1. Элементы покрытия – ригели рам (стропильные фермы или балки), подстропильные фермы, прогоны, фонари.
2. Основные несущие колонны. Вместе с опирающимися на них стропильными фермами или балками они образуют поперечную раму – основу каркаса.
3. Элементы, поддерживающие подъемно-транспортное оборудование – подкрановые балки, пути подвесных кранов, монорельсы, пути консольных кранов.
4. Фахверк – каркас стен, колонны и ригели. Возводится по торцам здания, и иногда у продольных стен, воспринимает нагрузку от стен и передает ее на основные колонны и фундаменты.
5. Связи – по фермам, фонарям, колоннам.
6. Рабочие площадки, лестницы, поддерживающие технологическое оборудование и обеспечивающие доступ к нему.
7. Колонны подкрановых эстакад
Каркас, основные конструктивные элементы которого выполнены из металло-конструкций называется стальным. Пространственную систему металлических конструкций, образованную колоннами, подкрановыми балками, фермами, прогонами и связями, называют стальным каркасом. Основой каркаса служат поперечные рамы, состоящие из колонн и стропильных ферм. Пространственная жесткость каркаса обеспечивается укладкой подкрановых балок, прогонов и связей между поперечными рамами.
1—колонны; 2 — подкрановые балки; 3 — вертикальные вязи между опорами ферм; 4 — стропильные фермы; 5—вертикальные связи (в коньке фермы); 6 — растяжки (в уровне нижнего пояса ферм); 7 — прогоны (в уровне верхнего пояса ферм); 8 — вертикальные крестовые вязи (между колоннами); 9— горизонтальные крестовые связи (в уровне нижнего пояса ферм) .
Сопряжение элементов стального каркаса осуществляют на болтах, сварке и заклёпках.
Каркасы одноэтажных промышленных зданий с пролётами 18,24,30,36 м и шагом колонн 6 и 12 м возводят из типовых металлических конструкций. Области применения:
- при высоте одноэтажных зданий более 14,4м
- при грузоподъёмности кранов 50 тонн и более
- при пролётах здания 30м и более, а в не отапливаемых зданиях 18м и более
- при двухярустном расположений крана
- при высоких динамических нагрузках
- при строительстве в труднодоступных районах.
Основные элементы из которых состоит здания:
1)фундамент (железобетонного пенькового типа) 2)колонны (металлические) 3)подкрановые (балки стальные) 4)фермы стальные 5)фундаментная балка (железобетонная) 6)стальные связи вертикальные и горизонтальные.
Стены как правило из панелей и стальных листов или других листовых материалов.
43. Колонны стального каркаса одноэтажных промышленных зданий: виды по типу сечения; соединение элементов колонн; опирание колонны на фундамент, отметка обреза фундамента.
Вертикальные несущие элементы стального каркаса называют колоннами. В колоннах различают следующие части:
-оголовок, воспринимающий нагрузку от вышележащих конструкций;
-стержень (ствол), имеющий надкрановую и подкрановую часть;
-башмак, передающий нагрузку на фундамент.
Здания из металла!Проект 0руб. /5 дн. Изготовление 15дн. Строительство. Низкие цены 1500р/м2. Качество!Проект 0руб. /5 дн. Изготовление 15дн. Строительство. Низкие цены 1500р/м2. Качество!vsem-angar.ruДоступная цена100% качествоПерейтиЯндекс.Директ
Классификация:1)по месту положению;- для крайних и средних рядов
2)по конструкций ствола;- постоянного и переменного сечения
3)по сечения стержня- сплошные и сквозные.
Колонны постоянного сечения представляют собой прокатные или сварные двутавры с консолями для опирания подкрановых балок. Их устанавливают в зданиях высотой 8,4 и 9,6 и т.д. метра. Высоту колонн среднего ряда уменьшают на 700мм.
Сквозные (двухветвевые) колонны, предназначенные для зданий с высотой этажа 10,8 – 18м.
Оборудована консолями под краны грузоподъёмностью до 125тонн. Над крановая часть колонны выполняется из сварного двутавра.
Подкрановая состоит из двух ветвей в 3-ёх вариантах:
1)ширина сечения до 400мм, наружная ветвь из прокатного швеллера и двутавра.
2)при ширине сечения 400-600мм из гнутого швеллера и прокатного двутавра.
3)при ширине сечения более 600мм из гнутого швеллера и прокатного двутавра.
Подкрановая часть колонны переходит в базу.База состоит из опорной плиты и траверс на которые ложатся плиты с анкерными болтами утопленными в бетон. Решётка подкрановой части колонны двухплоскостная из прокатных уголков. По сечению дополнительно выполняются диафрагмы, не реже чем через 4 раскоса по высоте. Опирание на фундамент осуществляют через слой цементно-песчаного раствора или бетона на мелком заполнителе.
