Кластерный брокер
Ключевым элементом создания кластеров является наличие достаточного уровня доверия между его участниками, которое достигается путем взаимного изучения при посредстве специально подготовленного внешнего агента («сетевого или кластерного брокера»).
Кластерный брокер может наниматься самими же будущими участниками кластера, представителем крупного капитала, который стремится войти на данный региональный рынок, или по инициативе местной администрации. В этом случае, мы имеем дело с искусственно создаваемым кластером предприятий.
Искусственно формируемые кластеры предприятий могут завершиться успешно, и тогда создается успешный или жизненно стойкий кластер предприятий. Это означает, что бизнесмены, входящие в кластер, знают «что делать», но не всегда знают «как именно» надо плодотворно работать совместно. Эту помощь кластер получает извне - либо от местных органов власти, либо от крупного бизнеса.
Кластеры бывают явные и невыявленные. В первом случае кластер малых предприятий представляет собой структуру, оформленную документально, т. е. зарегистрированный кластер. Во втором случае он представляет собой неформальную совокупность юридически независимых малых и средних предприятий, т. е. невыявленный кластер. Однако и в том, и в другом случае кластер есть совокупность практически не обладающих рыночной властью юридически самостоятельных предприятий, ведущих согласованный и скоординированный бизнес. Иными словами, при отсутствии контроля над собственностью активов участников кластера формируется и строго обеспечивается контроль над управлением общими активами. Явные кластеры предприятий также подразделяются на реальные и ложные. К реальным относятся кластеры предприятий, способные рационально использовать ограниченные ресурсы. Вступление в кластер способствует повышению аллокации ресурсов. Ложные кластеры представлены обширным многообразием. Иногда к кластерам относят малые предприятия, работающие на рынке с доминирующей фирмой. В этом случае мы имеем дело с группой предприятий, находящихся под так называемым «ценовым зонтиком» доминирующей фирмы, но никак не с кластером малых предприятий.
|
31. Аутсорсинг - (англ. outsourcing: out – внешний, находящийся за пределами, source– источник) – комплекс мероприятий, направленных на передачу предприятием определенных процессов и функций другой организации. В общем аутсорсинг – это использование чужих ресурсов.
Основные признаки аутсорсинга: наличие договора о передаче функций; долгосрочность соглашения (более года); передача только неосновных (непрофильных) операций; возможность передачи бизнес-процессов (бухгалтерский учет, подбор персонала, техническое обслуживание).
30. Реинжиниринг, как эффективный способ оптимизации бизнеспроцессов бизнес-процессы - это горизонтальные иерархии внутренних и зависимых между собой функциональных действий, конечной целью которых является выпуск продукции или отдельных ее компонентов
Методом оптимизации бизнес-процессов, несущим кардинальные изменения, является реинжиниринг приобретающий в последнее время былую актуальность (считается, что расцвет реинжиниринга пришелся на 90-е гг.период экономического спада в США). С их точки зрения «реинжиниринг - это принципиальное переосмысление и радикальная перестройка бизнес-процессов для достижения кардинальных улучшений критических современных показателей эффективности: стоимости, качества, сервиса и оперативности». Одним из ключевых слов в определении реинжиниринга является понятие «радикальный», которое в переводе с латинского обозначает «корень», то есть для радикальной перестройки необходимо выявить корень проблемы, избавиться от всего старого, ненужного и начать все заново, с нуля. Поверхностные изменения и улучшения, корректировка и модификация имеющихся процессов и процедур не актуальны и не принесут желаемого эффекта. Отказ от всех существующих процедур и структур, изобретение кардинально новых способов и методов ведения бизнеса -основа реинжиниринга. Процесс реинжиниринга требует концентрации внимания руководителя на том, каким должно стать конечное состояние организации, что и как для этого нужно сделать, сегодняшнее состояние объекта фактически игнорируется. Безусловно, радикальная перестройка требует значительного времени, что объясняется широтой и межфункциональностью проводимых изменений, которые характеризуются достаточно высоким риском их реализации. Рассматривая реинжиниринг бизнес-процессов, следует обратить внимание на инжиниринг процессов, как на один из методов оптимизации бизнес-процессов, хотя мнение специалистов о нем весьма неоднозначно. Само понятие «инжиниринг» заимствовано из инженерной деятельности. Инжиниринг бизнес-процессов есть форма представления деятельности организации как алгоритмической схемы. Суть инжиниринга заключена в построении оптимального алгоритма работы любого бизнес-процесса на основе анализа и структурирования входной информации. Таким образом, инжиниринг позволяет проектировать бизнес-процессы «с нуля», в данном случае речь идет и о бизнес-процессах вновь создаваемых организаций, и о бизнес-процессах новых видов деятельности действующих организаций. инжиниринг можно отнести к кардинальным методам оптимизации процессов, поскольку создание новых бизнес-процессов в существующей организации однозначно приведет к изменениям всей бизнес-системы как совокупности взаимосвязанных процессов.
|
|
29. Отличительные особенности кластера инноваций Инновационный кластер - это совокупность предприятий и организаций, осуществляющих научно-исследовательскую и опытноконструкторскую деятельность (университеты, научно-исследовательские организации, инжиниринговые центры, производственные и сервисные предприятия, потребители), расположенных на одной географической территории, взаимодействующих для достижения общей цели (экономический рост за счет инноваций и синергетического эффекта), характеризующаяся определенной устойчивостью. Можно выделить следующие отличительные черты отраслевых инновационных кластеров: гибкость, ориентированность на спрос рынка, наличие научного потенциала, внутренняя конкуренция, внедрение инноваций в технологии, производство, распределение. В настоящее время четкая классификация отраслевых инновационных кластеров отсутствует. классифицировать по характеру основного ресурса:
- кластеры, цель которых - создание инноваций (генераторы идей), основным ресурсом подобных кластеров являются знания, результатом деятельности является создание инновационных технологий;
- кластеры - потребители инноваций, в этом случае организации, входящие в кластер, могут приобретать сообща новые технологии.
28. Роль малого и среднего бизнеса в современной экономике Малое предпринимательство является одним из ведущих секторов экономики стран, и во многом определяет темп экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого предпринимательства отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйственности, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Малое предпринимательство - основа рыночной экономики. Малые предприятия появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. При сравнительном насыщении рынка малый бизнес занимается доработкой продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производством мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным.
27. Система государственной поддержки малого и среднего бизнес В первую очередь, осуществляется финансовая поддержка компаний и выделение бюджетных средств на их развитие. Кроме того, стимулирующими действиями также является упрощенная система сертификации и лицензирования продукции, участие в выставках и рекламные акции. Выдача целевых субсидий на развитие бизнеса также практикуется государственными органами. Такие субсидии обычно выдаются для возмещение затрат по договору лизинга, на частичную компенсацию ставки по кредиту.В большинстве случаев государственная финансовая поддержка малого бизнеса направлены на новичков, переживающих период старт-апа. В данном случае новоявленным компаниям доступен ряд бесплатных консультаций в сфере юридических и финансовых областей, координируемых центрами занятости, Министерством здравоохранения, а также Министерством экономического развития страны. Существующие государственные программы для малого и среднего бизнеса уже позволили многим их участникам получить гарантированный доступ к субсидиям, льготные кредиты, а также иметь возможность использования прочих механизмов.
26. Формы поддержки формирования кластера предприятий Исходя из обычной практики, финансирование развития российских кластерных инициатив складывается из трёх основных источников – регионального, федерального бюджетов и внебюджетного финансирования (за счёт собственных средств участников кластера). Государство чаще всего выступает как ключевой инвестор, который нацелен на поддержание преимущественно социальных и инфраструктурных проектов, обеспечивающих развитие кластеров. Одним из стандартных способов государственной поддержки развития кластерных инициатив является предоставление различных форм налоговых льгот. Помощь государства также осуществляется через предоставление территорий, производственных площадей для нужд кластера [8]. Одной из важнейших форм поддержки вновь созданного кластера строительной индустрии может стать привлечение организаций, входящих в его структуру к участию в государственных целевых программах, направленных на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт зданий и сооружений региона (а также в качестве поставщика необходимых ресурсов для выполнения указанных видов работ).
