Факторы влияющие на надежность водителя




Надежность деятельности водителя зависит от многочислен­ных факторов. Однако ряд проведенных исследований позволяет выделить три главных фактора: возраст, алкогольное или нарко­тическое опьянение и отношение к своей профессии.

Возраст. Изменение возраста водителя определяет две тенденции, влия­ющие на качество вождения. Будем их оценивать по относитель­ному числу ДТП (пот), представляющему собой число ДТП отне­сенное к суммарному пробегу автомобилей за определенный срок. Одна из тенденций – неопытность и азарт молодого водителя, приводящие к увеличению числа ДТП, по мере накопления опы­та, т.е. увеличения параметра возраст водителя (кривая 1 рис. 3.2,а). Другая тенденция – это возможность молодых водителей принимать решения (латентный период) и реализовывать их (мо­торный период) в более короткие сроки. Это объясняется возмож­ностью быстро принимать и перерабатывать информацию о ДТС, умением «читать» ДТС, т.е. предвидеть ее развитие и от способ­ности к быстрым действиям. С увеличением возраста водителя с некоторого момента моторный период начинает расти, и накоп­ленный за годы опыт вождения перестает компенсировать этот (рост кривая 2). Возрастная характеристика водителей – суммар­ная кривая 3 – имеет четко выраженные минимум и максимум при малом и значительном возрасте водителя.

На возрастной характеристике водителей можно выделить сле­дующие характерные точки: A, D – максимум ДТП и О – минимум ДТП; кроме того, точки В и С определяют границы приемлемого повышения уровня ДТП по сравнению с минимальным. Возраст­ная характеристика водителя позволяет определить не только воз­растные интервалы «безопасного водителя», но коэффициенты опасности, показывающие, во сколько раз увеличивается число ДТП при том или ином возрасте водителя (например, пд или nD) по сравнению с лучшими для них показателями (nmin).

Выделим по возрастной характеристике водителей три интер­вала: младший опасный возраст LбI – Lmin, характеризуемый коэф­фициентом опасности для точки А: k1=nA: nmin; «безопасный возраст», т.е.Lб2 – Lб1, характеризуемый минимумом числа ДТП nmm и возрастом z6; старший опасный возраст Lmax – L62, характеризуе­мый коэффициентом опасности для точки D: k2 = nD: nmin

а) б)
Рис. 3.2. Возрастные характеристики водителей: а – общая; б – средняя; МОВ и СОВ – соответственно младший и старший опасный возраст; БВ – безопасный возраст.

Установлено, что нижняя гра­ница безопасного возраста водителей мужчин 26 – 34 года (тяже­лые ДТП), для женщин – водителей безопасный возраст наступает уже с 23 – 27 лет. Возраст, когда число ДТП достигнет минимума, наступает сравнительно поздно и составляет 45 – 53 года у мужчин и 36 – 43 года у женщин. Это совпадает с наблюдаемым па практи­ке возрастом наиболее надежных и безопасных водителей.

Утомление водителей и их надежность. Работоспособность водителя зависит от состояния центральной нервной системы.

При утомлении снижается слуховая, зрительная и тактильная чувствительность. Наблюдается также увеличение скрытых пери­одов двигательных реакций на различные раздражители, – время реакции увеличивается.

Причиной ошибок водителей при продолжительном управле­нии автомобилем является утомление, которое снижает надеж­ность и может быть непосредственной причиной ДТП или небла­гоприятным условием, затрудняющим действие водителей в ава­рийных ситуациях.

Утомление – это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности, при которой возникают нарушения в работе органов и систем орга­низма. Развитию утомления водителей способствуют многие фак­торы, к которым относятся: неудовлетворительное состояние до­роги и плохая организация движения, высокая интенсивность транспортного потока, управление автомобилем на высоких ско­ростях, плохая видимость и частые изменения освещенности, не­удобное сиденье и плохая обзорность, высокая и низкая темпера­тура воздуха, частые перепады температуры воздуха и баромет­рического давления в кабине водителя, шум, вибрация и т.д.

Утомлению также способствуют некоторые психофизиологи­ческие и личностные особенности водителя (повышенная эмоци­ональность, впечатлительность, холерический темперамент), а также большие нервные и физические перегрузки накануне рабо­чего дня и на работе.

Утомлению обычно предшествует чувство усталости. Усталость – это субъективное переживание человеком утомления. Физиоло­гическая сущность усталости заключается в сигнализации организ­ма о необходимости прекратить или снизить интенсивность рабо­ты для того, чтобы избежать расстройства функций нервных кле­ток. Вместе с тем далеко не всегда чувство усталости соответствует степени утомления. Человек в состоянии утомления может и не чув­ствовать усталости под влиянием эмоционального возбуждения, опасности, интереса к выполняемой работе, чувства долга, ответ­ственности за порученное дело. Именно по этой причине водитель в продолжительном рейсе испытывает чувство усталости в мень­шей степени, чем сидящий рядом пассажир, хотя длительное уп­равление автомобилем, естественно, приводит к большему утомле­нию водителя, чем бездействующего пассажира.

Утомление, развившееся но время работы, нормальное состоя­ние организма, которое проходит после однократного отдыха. Если же чувство усталости после однократного отдыха (ночного сна) не проходит, то это свидетельствует о начинающемся пере­утомлении. Переутомление возникает как хроническое послед­ствие нагрузки, когда утомление от предыдущего дня не прохо­дит, а накапливается, или человек после напряженной работы днем периодически не досыпает, то чувство усталости у него на­чинает проявляться еще до начала работы.

Надежность водителя в процессе его деятельности имеет фазность в течение дня. Кривая работоспособности имеет три фазы – врабатывания (втягивания), устойчивой работоспособности и падения работоспособности в результате утомления.

При утомлении снижается острота и уменьшается поле зрения, изменяются пульс и артериальное давление, снижается интенсив­ность и устойчивость внимания, замедляется его переключение и т.д. В результате увеличивается время принятия решений.

Характерным симптомом утомления и переутомления являет­ся расстройство сна: сонливость днем и бессоница ночью. Сонли­вость и засыпание водителя за рулем – наиболее опасные прояв­ления утомления, которые приводят к ДТП.

Утомление быстрее развивается у молодых, неопытных води­телей, что связано с их большим нервно – психическим напряже­нием при управлении автомобилем. У опытных водителей, обла­дающих хорошо автоматизированными навыками вождения, эмо­циональное напряжение менее выражено и утомление у них воз­никает позднее. Исследования показали, что выраженные призна­ки утомления у водителей в возрасте 18 – 24 лет появляются после 5,5 часов непрерывного вождения, в возрасте 24 – 40 лет через 6,5 часов, старше 40 лет через 7 часов.

Слово «монотонность» в переводе с греческого означает одно­образие. Иногда под влиянием монотонного движения у водите­лей возникает состояние, характеризующееся апатией, вялостью, появлением посторонних мыслей и представлений, не имеющих отношения к управлению автомобилем. Оно называется затормо­женным состоянием, ступором или дорожным гипнозом.

Если у водителя появилась сильная сонливость за рулем, то бороться с ней на ходу не следует. Нужно остановиться и уснуть на короткое время или проделать гимнастические упражнения. Только после снятия сонливости можно продолжить путь.

Пригодность водителей определяется состоянием здоровья (при медицинском освидетельствовании) и психофизиологическими качествами. Психофизиологическая пригодность – это соответствие психофизиологических и личностных качеств, требованиям води­тельской деятельности. Нередко такие качества водителей, как ноля, самообладание, смелость, решительность, быстрая сообра­зительность, скорость восприятия и реакций решают исход ава­рийной ситуации. В основе этих и других важных для надежной деятельности водителя качеств лежат особенности протекания его психических процессов.

Подготовленность водителей определяется уровнем их профес­сиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процес­се обучения и последующей профессиональной деятельности. Хо­рошая подготовка водителей выражается в наличии широкого диапазона навыков, обеспечивающих правильные и своевремен­ные действия в критических дорожных ситуациях. Она позволяет: максимально использовать технические возможности автомоби­ля и безошибочно, с минимальной затратой сил управлять им; правильно оценивать и своевременно предвидеть возможные из­менения дорожной обстановки и предупреждать возникновение аварийных ситуаций; управлять автомобилем на больших скоро­стях, ночью, в тумане, при высокой интенсивности движения, в горных и других сложных условиях.

Подготовленность характеризуется также уровнем психологи­ческой подготовленности водителя, т.е. формированием у него психологических свойств, которые обеспечивают надежность ра­боты в любых условиях.

Алкоголь и надежность водителя. Работа водителя автомоби­ля предъявляет весьма высокие требования к его психофизиоло­гическим функциям и состоянию. При управлении автомобилем в сложных дорожных условиях, в большом городе, особенно при возникновении критических дорожных ситуаций водитель неред­ко работает на пределе своих возможностей. Поэтому прием не­больших доз алкоголя, вызывающих даже незначительное сниже­ние психофизиологических возможностей водителя, нередко при­водит к ошибкам и ДТП.

После приема даже небольших доз алкоголя снижаются устой­чивость и интенсивность внимания, замедляется его переключе­ние, нарушаются процессы мышления и памяти. В результате во­дителю требуется больше времени для оценки дорожной обста­новки и приема решения, что снижает его готовность к действи­ям. Одновременно снижается острота зрения, нарушается глазо­мер и способность различать цвета (особенно восприятие красно­го цвета), сужается поле зрения, увеличивается время восстанов­ления зрения после ослепления, нарушается координация движе­ний, их точность, резко увеличивается время реакций, маскирует­ся чувство усталости при наличии утомления и снижения рабо­тоспособности.

Отношение к своей профессии. Любовь к своей профессии, ак­тивная направленность на овладение ею является одной из основ­ных причин самого низкого уровня ДТП и высокой надежности водителя.

Профессиональное мастерство – это умение водителя быстро и точно оценить дорожную обстановку, спрогнозировать ее раз­витие, своевременно и правильно использовать технические воз­можности автомобиля в самых сложных и неожиданных дорож­ных ситуациях. Высокая значимость профессионального мастер­ства для безопасности дорожного движения подтверждается боль­шим количеством ДТП, возникающих из–за ошибок молодых нео­пытных водителей.

Таковы основные составляющие надежности водителя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: