Программный материал.
Винтовка без штыка. 1) Положение «к бою» с вызовом на укол сверху от оружия; 2) отбив вправо — тычок; 3) отбив вправо — горизонтальный удар справа; 4) отбив вниз направо—тычок; 5) отбив вниз направо — удар прикладом сбоку; 6) вызов на укол слева от оружия; 7) отбив влево — тычок или удар прикладом сбоку; 8) отбив влево — горизонтальный удар слева; 9) тренировка в сочетании нескольких уколов.
Большая лопата. 1) Положение «к бою» с вызовом на укол сверху от лопаты, снизу от лопаты; 2) отбив вправо — тычок; 3) отбив вниз направо — тычок; 4) положение «к бою» с вызовом на укол слева от лопаты; 5) отбив влево — тычок или режущий удар слева; 6) тренировка в сочетании нескольких уколов.
Малая лопата. 1) Положение «к бою»; 2) отбив вниз направо — режущий удар лопатой но голове; 3) отбив вниз налево — режущий удар; 4) отбив влево — режущий удар; 5) отбив вправо — режущий удар; 6) тренировка в сочетании нескольких приемов.
Методические указания. Обучение технике и тренировка бойца в приемах боя с коротким оружием проводится аналогично изучению приемов в штыковом бою: колонной, потоком, попарно в самостоятельной работе — один боец с оружием, второй с палкой и т. п. При обучении обращать особое внимание на выразительный вызов, положение «к бою» и на защиту от укола в последний момент. Атакующий посылает тренировочную палку энергично, быстро, стремясь нанести настоящий укол. В тренировке успешно применяются чучела с головой, палки с шаром и глиняные бабы; поражение этих целей сочетается с преодолением препятствий.
Передвижение, преодоление препятствий и гранатометание
Программный материал.
Передвижение. 1. Ходьба, бег: а) обычные, б) пригнувшись, с) с переходом в положение лежа и вскакивание, г) ускорение, д) по местности с различным грунтом и рельефом, е) в сочетании с преодолением препятствий, приемами боя винтовкой и гранатометанием.
|
2. Переползание: а) по-пластунски; б) на полу четвереньках; в) на четвереньках; г) отползание в сторону и назад; д) в сочетании с гранатометанием и приемами рукопашного боя.
Преодоление препятствий. 1. Передвижение по бревну (доске, дереву): а) сидя верхом; б) стоя; в) на четвереньках и получетвереньках; г) с перешагиванием через препятствие; д) с прохождением под препятствиями; е) в сочетании с приемами рукопашного боя и гранатометанием.
2. Перелезание: а) через забор, с помощью; б) то же, без помощи; в) в сочетании с приемами рукопашного боя и гранатометанием.
3. Прыжки: а) через широкие препятствия (канаву, окопы и др.); б) через, препятствия средней высоты свободным прыжком; в) то же, наступая на препятствие; г) то же, с опорой о препятствие рукой и ногой; д) по кочкам; е) в глубину (соскакивание в канаву, окоп, овраг и т. п.), с опорой рукой о край препятствия; ж) то же, без опоры рукой о препятствие; з) из глубины (выскакивание из окопа и т. п.); и) в сочетании с приемами рукопашного боя и гранатометанием.
Гранатометание. 1. Стоя, с места и при движении шагом и бегом по целям, расположенным на уровне выше и ниже гранатометчика.
2. С колен (с правого и с двух).
3. Лежа.
4. По движущимся целям.
5. Из-за закрытия (из окопа, из-за угла постройки и др.).
6. Связки гранат.
7. В сочетании с преодолением препятствий и боем холодным оружием.
|
Методические указания. «Бойцы должны быть натренированы в различных способах передвижения, преодоления препятствий и гранатометания настолько, чтобы быть в состоянии вступить с достаточным запасом сил в бой с противником для уничтожения его в рукопашной схватке в любой обстановке и сохранить силы для решительного преследования отступающего противника или выхода в тыл его сопротивляющимся частям для окончательного их уничтожения» (НПРБ-38). Указанное положение должно лечь в основу обучения и тренировки физкультурников в передвижении, преодолении препятствий и гранатометании.
В обучении и тренировке передвижений обращается внимание на выработку привычного темпа движения, умения определить свою скорость без секундомера, длину шагами т. п. Передвижения шагом, бегом, пригнувшись, крадучись, ползком, перебежки, ползание — должны проводиться на разнообразной местности и различном грунте, с различными заданиями и элементами внезаиностей.
Перебежки, переход в положение лежа по отделениям, производятся согласно БУП-38, обучение ползанию шеренгами по 4 и 8 человек, потоком (рис. 221).
Ползание — движение потоком, команда: «по 3 на исходную линию шагом-марш», указать способ — «ложись», «вперед».
При тренировке преодоления препятствий расстановка их должна быть разнообразной. Препятствия вначале преодолеваются без винтовки, затем с винтовкой.
Обучение преодолению препятствий проводится в том же порядке, как при обучении уколам, т. е. во фронтально-диагональных порядках с разбивкой на подгруппы для самостоятельной работы.
|
Пример:
а) Фронтальный порядок (рис. 222). Команда: «по 4 прыжок шагом, дистанция 10 шагов, направляющие отделения – вперед».
б) Диагональный порядок (рис. 223). Команда: «преодолеть группу препятствий, дистанция 10 шагов, направляющий – вперед».
в) Смешанный порядок (рис. 224). Команда: «преодолеть полосу препятствий, дистанция 10 шагов, направляющий – вперед».
Обучение и тренировка в метании гранат проводятся параллельно с совершенствованием техники. Задача — обучить меткости и дальности броска. Вначале броски на дальность изучаются с осторожностью, чтобы не вызвать повреждения локтевого и плечевого суставов.
Обучение гранатометанию начинают стоя с места, на близком расстоянии по вертикальной цели. Вначале добиваются правильности движений руки. Постепенно между мечущим и целью (например забором) расстояние увеличивается; далее вводится метание по другим целям (по коридору, через веревочку на высоте 3 м и т. д.). Затем метание производится через веревочку по ограниченной цели (квадрату), расстояние до которой постепенно увеличивается. Этим достигается одновременно дальность и меткость броска.
По усвоении основ техники переходят к тренировке в метании во время движения, шагом и бегом, различными способами: из-за спины через плечо, прямой рукой сбоку и снизу, а затем с колена и лежа. Для предупреждения травм при обучении и тренировке в метании гранат следует перед бросками гранаты практиковать разминку всех мышц (особенно плечевого и локтевого суставов). При этом пользуются гимнастическими упражнениями и легкими бросками гранаты на близкое расстояние.
Встречное метание может производиться только под общую команду, при обязательном предупреждении перед броском гранаты командой «внимание». Подбирать гранаты — только по команде: «подобрать гранаты». «При одновременном метании гранат несколькими занимающимися интервалы между ними увеличиваются до 5—8 шагов» (НПРБ-38).
Обучение гранатометанию проводится в шереножном, фронтальном и поточном порядках. После бросания одной или трех гранат бойцы становятся в затылок левофланговым, бросают следующие и т. д. Бросившие все гранаты подбирают их и приносят их очередным бойцам (рис. 225).
а) Фронтальный порядок. Команда: «1-е отделение — на старт. Стоя с места прямой рукой — огонь!». То же с шагом и на бегу.
б) Поточный порядок. Команда: «1 отделение — на старт. Справа по одному, прямой рукой — огонь, огонь!» (рис. 226) и т. д.
II. ВТОРОЙ РАЗДЕЛ
В конце первого периода тренировки наряду с дальнейшим совершенствованием всех приемов штыкового боя изучается техника и тактика боя на фехтовальных винтовках и проводится дальнейшее совершенствование техники и тактики боевых действий рукопашного боя с фехтовальной винтовкой. Это делается в целях приобретения боевого опыта в единоборстве, в борьбе одного против двух, трех, нескольких противников: изучаются групповые бои и производится дальнейшее развитие психофизических качеств.
Последовательность тренировки и обучения приемам и действиям с фехтовальной винтовкой следующая: