Процедура диагностики на приборе модели «АЦ-9К»




Диагностика и развитие двигательной памяти

Общая характеристика

 

Двигательная память обеспечивает запоминание, сохранение и вос­произведение движений и действий человека. Без нее невозможно формирова­ ние двигательных навыков, а следовательно, и успешное выполнение деятель­ ности. Поэтому ее диагностика актуальна для представителей различных про­ фессий и различных возрастных групп.

 

По справедливому мнению Е.П.Ильина, целесообразно развести два по­ нятия: двигательная память и память на движения. Двигательная память – это память на кинестетические (проприорецептивные) ощущения. Память на дви­ жения - полимодальное запоминание движений с участием зрительной, слухо­ вой, тактильной, вестибулярной и двигательной памяти. Сказать, что причи­ ной забывания усвоенных движений является недостаточная прочность двига­ тельной памяти, при существующем двояком ее понимании, значит ничего не сказать, а заявлять, что успешность запоминания движений зависит от успеш­ ности запоминания основных параметров движений, значит сказать только по­ ловину правды (Г.Б.Мейксон, 1966).

Конечно, двигательная память влияет на уровень проявления памяти на движения, являясь составной частью последней. Но первая несводима к по­ следней и нельзя рассчитывать на успешное освоение новых движений только за счет использования двигательной памяти.

В ряде работ двигательная память справедливо связывается с памятью на последовательность движений, причем предполагается, что это память не­ произвольная, а ее физиологическим механизмом является формирование ди­ намического стереотипа. Отсюда и представления о памяти как привычке, как двигательном механизме, позволяющем пианисту исполнять музыкальные произведения в темноте, женщинам вязать без зрительного контроля и т. д. За счёт динамического стереотипа образуется «кинетическая мелодия», когда «ноги или руки как бы сами вспоминают, какие движения необходимо выпол­ нить» (Венгер Л.А., Мухина В.С.,1988), ведь согласно представлениям о дина­ мическом стереотипе конец одного движения служит сигналом для начала следующего. Такую память тоже относят к двигательной памяти, поскольку она основана на проприорецептивных сигналах.

На приборе «Активациометр» диагностируется двигательная память как память на кинестетические (проприорецептивные) ощущения. Диагностика осуществляется на кинематометре с помощью методики Е.П.Ильина (1981).

Процедура диагностики на приборе модели «АЦ-9К»

Из главной формы программы «Активациометр универсальный» осу­ ществите выбор диагностики. В меню «Переход к диагностике» выберите «Диагностика психических процессов» и далее – «Двигательной памяти». По­ сле этого появляется экранная форма с титульной надписью «Диагностика двигательной памяти».

Для начала процедуры диагностики следует нажать кнопку "Начать". В результате будет выведено сообщение, предлагающее развести до краёв пол­ зунки линейки, установив их таким образом в исходное состояние. До разве­ дения ползунков кнопка "Ок", закрывающая это диалоговое окно, не будет ак­ тивирована и нажать её будет невозможно. После разведения ползунков в разные стороны до упора она станет доступной. После её нажатия диалоговое окно исчезнет и опять появится окно диагностики. Надпись на кнопке "На­ чать" сменится на "Далее>>".

Посадите испытуемого лицом к столу и при необходимости отрегули­ руйте высоту стула, на котором он сидит (особенно для ребенка).

Прибор расположите на столе прямо перед испытуемым. Затем поверни­ те прибор против часовой стрелки на 45 градусов. Испытуемый помещает предплечье правой руки на ручку и панель прибора по центру (между парами пластинчатых электродов) и обхватывает левый ползунок кинематометра большим и указательным пальцами. Проследите, чтобы его рука была в удоб­ ном положении, аналогичном положению при письме.

Затем испытуемый проводит несколько пробных перемещений ползунка на произвольно выбранные отрезки, как с открытыми глазами, так и с закры­ тыми. Он должен почувствовать ход ползунка, дистанции его перемещений, запомнить масштаб шкалы и оценить удобство принятой позы. Движения ру­ кой выполняются плавно, без резких остановок и рывков, в удобном для ис­ пытуемого темпе.

Испытуемый визуально запоминает масштаб линейки кинематометра и затем закрывает глаза.

Взяв кисть руки испытуемого, передвиньте ее (вместе с ползунком) от крайнего левого положения вправо на 30 — 40 делений и предложите ему за­ помнить это движение. Затем отпустите руку испытуемого и, для занесения положения ползунка в таблицу, нажмите кнопку "Далее>>".

Испытуемый с закрытыми глазами вначале перемещает ползунок до упора влево, а затем передвигает его на задаваемый интервал (т.е. на то же место) с максимально возможной точностью. Нажмите кнопку "Далее>>" для ввода данных о положении ползунка с прибора.

4. Данную процедуру (задание экспериментатором и воспроизведение ин­ тервала испытуемым) повторите пять раз. Не забывайте для течения нормаль­ ного хода эксперимента нажимать кнопку "Далее".

Повторите данную процедуру еще пять раз при задаваемом интервале в диапазоне от 120 до 130 делений. Затем повторите данную процедуру еще пять раз при задаваемом интервале в диапазоне от 220 до 240 делений.

При вводе ошибочных данных можно вернуться на один или несколько шагов назад, нажимая кнопку "<<Назад". После ввода всех необходимых экс­ периментальных данных в нижней части окна диагностики показываются ре­ зультаты расчёта.

 

Обработка результатов

 

Обработка результатов осуществляется программой автоматически или диагностом в ручном режиме по следующему алгоритму:

1. На основании данных таблицы 2.29 вычисляется среднеарифметиче­ ская величина отклонений (Асред.) для каждого диапазона интервалов по формуле:

 

Асред А 1 А 2 А 3 А 4 А 5 (2.29),  
h  
     

где: Асред. — среднеарифметическая абсолютная величина отклонений интервалов, h — число процедур (равное пяти).

 

Аналогичным образом вычисляется среднеарифметическая величина задаваемых интервалов (Мсред.) для каждого диапазона интервалов.

Далее вычисляется относительная (процентная) величина отклонения для каждого диапазона интервалов по формуле:

 

В Асред 100% (2.30),
  Мсред    

 

где: В - относительная величина отклонений интервалов, Асред — среднеарифметическая величина отклонений интервалов,

 

Мсред - среднеарифметическая величина задаваемых интервалов для каждого диапазона.

 

4. Используя результаты предыдущего пункта, высчитывается показатель Вобщ. как среднеарифметическая величина отклонений из трех относитель­ ных (процентных) величин для разных диапазонов интервалов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: