Пятое преобразование формы: от шара к пластической поворотной симметрии третьего порядка (тройной симметрии) (см. фото9)




Каждый классный учитель знает по опыту, что именно образно-художественные упражнения с детьми - будь то рисование форм, живопись акварельными красками, рисование восковыми мелками или как раз лепка - удаются лучше всего, если он накануне вечером активно упражняется, занимается формой, красками, мотивом и берёт

 

фото 9

 

с собой в ночь этот опыт. Поскольку следующая форма, которую я хочу описать, является для детей непростой задачей, то здесь это имеет особую силу. Учителю требуется уверенность в каждом приёме, в выборе слов, когда он хочет побудить детей к собственным художественным действиям.

Сначала лепится круглая форма и кладётся на доску. Затем следует указание: «Дорогие дети, сегодня вы должны особенно внимательно и точно глазами считывать с моих рук то, что я вам покажу! Я беру круглую форму в обе ладони так, что оба моих больших пальца плотно прижаты друг к другу. (см. фото 10) В этом положении я сильно надавливаю подушечками больших пальцев на глину. Теперь я несколько расслабляю ладони и так раскрываю мои большие пальцы, которые всё ещё лежат наверху на круглой форме, что они образуют большую «Л». (см. фото 11) При этом кончики больших пальцев остаются

 

фото 10

фотографии 10-14 показывают отдельные рабочие этапы на пути к сложной тройной симметрии

 

тесно прижатыми друг к другу, а остальная часть обоих больших пальцев образует перекладины буквы «Л». В этом положении я с усилием впечатываю «Л» в глину. (см. фото 12) Теперь и вы попробуйте сделать это вместе со мной в то время, как я ещё раз последовательно повторю этот приём.»

-12-

Результатом этого усилия являются два углубления, по внешнему краю которых глина несколько набухла и образовалось возвышение. (см. фото 13) Эти обозначения должны нам помочь осуществить равномерное членение (деление) верхней половины формы на

 

фото 11

 

три части (я стремлюсь подойти к тройной симметрии, какой дети знают её из рисования форм). Детям я говорю примерно так: «Видите, в этом месте что-то напирает и проталкивается наверх, глина выгибается, округляется, растёт из формы наружу. Но на противолежащем месте глина ещё покоится, спит, ничто не шевелится. А рядом справа и слева что-то теснится изнутри наружу, глина набухает, устремляясь наверх, и предоставляет нашим рукам закруглять её и придавать ей форму.» Большой палец

 

фото 12

 

нащупывает и чувствует, что именно с такой живостью пробивается к свету из темноты внутреннего. Он ровняет промежутки между тремя небольшими выпуклостями. Ладони прижимаются к форме по бокам. Оба больших пальца и один из средних мы укладываем в углубления, возникшие между двумя выпуклостями. (см. фото 14) Когда мы медленно поворачиваем форму вокруг вертикальной оси, останавливаемся, подправляем,

 

фото 13

 

выравниваем и снова поворачиваем её, то каждый раз перехватываем заново тремя пальцами. Теперь большой палец путешествует по выпуклостям, то там, то здесь немного сдвигает глину по внешней стороне формы наверх, чтобы сделать эти выпуклости более наполненными. Он путешествует по впадинам между ними и при этом добирается до слегка во(изо)гнутого места посередине и оттуда обратно. При этом он

 

фото 14

 

осторожно формирует пути, ведущие вверх и вниз. Тогда целое становится всё живее и прекраснее».

 

Фото 15:

Тройная симметрия: Работы двух девятилетних девочек

 

После того, как мы вместе поработали таким образом, мы поворачиваем форму в ладонях вокруг вертикальной оси, при этом тихонько надавливая на верхнюю половину формы с боков, поворачиваем и надавливаем. Это должно нам помочь красиво удержать выпуклости друг подле друга, они не должны слишком раздаться(брестись) в стороны. Если мы положим форму на руку, перевернув её, то увидим, что внизу она осталась круглой. Мы преобразили, разделили на три части лишь верхнюю половину. Далее надлежит проверить, прощупать переход от верхней половины к нижней и выровнять возможные небольшие трещины, вмятины и Dellen. (см. фото 15). В заключение большой палец путешествует по всей форме, завершая её. На это задание мне требуется в моём классе 30, самое большее 35 минут чисто на лепку, а затем время на уборку.

 

 

Переход от третьего к четвёртому классу:

- 13-

Описанным выше способом я работала со своими учениками с первого по третий класс, т.е. между седьмым и девятым годами жизни. И всегда дети занимались усердно и с удовольствием, это очевидно соответствовало их возрастным потребностям. Учитель, который пристально наблюдает за «своими» детьми с любовью и пониманием, замечает изменение, происходящее с каждым отдельным из них - с кем-то раньше, с кем-то позже, в конце третьего - начале четвёртого класса. Ибо каждый ребёнок переживает между девятым и десятым годами тот значимый «поворотный пункт в жизни », который мы в Вальдорфской педагогике коротко называем «рубикон ». Если прежде ребёнок на уровне ощущений не отделял себя от окружающего мира, то теперь в нём возникает потребность «внутренне стать человеком, отдельным индивидуумом и противопоставить себя миру », (ПСТ 303, 1.1.1922)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: