1. Своеобразие культурологии как комплексной науки.
2. Понятие «культура» в языках различных наук и в разговорном языке.
3. Игра как принцип объяснения культуры.
4. Формирование и основные значения понятия «цивилизация». Типы цивилизаций.
5. Культура и цивилизация: синтез или различие.
6. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»: современная позиция.
7. Отечественная и европейская цивилизации в ретроспективе и перспективе.
8. Гуманизм и технократизм в современной культуре.
9. Специфика и основные черты техногенной цивилизации.
10. Тенденция и перспективы культуры в ХХI веке.
11. Миф и его роль в культуре.
12. Культура как система знаков.
13. Культура как «производство» человека.
14. История мировой культуры или круговорот «локальных» цивилизаций.
15. Мир как взаимодействие культур (сравнительный анализ культурологических теорий Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби и С. Хантингтона).
16. Гендерная проблематика и диалог культур.
17. Восток и Запад: конфликт цивилизаций?
18. Экологическое сознание Запада и Востока: сравнительный анализ.
19. Россия и ее тип культуры.
20. Культура России и русский национальный характер.
21. Соотношение европейской и восточной ментальности. Специфика российской ментальности.
22. Типы социального характера в России на рубеже веков.
23. Особенности культурной идентификации в современной России.
24. Россия в системе Восток-Запад: противостояние или диалог культур?
25. Контркультура как механизм социокультурной динамики.
26. Факторы и механизмы трансформации культуры.
27. Сущность феномена кризиса культуры. Может ли культура обойтись без кризиса?
28. Особенности культурного кризиса в условиях современного российского общества.
|
29. Проблема критерия культурного прогресса.
30. Универсализация и трансформация культуры в эпоху глобализации.
31. Рутинизация и виртуализация современной культуры.
32. Потребность в общении и ее удовлетворение в различных типах культур.
33. Культурная идентификация личности в контексте глобализации.
34. Глобализация как основание межкультурного диалога.
35. Традиционная культура и современное общество.
36. Народная культура и традиции.
37. Проблема соотношения природного и культурного в человеке.
38. Социализация и инкультурация индивида. Механизм и средства социализации в различных культурах.
39. Механизмы взаимодействия культуры и индивида.
40. Ценности и ценностные ориентации как ключевые составляющие личности. Отличие ментальности от ценностных ориентаций личности.
41. Роль человеческих потребностей в процессе приобщения к субкультуре.
42. Мир человека в социально-культурной реальности общества.
43. Иметь или быть - два пути развития культуры.
44. Человек как потребитель (по работе Э. Фромма «Иметь или быть?»)
45. Универсальная модель взаимодействия людей З.Фрейда (либидо и Эдипов комплекс): за или против.
46. Категория «сверхъестественного» в мышлении традиционного и современного общества.
47. Межличностные отношения как социально-культурный феномен.
48. «Свобода от» и «свобода для» в условиях культуры постиндустриального общества.
49. Социокультурные факторы профессиональной успешности личности в современном обществе.
50. Современное общество: соотношение материальных и духовных ценностей.
|
51. Аполлоновское и дионисийское начала в современной европейской культуре.
52. Массовая культура как феномен информационного общества.
53. Конвергенция элитарного и массового в культуре постиндустриального общества.
54. Проблемы формирования массовой информационной культуры в современном мире.
55. Логика и мифы современной культуры.
56. Особенности и тенденции развития культуры XXI века.
57. Социокультурная адаптация личности в современных условиях: ценностный аспект.
58. Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации.
59. Межкультурные конфликты и пути их разрешения.
60. Толерантность как результат межкультурной коммуникации.
61. Понимание как проблема межличностной коммуникации.
62. Особенности взаимодействия человека и телевидения.
63. Влияние СМИ на культуру общества.
64. Политический миф как способ формирования социальной реальности.
65. Влияние политической мифологии на формирование «идеологизированного» массового сознания.
66. Средства массовой коммуникации как основа мифотворчества
67. Корпоративная культура и механизмы ее передачи.
68. Информация как явление культуры.
69. Математика как культурное явление.
70. Субкультура сети Internet.
71. Коммуникативные стили и субкультуры как параметры социализации современной молодежи.
72. Ролевая игра как элемент молодежной субкультуры.
73. Социальная реклама глазами молодежной аудитории.
74. Магия в сознании современной молодёжи.
75. Язык как средство познания самого себя.
76. Язык тела как древнейший способ человеческой коммуникации.
|
77. Культура народа и языковая картина мира.
78. Пословицы и поговорки как часть народной культуры.
79. Язык как основа национальной и культурной идентификации.
80. Невербальные коммуникации – путь вхождения в «чужую» культуру.
81. Природа творчества и его роль в культуре.
82. Искусство как феномен культуры в условиях становления информационного общества.
83. Художественный стиль как символическое выражение души культуры.
84. Массовое искусство как универсальное средство культурной идентификации.
85. Страх как эмоционально-психологическое состояние и его роль в искусстве современного индустриального общества (литература, кино, театр).
86. Прогресс в науке и художественном творчестве.
87. Место и роль религии в развитии человеческой культуры.
88. Наука и религия как символические модели мира.
89. Духовный мир человека в зеркале науки и религии.
90. Ислам и христианство в эпоху глобализации.
91. Религиозная символика в народной сказке.
92. Религия и политическая культура.
93. Мифологизация, демифологизация и ремифологизация религии в России.
94. Природа и техника. Органика и организация.
95. Перспектива Мегамашины.
96. Техника как социокультурное явление: тенденции и перспективы развития.
97. Современная и будущая техника: могущество или угроза.
98. Техногенная цивилизация: есть ли будущее?
99. Техника и наука: эволюция взаимоотношений.