25. Факторы поддержки формирования кластера предприятий Следует различать внешнюю и внутреннюю среду кластера. Факторы внешней среды, оказывающие влияние на функционирование и развитие промышленного кластера, можно поделить на три категории по силе воздействия на кластер: первая категория - федеральная власть (общая экономическая политика государства, налоговая политика, промышленная политика, социально-демографическая политика, политика в области науки и образования, законодательная система и т.д.); вторая категория - регион (включает в себя ресурсообеспеченность и инфраструктуру региона, деятельность органов региональной власти, направления региональной экономической политики, социальнодемографическую ситуацию в регионе, региональный рынок труда, научную и образовательную базу региона); третья категория -фирмы, не являющиеся участниками кластера. Внутреннюю среду кластера составляют: кадры, организация системы управления кластером, производственно-технический потенциал предприятий-участников, маркетинг, система ресурсообеспечения, финансы.
24. Результативность функционирования кластера предприятий
Результативность функционирования кластераможно оценивать и со стороны последствий для экономики государства. Прежде всего, успешное функционирования кластера является гарантией сохранения рабочих мест людям, работающим в малом бизнесе. А это означает, что имеет место сохранение налоговой базы. Кроме того, это предполагает сокращение выплат по безработице. Поэтому власти всегда проявляет заботу о малом бизнесе. Именно поэтому, власти разных уровней зачастую становятся инициаторами создания и поддержания кластера предприятий поскольку они справедливо полагают, что «кластеры представляют собой движущую силу для увеличения экспорта и привлечения иностранных инвестиций». С точки зрения субъекта рынка,
результативность функционирования малого бизнеса в кластере может оцениваться показателями самого кластера: прибыльность, восприимчивость инновациям, финансовые потоки и т.п. Кроме того, стремление войти
в тот или иной кластер конкретной малой фирмы, также можно рассматривать как показатель популярности наличие или отсутствие в нем третейских судов, общественных объединений, работающих кластера.В качестве показателей результативности функционирования кластера может выступать на принципах саморегулирования, форм доверия между участниками кластера, прозрачности коммерческой информации внутри кластера.
23. Параметры зрелости кластеров предприятий Исходя из того, на какой стадии развития находится кластер предприятий их классифицируют следующим образом16: пре-кластер или агломерат, зарождающийся, развивающийся, зрелый и трансформирующийся кластер. Такая классификация, которая базируется на критерии состояния развития кластера предприятий в цикле его трансформации предполагает, что на первом этапе появляется агломерат или (пре-кластер), и что в регионе существует ряд компаний малого бизнеса. Вторая стадия циклического развития (зарождающийся кластер) предполагает, что в регионе появляется несколько компаний, объединяющихся вокруг «ключевой» сферы деятельности кластера, расширяются общие перспективы сотрудничества. Третья стадия цикла развития кластера характеризуется (развивающийся кластер) тем, что новые участники, привлеченные возможностями кластерной организации, приходят в регион, возникают новые взаимосвязи. Именно на этой стадии возникает действительное объединение участников кластера по неформальным признакам. На четвертой стадии циклического развития кластера предприятий (зрелый кластер) достигается критическая масса участников и кластер развивает связи за пределами региона. Данная стадия характеризуется динамичным развитием новых фирм внутри кластера. Зрелый кластер уже состоявшееся явление современного бизнеса. С изменением рынка, технологий, происходят изменения в кластере. Для выживания бизнеса участников кластера и не допущения стагнации, участники зрелого кластера концентрируются вокруг новых возможностей, продуктов или технологий. Кластер предприятий на этой пятой стадии начинает трансформироваться, либо в несколько новых кластеров, либо изменяет основные характеристики своей продукции. Последняя стадия циклического развития называется - трансформирующийся кластер.
Психологические аспекты формирования доверия между членами кластера предприятий
На наш взгляд, кластеры, как и другие формы межорганизационного взаимодействия, обладают свойством динамичности. Сетевое взаимодействие, которое генерирует формальный и неформальный обмен знаниями и опытом внутри кластера, является связующим гелем между разными этапами жизненного цикла кластера, обеспечивающим его успех. Успешный кластер, как правило, имеет сильные отношенческие связи. Уровень доверия и межличностные связи обеспечивают кластер высоким уровнем социального капитала. Установление этих связей требует значительного времени, общих целей и культурных ценностей, подходящей институциональной среды.