а — для крайних рядов; б — для средних рядов; 1 — железобетонный фундамент;2 — анкерные болты диаметром 20—56 мм; 3 — анкерная плита; 4 — ствол колонны;5 — подкрановая консоль; 6 — оголовок;7 — отверстия для болтов; 8 — траверса башмака; 9— опорная плита;10 — надопорная стойка (при подстропильных фермах).
Рисунок 19. Стальные двухветвевые колонны
а — для крайних рядов; б — для средних рядов; 1 — база (башмак); 2— подкрановая часть;
3— надкрановая ветвь; 4 — оголовок; 5 — ребра жесткости; 6 — подкрановая траверса; 7 — решетка из уголков; 8 — анкерный болт; 9 — анкерная плитка; 10 — траверса башмака.
Обрез фундамента располагается на отметке -0,7 -1,0м под стальные колонны, таким образом, обеспечивается заглубление в бетон развитой базы металлических колонн.
Виды стальных подкрановых балок по способу работы и сечению; «плюсы» и «минусы»; типы крепления кранового рельса к подкрановой балке(на рисунке определять тип крепления).
1)Двутаровые балки применяются в пролётах 6 – 12м, грузоподъём-ностью в кранах до 200тонн, сечение может быть:
- симметричным или ассиметричным, с уширенным верхним поясом.
Высота от 600 до 2050мм. Выполняются из прокатного металла сварными из стальных листов или тавров соединённых листовой сеткой. По статической работе подкрановые балки делят на:
-разрезные подкрановые балки, разрезные стыкуются на опорах.
-неразрезные подкрановые балки стыкуются в четверти пролёта. Вертикальную стенку балок пролётом 24м усиливают с обеих сторон горизонтальны-ми рёбрами.
Могут быть по длине постоянное сечение и могут состоять из различных сечений.
2)Решётчатые балки пролёты от 18м и более применяют при кранах грузоподъёмность 20 - 30тонн. Верхний пояс балки – прокатный или сварной двутавр, нижняя часть – треугольная решетка из уголков.
3)Подкраново-подстропильные фермы устраиваются в зданий пролётом 36 и более метров под тяжёлые краны. Они одновременно являются опорами для стропильных ферм.
4)Тормозные балки и фермы обеспечивают устойчивость подкрано-вых балок и воспринимают тормозные усилия мостовых кранов. Закрепляются к поясам подкрановых балок и в верху приваривается стальной лист для прохода вдоль подкрановых путей. При шаге колонн 6 м верхние пояса подкрановых балок связывают тормозными балками только в связевых шагах колонн. При шаге колонн 12 м при устройстве проходов при кранах грузоподъемностью более 75 т по всей длине подкрановых балок устанавливают тормозные фермы. При тяжёлом режиме работы кранов к подкрановым балкам средних колонн приваривают крестовые связи.
5)Крановые пути для кранов грузоподъёмностью до 20тонн крановые пути из железнодорожных рельсов закреплённых планками с вертикальными рёбрами. Для крапов грузоподъемностью свыше 20 т укладывают рельсы типа КР-50 до КР-140, закрепляемые болтами с прижимными лапками. Концевые упоры приваривают к подкрановой балке и снабжают брусчатым амортизатором.
Стальные подкрановые балки, предусмотренные номенклатурой для массового строительства, применяются при шаге колонн и пролетах цехов 18, 24 и 30 м под мостовые крапы легкого, среднего и тяжелого режима работы грузоподъемностью от 10 до 50 т. Недостатки: большой собственный вес утяжеляющий несущие конструкции здания; затруднения в креплении подкрановых рельсов; чувствительность к ударам; трудности усиления балок при увеличении нагрузок или при механических повреждениях. Преимущества стальных подкрановых балок: конструктивная простота; возможность применения под крапы большой грузоподъемности и использования в зданиях с тяжелыми и особо тяжелыми условиями работы; большая стойкость при воздействии высоких температур; меньшая подверженность механическим повреждениям; простота усиления при росте нагрузок и повреждениях.
Способ крепления крановых рельсов к верхнему поясу подкрановых балок зависит от вида рельсов. Существует два способа крепления рельсов: неподвижное; подвижное;
Неподвижное крепление рельса к подкрановой балке, выполняемое при помощи сварки, допустимо для кранов с легким режимом работы.
Основным рекомендуемым способом крепления считается подвижное. Это крепление позволяет осуществлять рихтовку (выравнивание) пути и обеспечивает удобную и сравнительно простую замену изношенных рельсов.
