы.
5.1. Мегалитическая архитектура (характерна для эпохи бронзы – 2-1 тыс. до н.э.).
А) Менгиры – одиноко стоящие вертикальные столбы-глыбы. Больше всего обнаружено во Франции, в Британи, там же найден самый высокий менгир (20,5 м). Иногда украшались неглубокими рельефами (Олений камень (1 тыс. до н.э., Сибирь)
Б)Дольмены – постройка из вертикально стоящих нескольких камней, образующих стены, и перекрытия. В плане форма могла быть различной – круглая, овальная, чаще прямоугольная, иногда сильно вытянутая. Встречаются также дольмены в виде ложного свода. Много дольменов найдено также во Франции, в провинции Бретань, в частности так называемый “убежище Дю-Рок”.
В) Кромлехи – концентрические ряды столбов-менгиров, соединунные вверху блоками-балками. Самый известный – Стоунхендж (1900-1600, Англия).
5.2. Развитие звериного стиля.