Функции государства – основные направления его деятельности по управлению делами всего общества.
По сфере политической направленности различают внутренние и внешние функции, по продолжительности действия – постоянные и временные.
Внутренние функции государства:
1. Регулятивная - Состоит в том, чтобы принять правила функционирования и развития общества и организовать жизнь общества, каждого человека по этим правилам.
2. Охранительная - Заключается в обеспечении и защите установленных государством правил общественной жизни. Государство защищает права всех граждан без исключения и в равной степени.
3. Экономическая – направление деятельности государства по обеспечению хозяйственного поступательного развития общества, созданию оптимальных экономических структур, единого экономического пространства, поддержке конкуренции, свободы экономической деятельности.
4. Политическая – направление деятельности государства в политической сфере, имеющее своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах.
5. Социальная – оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества.
6. Экологическая – осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды.
7. Налогообложение и взимание налогов - Для обеспечения своей деятельности государство должно иметь средства, которые образуются за счет налогов, хозяйственной деятельности государственных предприятий.
8. Охрана правопорядка – обеспечение полного и точного исполнения законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений.
|
Внешние функции - это направления деятельности государства на взаимоотношения с другими странами. К ним относятся:
1) оборона страны от нападения извне;
2) осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;
3) заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического, социально-культурного сотрудничества;
4) определение статуса и защиты государственной границы.
Формы государства – совокупность его внешних характеристик, определяющих способ организации и устройства государства.
Форма государства – единство трех ее основных элементов: формы правления, формы государственного устройства, формы государственного (политического) режима.
Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношение с населением. Форма правления показывает:
· как создаются высшие органы государства, и каково их строение;
· как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
· как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
· в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечить права и свободы гражданина.
В истории существования государств известны две формы правления: монархия и республика.
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (фараона, царя, короля, императора, шаха) и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.
|
Следовательно, признаки монархии:
· власть передается по наследству;
· осуществляется бессрочно;
· не зависит от населения.
Монархия подразделяется на абсолютную, сословно-представительную (ограниченную или дуалистическую), конституционную (парламентарную).
Абсолютная монархия – вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, она ничем не ограничена, конституция и парламент отсутствуют, разделения власти не ветви не существует (например, в Саудовской Аравии или Омане). Король Саудовской Аравии или султан Омана создают при себе лишь совещательный орган – совет (ошура). Престол наследует не личность, а правящая семья, которая сама из своих членов выбирает, кого провозгласить королем.
Сословно-представительная (дуалистическая, ограниченная)монархия появилась в Европе в 17 веке как вырождение определенного компромисса между буржуазией и дворянством. В настоящее время дуалистических монархий в Европе нет. Как форма государственного правления она сохранилась в Иордании, Марокко. Основные черты дуалистической монархии:
1) власть монарха передается по наследству;
2) монарх назначает правительство, которому передается законодательная власть;
3) вся остальная власть принадлежит монарху, которому подотчетно правительство.
Конституционная (парламентарная) монархия: В современном мире к государствам с такой формой правления относятся: Великобритания, Испания, Япония, Дания, Голландия, Швеция, Норвегия и др.
|
Основные черты конституционной (парламентарной) монархии:
1) правительство формируется из парламентского большинства;
2) лидер, победивший на выборах партии, становится премьер-министром;
3) правительство подотчетно перед парламентом, а не перед монархом;
4) законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом, так как он не обладает правом отлагательного вето;
5) монарх не может присутствовать на заседании правительства;
6) монарх является символом государственности, играет в основном церемониальную роль (например, в Японии);
7) престолонаследие.
Республика –форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Республики подразделяются на: парламентские (Германия, Греция, Италия, Австрия); президентские (США, Аргентина, Бразилия) и смешанного типа (Франция, Россия).
Признаки парламентской республики:
1) правительство формируется из числа депутатов парламента, которые являются членами партии, победившей на выборах;
2) правительство подотчетно парламенту и несет перед ним коллективную ответственность за свою деятельность;
3) глава государства (президент) избирается парламентом или парламентской коллегией;
4) правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства.
Признаки президентской республики:
1) правительство назначается президентом и утверждается парламентом;
2) правительство подотчетно президенту, а не парламенту;
3) президент избирается населением страны путем прямых выборов, то есть непосредственно или опосредственно, то есть через коллегию выборщиков;
4) президент может одновременно являться главой правительства (например, США);
5) президент обладает правом отлагательного вето на решение парламента, а также может распустить парламент и объявить новые выборы.
Признаки республики смешанного типа:
1) президент избирается населением и назначает правительство (признаки президентской республики);
2) правительство несет ответственность перед парламентом, который может, выразив недоверие правительству, отправить его в отставку (признаки парламентской республики).
Форма государственного устройства определяет административно-террриториальную организацию государства, характер взаимодействия составных частей центральных и местных органов власти.
Существуют три основных разновидности форм государственного устройства.
Наиболее простая из них – унитарное государство. Государство делится лишь на административно-территориальные единицы (провинции, губернии, области, уезды, воеводства). Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции. Унитарными государствами являются Италия, Франция, Венгрия, Монголия.
Более сложной формой государственного устройства является федерация. Федеративная форма государственного устройства представляет собой объединение ряда государств – членов федерации. Федерация - сложное государство. При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы государственной власти и управления. Наряду с этим сохраняются высшие органы государственной власти и управления у каждого государства – члена федерации – которое, как правило, имеет свою конституцию и законы, налоговую систему, гражданство. Федеративными государствами являются США, Бразилия, Индия, Россия, Германия.
Международной формой государственного устройства является конфедерация, которая представляет собой союз государств с номинальными правами конфедеративных органов, созданный для достижения определенных временных целей, после достижения которых он либо распадается, либо перерастает в федерацию (например, Швейцария).
Политический режим – совокупность приемов, методов, способов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Она характеризует атмосферу всей политической жизни в государстве, господство в ней демократических или недемократических методов осуществления государственной власти.
Понятие «политический режим» введено в 1940 году политологом Леви, но в последнее время чаще пользуются термином «государственный режим». Главным критерием классификации государственных режимов служит степень реального осуществления в стране прав и свобод человека и гражданина. Исходя из этого, различают две формы государственного режима: демократический, антидемократический.
Признаки демократического режима:
1) конституционное закрепление и реальное осуществление прав и свобод человека;
2) равноправие всех граждан перед законом и судом независимо от различий между ними;
3) существование ряда политических, в том числе и оппозиционных партий, выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям, подконтрольность и ответственность органов и служащих государства, формируемых путем назначения, перед выборными органами;
4) действие свободной прессы;
5) гласность в деятельности государства;
6) минимальное вмешательство государства в экономическую сферу и личную жизнь граждан.
В идеале демократический характер государства отличается высокой степенью развития экономики, достойным уровнем жизни трудящихся, защищенностью населения от произвола и беззакония.
Антидемократический режим можно подразделить на следующие виды:
а) авторитарный;
б) деспотический;
в) тиранический;
г) фашистский.
Авторитарный режим строится на диктатуре отдельной личности. Он характеризуется значительным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения деятельности политических партий и других организаций, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов. Различают два вида авторитарного режима: диктаторский и военный.
Диктаторский режим порождается кризисом социально-экономической жизни общества. В это время к власти приходит новый политический лидер со своими амбициями, который целиком и полностью берет всю полноту власти на себя, самым жестоким образом подавляет оппозицию, подминает под себя средства массовой информации.
Военный режим – это режим, при котором высшая государственная власть в стране сосредоточена в руках военных, которые управляют экономикой, политикой, культурой, социальной сферой.
Деспотический режим существует в условиях абсолютной монархии. Для него характерна бессмысленная жестокость правителя в угоду личным эгоистическим интересам.
Тиранический режим основан на единоличном правлении, но в отличие от деспотии, власть к тирану переходит не по наследству, а насильственным путем.
Фашистский режим – характеризуется полной ликвидацией демократических прав и свобод, уничтожением всех оппозиционных организаций и учреждений, широким использованием террористических методов правления. Это самый агрессивный из всех государственных режимов, так как создает угрозу существования всем остальным государствам.
Существует и тоталитарный режим. Он имеет следующие признаки:
а) тоталитарно жесткий контроль государства во всех сферах жизни общества (экономика, идеология, культура, искусство и т. д., включая личную жизнь граждан);
б) узурпация власти одной массовой партией, которая навязывает населению свою идеологию в условиях непримиримости к инакомыслию и подавлению других идеологий.
Задание:
1. Выписать внутренние и внешние функции государства.
2. Составить таблицы по формам и видам правления, формам государственного устройства и формам и видам государственного (политического) режима.