Крановые рельсы часто закрепляют на подкрановой балке парными тяжами, а специальные - боковыми накладками. Рельсы прямоугольного и квадратного профилей могут прикрепляться к балкам при помощи планок, вставляемых в пазы бруса.
45. Крепление подкрановых балок к колоннам стального каркаса(на рисунке определять тип крепления).
Способ крепления зависит от его типа. Брусковые квадратные рельсы, применяемые при кранах малой грузоподъемности, могут быть приварены к верхним поясам балок. Железнодорожные рельсы широкой колеи подкрановых путей для кранов грузоподъемностью 10—50 т крепят к верхним поясам балок крюками и гайками с пружинными шайбами (г). Для кранов грузоподъемностью более 50 т применяют крановые рельсы специального профиля, которые закрепляют стальными планками и прижимными болтами. Рельсы из прокатного квадратного профиля приваривают к коротышам уголков, прикрепляемых к верхнему поясу подкрановой балки болтами. Для восприятия горизонтальных сил от торможения тележки и от перекосов крана, а такжедля общей устойчивости подкрановых балок устраивают тормозные балки или фермы. Их закрепляют сваркой к верхним поясам подкрановых балок (рис. 25.6).Ширину тормозной балки или фермы назначают с учетом необходимой жесткости и возможности прохода по подкрановым путям.
Нижний пояс подкрановых балок крепят к колонне анкерными болтами (рис. 25.7, а), а верхний — тормозными фермами или накладками (рис. 25.7, б). При высоте подкрановых балок более 1200 мм дополнительно вводят диафрагмы. В качестве стальных несущих конструкций покрытия применяют прокатные или составные балки, фермы, рамы, арки, пространственные и висячие системы.
Стальные прокатные или составные балки имеют чаще всего двутавровое сечение, их применяют при пролетах 6—12 м.
Геометрические схемы основных типов стальных ферм, размеры перекрываемых ими пролетов и применение(в т.ч. уметь определять на рисунке); элементы фермы.
Стальные фермы могут быть различной формы и очертания, выбор типа ферм зависит он назначения и объемно-планировочного решения промышленного здания. Применяют фермы с параллельными поясами, полигональные, треугольные, с параллельными поясами с затяжкой, сегментные, параболические и др.
Фермы с параллельными поясами - для зданий с плоским покрытием, а также для устройства подстропильных конструкций. Их пролет до 60 м и более. Полигональные фермы устраивают при покрытиях с рулонной кровлей при пролетах до 36 м. Треугольные фермы дают возможность осуществить покрытия с крутыми кровлями из асбесто-цементных или стальных листов, вследствие чего высота ферм в середине пролета достигает значительных размеров, а это ограничивает их пролеты величиной 36—48 м. В массовом пром. строительстве применяют унифицированные полигональные фермы пролетом 24, 30 и 36 м с уклоном верхнего пояса 1:8 (рис. 25.8, а) и плоские с параллельными поясами (рис. 25.8, б), по которым устраивают рулонные кровли. В отдельных случаях такие фермы устраивают для перекрытия 18-метровых пролетов.
Фермы с крутыми скатами (рис. 25.8, в) используют для пролетов 18, 24, 30 и 36 м при кровлях из листовых материалов. Размеры панелей ферм унифицированы и соответствуют укрупненным модулям, т. е. 1,5 м. Высота полигональных ферм на опорах для всех пролетов принята одинаковой — 2,2 и 0,45 м при крутых скатных кровлях.
Большепролетные фермы (рис. 25.9) могут перекрывать пролеты до 90 м и иметь различные схемы решеток: треугольную, раскосную, крестовую и др. Выбор схемы решетки зависит от характера приложения нагрузки, очертания и высоты ферм.
Опирание ферм на стальные колонны может быть шарнирным и жестким. При шарнирном соединении (рис. 25.11, а) ферму опирают на оголовок колонны выступающим краем опорной фасонки, соблюдая центрирование элементов фермы и колонны. Для восприятия нагрузки верхнюю часть оголовка усиливают одним или двумя вертикальными ребрами. Опорный узел фермы соединяют, с колонной анкерными болтами, для чего оголовок заканчивают горизонтальной диафрагмой.
При жестком соединении нижний опорный узел фермы устанавливают на монтажный столик (рис. 25.11, б), представляющий собой обрезок крупного прокатного уголка, который прикрепляют к колонне болтами и сваркой. На рис. 25.11, в показано жесткое рамное соединение двух ферм смежных пролетов между собой и между фермой и колонной каркаса