В. Упражнение пластически- художественного ряда форм с детьми 1 -4 классов .




Описание метода

 

1. Первое преобразование формы: от шара к овалу (см. фото 1)

После того, как я с детьми много раз поупражнялась в лепке равномерно закруглённой

-8-

гармоничной формы, мы смогли попробовать выполнить первое её преобразование. Тут вступал в силу методический принцип: не давать заранее представления о конечной цели результате! Часто повторяя упражнение, почти все дети настолько освоились, что создавали центрированную круглую форму как предварительную ступень для следующего шага не более, чем за пятнадцать минут.

«Сейчас отложите на некоторое время вашу форму и посмотрите, что я вам покажу: у всех нас между отдельными подвижными пальцами и чувствительной чашей руки есть средняя часть, которая их соединяет (кости середины руки). Потрогайте кончиками пальцев ладонь другой руки! У основания указательного пальца и мизинца есть такие выпуклые бугорки, почти как кошачьи лапки. Под средним и безымянным пальцами они, наоборот, более плоские. Вся средняя область очень крепкая, и вы можете активно использовать её в работе для придания формы. Теперь я беру мою круглую форму в обе руки так, что могу вот этой средней частью ладони её сдавливать и аккуратно вытягивать, при этом я постоянно медленно поворачиваю форму в одном направлении; сдавливаю, вытягиваю и поворачиваю, сдавливаю, вытягиваю и поворачиваю. Теперь попробуйте так же вытянуть свою форму, как я вам показала!» Спустя некоторое время, в течение которого я продолжала делать описанные выше движения с моей формой дальше, я обратила внимание детей на следующее: «Если мы сейчас остановимся, то поймём, что наша прежде круглая форма удлинилась. Если поставить её на одну руку прямо, то можно сказать, что теперь у неё есть верх и низ.»

Показывать, как надо делать, - в этом заключается метод! Затем вместе работать, останавливаться, рассматривать, давать короткие словесные наставления и, наконец, лепить на ощупь с закрытыми глазами. Потом снова проверяющее, более осознанное ощупывание и осмотр с открытыми глазами - тогда за формой следит «направленная через глаз воля » (ПСТ 294, 21.8.1919). Если в конце отдельные дети обнаруживают сходство с реальным предметом и говорят: «Получилось яйцо!» - то это не противоречит практикующемуся здесь методу. Просто они по завершении процесса упражнения со знанием дела добавили к появившейся форме понятие, и это абсолютно оправдано.

Также и в этой второй форме упражняются по меньшей мере три раза. При этом дети учатся всё лучше и лучше ритмически, равномерно поворачивать свою форму вокруг мысленной вертикальной оси и одновременно её вытягивать. Если они действительно при этом прямо сидят, то поток сил устремляется от позвоночника через лопатки в плечи и руки вплоть до кистей. Связываясь с осязательным ощущением формы, эти силы перерастают в создание формы. «Формообразование есть действие сил » (ПСТ 286, 28.6. 1914)

 

2. Второе преобразование формы: первый изгиб (см. фото 2)

Если результаты упражнений удовлетворительны, то я показываю детям, как из форм, которые мы создавали до сих пор, может возникнуть третья, новая. Мы снова округляем глину, вытягиваем и превращаем круглую форму в овальную. Затем я говорю детям положить их форму на доску. Тут я снова направляю сознание детей к рукам: «Теперь вы

 

фото 2

 

знаете, как мы можем закруглить глину ладонями, а также с помощью большого пальца. Вы научились сильной средней частью ладоней так вытягивать глину, поворачивая её в определённом направлении, что при этом может появиться красивая овальная форма. Теперь пойдём дальше, на каждой руке у нас есть старательный «подмастерье», которого мы ещё толком не знаем и с чьей помощью можем сделать то, чего мы до сих

 

-9-

пор ещё не пробовали. Это сильная, слегка округлая возвышенность у основания большого пальца, которую мы называем «холм большого пальца». Проверьте (Попробуйте), каков он на ощупь. Сейчас я кладу овальную форму горизонтально на левую руку. Теперь холмом большого пальца правой руки я выдавливаю сперва тихонько, затем постепенно всё сильнее углубление в форме, при чём ни вдоль, ни поперёк, а наискось (см. фото 3). Так холм большого пальца совершенно естественно вдавливается внутрь овала. Теперь вы делаете точно так же!»

 

фото 3:

Первый изгиб с помощью большого пальца и холма у его основания

 

Когда это сделано, я показываю детям, как я в только что возникшем углублении перекатываю туда-сюда большой палец вместе с его холмом. Этим качающим движением я расширяю и углубляю лёгкий изгиб, который должен быть пропорционален всей форме. Теперь надлежит выполнить красивые переходы между слегка вогнутой и другими выпуклыми поверхностями. При этом большой палец снова оказывается

 

фото 4:

Первый изгиб: показать захват

 

подходящим помощником. Чтобы дети смогли ощутить новую форму как нечто целое, я прошу их положить её в обе руки, сведённые вместе и образующие чашу, ладонями и большими пальцами охватить её и прочувствовать на ощупь. (см. фото 4) При этом они могут подправить свою форму и, как я им это показываю, довести её до завершения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: