Разработка плоскости основания: форма обретает стопу(подставку) (см. фото 17)




На следующем уроке я дала детям задание лепить форму, трёхчастную сверху, как обычно, исходя из шара. При этом я предоставила им свободу сформировать три выпуклости в верхней части равномерными (симметричными)или разной величины (ассиметричными). Я напомнила им о форме с симметрией правой и левой стороны, которую мы затем преобразовали в форму с большей и меньшей сторонами. Затем я

 

-14-

велела им появившуюся форму снова вытянуть вниз, но сильнее, чем в первый раз. Потом, как и в прошлый раз, форму устойчиво поставили и рассмотрели со всех сторон. «Как было бы красиво, если бы она ещё обрела немного больше лёгкости», выяснили мы, разглядывая форму.

На основании этого я показала детям, как они большим пальцем по нижнему краю формы могут образовать несколько стягивающийся (сжимающийся) к центру кант, не шире одного сантиметра. Воздействие подобного приёма удивительно - форма стоит на столе прямо и прочно., однако предстаёт нашему взору более лёгкой и грациозной, чем прежде. Она стоит как выражение длинного пути упражнений; она воплощает вылившееся в форму ощущение и движение детей на этом пути.

 

фото17:

Тройная симметрия с «ножкой (стопой)». Слева: работа десятилетней девочки; справа: работа учительницы

III. Как возникла эта идея

 

То, что мои ученики на младшей ступени помимо рисования форм и живописи регулярно занимались лепкой, как чем-то само собой разумеющимся, конечно, не пришло просто откуда-нибудь! Вот - предыстория. Когда я летом 1986г. во второй раз взяла первый класс, то вскоре оказалось, что в этом классе сошлись самые разные таланты, а также чувствовалось влияние разных народов, языков, религий. При этом выявилась группа крайне агрессивных мальчиков, которые часто вели себя бесцеремонно. Поведение этих детей, ещё не сумевших развить социальные способности, затрудняло, а порой препятствовало разумному упражнению на ритмической части основного урока. На переменах также случались в высшей степени критические ситуации. Обычные педагогические меры, которые я применяла, не были достаточно плодотворными. Я не могла и не хотела и дальше нести ответственность за такую ситуацию. Так что всё более насущным становился вопрос: как можно эту поразительную агрессию, выходящую вовне через руки детей, а именно через то, что они бьют, толкают, мучают и душат других (что, вероятно, является выражением страхов и неуверенности в себе), перевести в другую разумную деятельность. В результате мучительных поисков ответа на этот вопрос в благословенное время между Рождеством и Новым Годом упомянутого учебного года наконец мне пришла идея. Я хотела дать детям в руки компактный земной материал, который они должны были бы обрабатывать: достаточно было бы земли, глины. Я хотела лепить с этими детьми, и не только с ними, а со всем классом. Я надеялась, что тем самым удастся снивелировать поразительную агрессию детей, чьё поведение бросалось в глаза и, таким образом, помочь всей группе детей. Это должны были быть художественно - терапевтические упражнения, я полагала, что они пойдут на пользу всему классу.

После того, как я приняла это решение, во мне (зародилось сомнение) зашевелилось сознание ответственности по отношению к учебному плану и коллегам. Почему в первом классе лепить из мокрой холодной глины? На тот момент в Вальдорфской школе это было абсолютно непривычным: считалось, и ещё больше считается сегодня, что это неблаготворно сказывается на здоровье. Тогда я обратилась за советом к бывшей преподавательнице штутгартского учительского семинара. Когда я училась, она вела методику рисования форм и живописи, и я очень ценила её как учителя. Хильдегард Бертхольд- Андрэ основательно поддержала меня в намерении сделать то, что я -15- считала правильным для этих доверенных мне детей, и чего жизнь требовала с е й ч а с -

независимо от того, что считается общепринятым. В дальнейшем она сопровождала мою «первопроходческую деятельность», проявляя серьёзный педагогический интерес.

Также благодаря её инициативе вскоре после начала моей работы с детьми образовалась небольшая группа коллег, которые были готовы участвовать в педагогической исследовательской работе в области лепки на младшей ступени. Существенный импульс в художественный аспект работы в этой группе внесли Уинфред Шмидт и Петер Шифер, которые и сегодня являются доцентами в области искусств на учительском семинаре в Штутгарте. Мы могли лишь изредка собираться в этой рабочей группе в течение трёх лет. Однако за это время благодаря общим интенсивным усилиям удалось проложить методический путь для лепки на младшей ступени, который по мысли мог соответствовать указаниям Р. Штайнера в этой области.

На каждой рабочей встрече мы задействовали в наших усилиях практический педагогический опыт, который я тем временем обрела в моём классе. Мы искали простые ясные формы, которые могут хорошо уложиться в маленькой детской ладони. В соответствии с возрастной ступенью детей мы избегали образования каких бы то ни было острых краёв, вершин, выемок, внутренних пространств и закостеневших форм. Таким образом мы нашли наполненные (объёмные) и одновременно ясные формы. Можно было бы обозначить эти формы, как преимущественно «космические». Работы рельефного типа и конструкции на твёрдой доске мы исключили на том пути по которому были направлены наши поиски. Вот так появился описанный мною примерный ряд форм. Это значит, что не все формы, как придуманные нами в группе, так и мною с учениками, описаны здесь.

Мне хотелось бы выразить глубокую признательность Хильдегард Бертхольд- Андрэ, Петеру Шиферу и Уинфрид Шмидт за плодотворную совместную работу! Я также благодарна коллегии моей школы, которая предоставила мне свободу идти по этому новому пути с моими учениками и при этом сопровождала меня - прежде всего в начальной фазе - критическим и одновременно благожелательным интересом. Это помимо прочего проявилось и в том, что на двух конференциях коллеги лепили вместе со мной некоторые формы из описанного ряда.

О моём классе, который подтолкнул к этой этой совместной педагогической исследовательской работе, мне хотелось бы вкратце сообщить следующее. Благодаря регулярным занятиям лепкой между осенью и весной, смотря по обстоятельствам, (см. также П.С.Т. 223, 7.4.1923) художественная работа в области пластически-образного была для детей значительно усилена, ибо я сохранила занятия живописью раз в неделю, насколько это было возможным, и эпохами преподавала рисование форм. Это оказывало исключительно гармонизирующее воздействие на сообщество как на целое. С течением времени особенно агрессивные дети всё лучше осваивались с этой последовательно проводимой мною волевой деятельностью - лепкой и при этом всё больше и больше учились обуздывать свою волю.

 

 

IV Перспективы

 

Своим сообщением я надеюсь и желаю воодушевить многих классных учителей на лепку со своими детьми на младшей ступени! Сегодня, когда компьютер давно нашёл себе место во многих детских комнатах, вероятно, важнее, чем когда-либо оживить руки детей, сделать их более чувствительными. Это возможно осуществить посредством лепки изначальных (простейших) форм, чему мне и хотелось бы дать импульс.

Компьютер как средство работы будет продолжать своё победоносное шествие. Компьютерные игры, которые производят на детей мощное завораживающее действие,

-16-

будет трудно просто запретить. Мы должны рядом (наряду) с этим обращением с виртуальным, с безжизненным поставить тот источник силы, который представляет собой художественное, чтобы открыть подрастающим молодым людям подход к живому, к процессам становления. Тогда мы дадим им возможность сделать более тонкими их (свои) чувственные восприятия и пронизать душой (одушевить) их руки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: