Пояснительная записка
К авторскому интерактивному образовательному ресурсу
«Играем с Волчонком (звук [в])»
1. Информация об авторе: Омельченко Людмила Владимировна, учитель-логопед МКДОУ детский сад №19 – Центр развития ребенка г. Россошь Воронежской области
2. Тема: «Играем с Волчонком (звук [в]) ».
3. Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
4. Цель интерактивного ресурса: развитие фонематических процессов.
5. Задачи интерактивного ресурса:
1. Закрепить умение выделять общий звук в словах, давать его характеристику с помощью выполнения игровых и тестовых заданий.
2. Закрепить умение определять наличие звука в слове посредством игровых заданий.
3. Закрепить умения делить слова на слоги и определять количество слогов в словах с помощью выполнения тестовых заданий.
4. Закрепить умение выделять слово с заданным звуком из ряда слов с помощью интерактивного ресурса.
5. Закрепить умение определять место звука в слове посредством выполнения тестовых заданий.
6. Актуальность ресурса. Актуальность ресурса обусловлена возрастающим количеством детей с нарушениями звукопроизношения и фонематических процессов. Важность ресурса заключается в необходимости развития фонематических процессов, как фактора успешного становления речевой системы в целом. Работа по развитию фонематических процессов приводит к значительному улучшению звукопроизношения, а также является главным условием профилактики дисграфии и дислексии. Особая значимость проблемы развития фонематических процессов у детей с нарушениями речи ведет к поиску новых технологий, позволяющих оптимизировать процесс коррекционно-педагогической работы. Современность ресурса заключается в использовании компьютерных технологий для развития фонематических процессов, что позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, индивидуализировать обучение, повысить мотивационную готовность ребенка, а также в интересной форме подготовить детей к обучению грамоте.
|
7. Ожидаемые результаты.
Применение ресурса позволит совершенствовать навыки слогового анализа, звукового анализа и синтеза.
8. План работы с ресурсом.
Данный ресурс может использоваться логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях для развития фонематических процессов. Возможно использование ресурса на фронтальном занятии по теме «Звук [в]. Буква В». Модули ресурса можно использовать по отдельности в конце занятий по темам «Слоговой анализ и синтез», «Определение места звука в слове», «Звуковой анализ и синтез». Ресурс включает задания повышенной сложности («Кроссворд», «Собери слово из букв»), которые могут использоваться с читающими детьми старшего дошкольного возраста, а также с младшими школьниками.
Ресурс может быть использован учителями начальной школы для проведения внеурочных мероприятий для закрепления навыков звукового анализа и синтеза и развития интереса к изучению русского языка у обучающихся 1-х классов.
Критерии оценивания итогового теста:
при правильном выполнении более 90% заданий – «Отлично!»,
при правильном выполнении от 75 до 90% - «Хорошо!»,
при правильном выполнении от 50 до 75% - «Старайся!»,
|
при правильном выполнении менее 50% - «Попробуй еще!».
Использование модулей ресурса на логопедическом занятии
№ | Этап занятия | № слайда |
1. | Сообщение темы занятия. | |
2. | Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. | 7, 8 |
3. | Произношение звука в словах. | 9 – 14 |
4. | Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. | 22 - 27 |
5. | Слоговой анализ слов. | 15 – 21 |
6. | Звуковой анализ слов. | 28 – 33 34 – 36 37 – 39 |
7. | Тренировочный тест | |
8. | Итоговый тест | 43 - 53 |
9. Техническое и программное обеспечение: компьютер с операционной системой Windows XP (и выше), и офисным приложением Microsoft Office Power Point 2007/10, проигрыватель Windows Media, колонки, мультимедийный проектор, экран.
10. Рекомендации по использованию ресурса. При открытии презентации на появившейся панели сообщений с предупреждением о потенциальной опасности макроса выбрать «Параметры». В диалоговом окне системы безопасности поставить переключатель в положение «Включить это содержимое».
После выполнения работы презентацию следует закрыть без сохранения.
Ресурс предназначен для работы на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. Формы работы могут быть следующими:
1) задания выполняются детьми устно, логопед на компьютере делает нужную отметку или запись;
2) отдельные задания выполняют дети у компьютера педагога, остальные дети осуществляют контроль по демонстрации на экране;
3) самостоятельное выполнение заданий детьми;
4) ресурс может быть предложен для индивидуальной работы дома под руководством родителей.