21. Инфраструктура кластера предприятий Иногда термином «инфраструктура» обозначают комплекс так называемых инфраструктурных отраслей хозяйства (транспорт, связь, образование, здравоохранение и др.). В условиях России кластеры не обладают историческими характеристиками развития, поэтому именно наличие инфраструктуры той или иной степени развитости выступает той основой, на которой и строятся кластерные взаимосвязи. Речь, безусловно, идет о производственной инфраструктуре, к примеру, кластер химической и нефтехимической промышленности Омской области строится на наличии и доступности сырья. поставляемого по прямым нефтепроводам с Западно-сибирских месторождений. Кроме того, наличие производственной инфраструктуры позволяет открывать новые и новые предприятия на основе уже существующих возможностей для развития.В России в настоящее время все большее и большее внимание уделяется развитию инфраструктуры; создан инвестиционный фонд, основное предназначение которого — именно создание объектов инфраструктуры. Однако, по мнению Шигео Кацу, вице-президента Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии [13], для создания высококачественной инфраструктуры, во-первых, необходимо очень много денег, особенно в тех странах, которые наращивают свой инфраструктурный фонд, во-вторых, поскольку речь идет о таких крупных суммах, а инвестиции носят долгосрочный характер, необходим творческий подход к финансированию, и в-третьих, нет большой разницы, какой вариант финансирования инфраструктуры предпочтительнее — частный или государственный. Шигео Кацу на практических примерах иностранных государств показывает, что в Испании третья часть всей транспортной системы была профинансирована за счет частного капитала, а в Германии использовались практически только государственные ресурсы. Китай опирается на государственное финансирование, но для расширения системы скоростных автомагистралей все более активно использует частный капитал. Основополагающим принципом британской программы развития частно-государственного партнерства является «соотношение цены и качества». Таким образом, выбор государственного или частного источника средств определяется соображениями экономической целесообразности.В условиях России все большую популярность приобретает смешанная форма финансирования инфраструктуры, реализуемая через механизмы государственно-частного партнерства.
20. Жизненный цикл кластера предприятий Создания кластера предприятий в регионе состоит из пяти основных стадий: агитация и мотивация потенциальных участников; разработка общей стратегии; разработка пилотных проектов; разработка стратегических проектов; стадия саморегуляции. Первая стадия включает в себя набор инициатив, которые должны помочь участникам бизнеса: выявить «критическую массу» малых и средних предприятий, испытывающих сходные проблемы в бизнесе; достичь понимания ими преимуществ кластера; сформировать группу сторонников объединения деловых усилий. В упрощенном виде процесс взаимного изучения предусматривает начало взаимодействия с представителями местного бизнеса на основе пробных проектов с низким уровнем рисков. По мере же повышения уровня взаимного доверия друг к другу у участников будущего кластера начинается постепенный переход к более рискованным проектам. [1] В этот период инициатор (или сетевой брокер, или представитель местной администрации) проводит публичные масштабные встречи всех заинтересованных лиц, на которых представляются преимущества сетевой организации бизнеса и определяются ее возможные приложения. В итоге этих акций предприниматели могут изъявить желание объединиться вокруг этой идеи, актуальность которой осознает каждый из них. Очевидно, что, кроме осознания цели и желания взаимодействовать, ограничений на число участников группы нет, хотя близость расположения фирм и конечное число участников способствуют снижению издержек при организации сети. Вторая стадия. Как только группа бизнесменов, готовых к совместной деятельности, создана, необходимо приступить к разработке стратегии кластера предприятий, которая предполагает, прежде всего: анализ общих проблем и возможностей, формирование единого рабочего плана и структуры связей входящих в кластер предприятий. На этой стадии надо тщательно проанализировать проблемы всех участников группы и выявить причины их возникновения, так как предприниматели самостоятельно не всегда уделяют такому анализу достаточного внимания, занимаясь текущими вопросами бизнеса. Затем при подготовке плана особенно важно достичь взаимопонимания относительно задач совместной деятельности, которые должны иметь как качественные, так и количественные показатели, быть достаточно простыми, понятными и соответствовать установленным целям группы. Одновременно группа определяет свой юридический статус и формирует внутренние организационные принципы. В данном случае вторая стадия создания кластеров состоит из следующих основных процедур, часть из которых на настоящий момент находятся в стадии выполнения и описана здесь. Третья стадия. На стадии пилотного проекта в реальных условиях отрабатывается технология взаимодействия внутри образованного кластера. Такими проектами могут быть совместная организация выставок/ярмарок, совместная закупка сырья и подготовка общего каталога продукции и т. п. Пилотные проекты призваны, с одной стороны, показать эффективность кластера предприятий в краткосрочном периоде и, с другой - воодушевить участников формирующегося кластера на долгосрочное сотрудничество. Мероприятия, предусмотренные в перспективе, описаны здесь. Четвертая стадия. Успешная реализация пробных проектов открывает дорогу к следующему этапу, к разработке проектов стратегического характера, позволяющих достичь необходимого уровня специализации и разделения труда в кластере. На этой стадии вероятны также объединение ресурсов, создание новых предприятий, внедрение оригинальных технологий и подготовка общего для кластера локального бренда. [2] Пятая стадия. На заключительной стадии кластер предприятий выходит на необходимый уровень самостоятельности и независимости, когда поддержка его со стороны становится неактуальной. Следует особенно отметить бытующее заблуждение, что при формировании кластеров синергетический эффект достигается среди прочего за счет ликвидации внутренней конкуренции. Наоборот, конкуренция между членами кластера предприятий часто бывает достаточно жесткой. Но это не является отталкивающим фактором при совместном создании инфраструктуры, взаимодействии с поставщиками, выходе на новые рынки. Инновационный кластер, являясь наиболее эффективной формой достижения высокого уровня конкурентоспособности, представляет собой неформальное объединение усилий различных организаций (промышленных компаний, исследовательских центров, индивидуальных предпринимателей, органов государственного управления, общественных организаций вузов и т.д.). Объединение в инновационный кластер на основе вертикальной интеграции формирует не спонтанную концентрацию разнообразных технологических изобретений, а строго ориентированную систему распространения новых знаний, технологий и инноваций. При этом формирование сети устойчивых связей между всеми участниками кластера является важнейшим условием эффективной трансформации изобретений в инновации, а инноваций - в конкурентные преимущества. Кластеры инновационной деятельности создают новый продукт или услугу усилиями нескольких фирм или исследовательских институтов, что позволяет ускорить их распространение по сети деловых взаимосвязей. Инновационная структура кластера способствует снижению совокупных затрат на исследование и разработку новшеств с последующей их коммерциализацией за счет высокой эффективности производственно-технологической структуры кластера. Это позволяет участникам кластера стабильно осуществлять инновационную деятельность в течение продолжительного времени.
18. Экономическая природа кластеров предприятий Кластер, как экономическая агломерация взаимосвязанных предприятий отраслей такими как сельское хозяйства и шелковая промышленность, является точкой роста или важным фактором устойчивого экономического развития региона. Тем самым, кластерная политика, создает условия для активизации инновационной деятельности в реальном секторе экономики и его модернизации для формирования технологических лидеров. Согласно современным общемировым экономическим трендам и приоритетам развития общества стратегической перспективой обеспечения устойчивости и конкурентоспособности территории становится экономическое развитие. Соответственно, возрастает роль экономическо-ориентированных кластеров в регионе. Такие кластеры, как правило, ориентированы на решение проблем повышения эффективности данных отраслей. Важной особенностью кластера является сочетание конкуренции и кооперации между участвующими предприятиями. Тесные кооперационные связи между предприятиями в кластере приводят к положительным синергетическим эффектам, поэтому успех одной предприятий неотделим от общего успеха кластера.
17. Искусственные кластеры: - продукт усилий администрации, местных органов власти
16. Формирование кластеров: естественным образом в бизнес-среде или директивным путем - Формирование кластерных структур в экономике директивным путем нецелесообразно, их создают рынок и конкуренция. При реализации кластерной политики к ограничениям и сдерживающим факторам следует отнести недостаточную развитость малого бизнеса (относительно неразвитые инфраструктурные и организационные условия), рассмотрение доступа к дешевым ресурсам в качестве основного детерминанта успешности развития кластеров и отсутствие культуры информационной открытости, что вызывает недоверие потенциальных участников кластера и формирование недобросовестной конкуренции.
15. 10 «мега-кластеров» Нидерландов В качестве примера применения кластерного подхода рассмотрим исследования по разработке инновационной стратегии в Нидерландах [8].Вся экономика страны была разбита на 10 "мегакластеров": сборочные отрасли, химические отрасли, энергетика, агропромышленный комплекс, строительство, СМИ, здравоохранение, коммерческие обслуживающие отрасли, некоммерческие обслуживающие отрасли, транспорт. Анализ "потоков знаний" между кластерами позволил выявить характерные черты инновационных процессов. Оказалось, что 3 кластера (сборочные отрасли, коммерческие обслуживающие отрасли и химические отрасли) служат "нетто-экспортерами" знаний в другие кластеры. При этом первые 2 представляют собой общих "экспортеров", экспортирующих знания во все остальные кластеры.Здравоохранение и некоммерческие обслуживающие отрасли (в которых имеются крупные учреждения индустрии знаний) тоже являются нетто-экспортерами знаний, хотя и в меньшей степени.2 кластера представляют собой нетто-импортеров знаний: строительство и СМИ.3 кластера (агропромышленный комплекс, энергетика и транспорт) имеют довольно "самодовлеющий" характер и производят знания в основном для самих себя.Такой анализ не только позволил получить общую картину развития инновационных процессов, но и определил основные приоритеты в инновационной политике государства.
14. Территориальные кластеры взаимосвязанных подотраслей в Дании В качестве передового зарубежного опыта проведения структурной политики следует отметить те примеры, которые построены по принципу совместного использования подотраслями общих для них ресурсов, создающих сравнительное преимущество данной территории. Особенно ярким примером опыта формирования территориальных кластеров взаимосвязанных подотраслей является Дания. В Дании существуют кластеры конкурентоспособных отраслей, связанных с производством товаров для дома (предметы обстановки и хозяйственные товары) и здравоохранением (фармацевтика, медицинское оборудование и т. д.). Кластер отраслей здравоохранения связан с сельскохозяйственным кластером через технологии и требования к сырью. Подобные кластеры имеют место во многих странах.
13. Феномен «Силиконовой долины» в США как результат кластеризации региональной экономики Первопроходцами в применении кластерного подхода, по общему мнению, являются создатели Силиконовой долины в США. На ее территории располагаются порядка 87 тысяч компаний, несколько десятков исследовательских центров и несколько крупных университетов. Силиконовая долина — это классический пример плодотворного взаимодействия академической среды, бизнеса и кадрового обмена между научными центрами и бизнес сектором. Являясь первопроходцами в области кластерного подхода, сегодня Соединенные Штаты продолжают успешно его применять.
12. Комплексные региональные кластеры в Канаде В Канаде отсутствует единая концепция реализации кластерной политики на федеральном уровне. Предполагается, что основная роль правительства должна сводиться к установлениям общих для экономики правил и предоставлению услуг, а реализация конкретных кластерных инициатив может быть поручена администрациям провинций и муниципалитетов.В то же время кластерная стратегия является частью национальной инновационной стратегии страны. Координацию данной стратегии осуществляет Национальный Исследовательский Совет (НИС) – ведущее федеральное агентство по научно-исследовательскому развитию. Он состоит из более чем 20 институтов и национальных программ, охватывающих широкий спектр дисциплин и предлагающих ряд услуг по всей территории Канады для помощи в стимулировании инновационной деятельности на местном уровне.Основной целью инновационной стратегии Канады является вовлечение существующих наработок в области исследований, технологий и инноваций в повседневную деятельность правительства, академий и частного сектора для повышения общего инновационного потенциала, квалификации и уровня знаний. Для достижения поставленной цели НИС были запущены Технологические Кластерные Инициативы. Они возникли как ответная реакция на низкий уровень научно-исследовательской деятельности в канадских компаниях и необходимость оживить региональные экономики. На настоящий момент в программе задействованы кластеры самого разного размера и стадий развития, среди которых:· Сагенейские алюминиевые технологии: примерно 48 основных компаний, один университет, технические колледжи, три промышленных объединения.
· Эдмонтонские нанотехнологии: примерно 21 основная компания, один университет, одно промышленное объединение.
· Ванкуверское объединение топливных и водородных технологий: примерно 35 основных компаний, три университета, два крупных промышленных объединения.
· Саскатунская пищевая промышленность: 17 местных основных компаний, один университет, одна региональная сеть, примерно 50 членов в соседних провинциях.
· Виннипегские биомедицинские технологии: 25 местных основных компаний, два местных университета, один колледж, несколько исследовательских институтов, лабораторий и больниц, два объединения.
· Фотонные технологии в Оттаве: более 60 местных основных компаний, несколько промышленных объединений, три университета, несколько государственных исследовательских центров.
11. Кластер «Био Долина» (Франция, Германия, Швейцария) Западной Европе был выявлен ключевой принцип кластерного подхода – это тесное взаимодействие производственных фирм и научной среды. Затем эта взаимосвязь бизнеса и науки была дополнена взаимодействием с местными органами государственной власти, которые оценили перспективность кластерного подхода и начали оказывать зарождающимся кластерам существенную поддержку. В итоге, был сформулирован принцип «тройной спирали», который лег в основу современного развития кластеров. «Биотехнологическая долина», объединяющая кластеры Франции, Германии и Швейцарии, благодаря чему достигается мощный синергетический эффект. Французский фармацевтический кластер через университет Луи Пастера осуществляет сотрудничество с канадским кластером «Invivo», действующим в Монреале. Цель такого сотрудничества – найти для компаний указанных кластеров перспективные рынки сбыта в Северной Америке и Европе. Важную роль в создании международных кластеров играют разнообразные программы научно-технического сотрудничества, в частности в европейской практике – это «Эврика» и Рамочные программы НИОКР. Они помогают потенциальным партнерам, устанавливать контакты на национальном уровне.
10. Шотландская модель кластера В Шотландии формирование интегрированных предприятий и подготовка специалистов осуществляются через создание сетей местных инициативных предприятий, которые контролируют местную инфраструктуру, включая маркетинг, разработку инвестиционных программ и т. д. Шотландская модель кластера предусматривает наличие компании, как правило, с мировым именем. Вокруг крупного предприятия начинают формироваться более мелкие структуры, образуя кластер. Кластер в Шотландии основывается на
трех ключевых программах: повышение мастерства, связи промышленности с университетами, повышение конкурентоспособности малых предприятий.
9. Автомобильные кластеры Германии Автомобильный кластер Восточной Германии начал создаваться в 2004 г. по инициативе правительства пяти федеральных земель: Берлин-Бранденбург, Тюрингия, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония и Саксония-Анхальт. В состав кластера в рамках вышеназванных территорий вошли компании по производству автомобилей и комплектующих, сервис-центры, исследовательские институты и различные объединения. В течение двух лет проводились исследования и параллельно осуществлялась разработка программы развития кластера (начало ее реализации намечено на 2007 г.).
На сегодняшний день в составе кластера — такие производители автомобилей, как BMW, DaimlerChrysler, Opel, Porsche, VW, поставщики комплектующих и оборудования KUKA Schweissanlagen GmbH, MITEC Automotive AG, Schnellecke Group, Siemens VDO Automotive AG, TRIMET Aluminium AG, Немецкий индустриальный банк, Институт им. Фраунгофера, Технический университет Дрездена, Высшая школа торговли Лейпцига и другие компании и институты.
Цель создания кластера заключается в повышении конкурентоспособности и развитии автомобильной промышленности Восточной Германии. Основные направления деятельности — налаживание эффективной коммуникации между участниками кластера, ВУЗами, НИИ и органами власти и управления, представление компаний на международной арене, а также поддержка инновационной деятельности. Амбиции кластера Восточной Германии выходят за пределы региона. Позиционируя себя в качестве европейского центра высокотехнологичной автомобильной продукции, участники восточногерманского кластера планируют создать в регионе центральный международный наблюдательный центр, который будет предоставлять самую разнообразную информацию, касающуюся отрасли автомобилестроения и производства автокомпонентов.
8. Итальянская модель кластера (промышленные районы и отраслевые комбинации
В Италии формой интеграции предприятий являются индустриальные округа (ИО). Итальянская кластерная модель - это более гибкое и лояльное сотрудничество предпри- ятий любого масштаба. Ученые полагают, что для ускорения инновационного развития экономики кластерная форма организации производства наиболее удобна. Из общего числа фирм, а их в Италии около 3,5 млн., около 3 % считается крупными, на каждом из которых задействовано от 1 тыс. и более работников. В 2009 г. в Италии насчитывается около 200 ИО, в которые входят около более 50 тыс. фирм с числом работников 570 тыс. чел., а с учетом производственной кооперации в ИО функционируют более 800 тыс. ма- лых и средних предприятий. Предприятия ИО, наращивая свою технологическую базу, переходят к освоению других регионов. Предприятия, которые раньше производили обувь, осуществляют вы- пуск оборудования для ее производства. К выпуску оборудования для производства упа- ковки и консервов перешли компании, которые ранее занимались переработкой овощей, фруктов [4, 87].