Функции и формы государства




Функции государства основные направления его деятельности по управлению делами всего общества.

По сфере политической направленности различают внутренние и внешние функции, по продолжительности действия – постоянные и временные.

Внутренние функции государства:

1. Регулятивная - Состоит в том, чтобы принять правила функционирования и развития общества и организовать жизнь общества, каждого человека по этим правилам.

2. Охранительная - Заключается в обеспечении и защите установленных государством правил общественной жизни. Государство защищает права всех граждан без исключения и в равной степени.

3. Экономическая – направление деятельности государства по обеспечению хозяйственного поступательного развития общества, созданию оптимальных экономических структур, единого экономического пространства, поддержке конкуренции, свободы экономической деятельности.

4. Политическая – направление деятельности государства в политической сфере, имеющее своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах.

5. Социальная – оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества.

6. Экологическая – осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды.

7. Налогообложение и взимание налогов - Для обеспечения своей деятельности государство должно иметь средства, которые образуются за счет налогов, хозяйственной деятельности государственных предприятий.

8. Охрана правопорядка – обеспечение полного и точного исполнения законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений.

 

Внешние функции - это направления деятельности государства на взаимоотношения с другими странами. К ним относятся:

 

1) оборона страны от нападения извне;

2) осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;

3) заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического, социально-культурного сотрудничества;

4) определение статуса и защиты государственной границы.

 

Формы государства совокупность его внешних характеристик, определяющих способ организации и устройства государства.

Форма государства единство трех ее основных элементов: формы правления, формы государственного устройства, формы государственного (политического) режима.

Форма правления организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношение с населением. Форма правления показывает:

· как создаются высшие органы государства, и каково их строение;

· как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

· как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

· в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечить права и свободы гражданина.

 

В истории существования государств известны две формы правления: монархия и республика.

Монархия форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (фараона, царя, короля, императора, шаха) и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.

Следовательно, признаки монархии:

· власть передается по наследству;

· осуществляется бессрочно;

· не зависит от населения.

Монархия подразделяется на абсолютную, сословно-представительную (ограниченную или дуалистическую), конституционную (парламентарную).

Абсолютная монархия вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, она ничем не ограничена, конституция и парламент отсутствуют, разделения власти не ветви не существует (например, в Саудовской Аравии или Омане). Король Саудовской Аравии или султан Омана создают при себе лишь совещательный орган – совет (ошура). Престол наследует не личность, а правящая семья, которая сама из своих членов выбирает, кого провозгласить королем.

Сословно-представительная (дуалистическая, ограниченная)монархия появилась в Европе в 17 веке как вырождение определенного компромисса между буржуазией и дворянством. В настоящее время дуалистических монархий в Европе нет. Как форма государственного правления она сохранилась в Иордании, Марокко. Основные черты дуалистической монархии:

1) власть монарха передается по наследству;

2) монарх назначает правительство, которому передается законодательная власть;

3) вся остальная власть принадлежит монарху, которому подотчетно правительство.

Конституционная (парламентарная) монархия: В современном мире к государствам с такой формой правления относятся: Великобритания, Испания, Япония, Дания, Голландия, Швеция, Норвегия и др.

 

Основные черты конституционной (парламентарной) монархии:

1) правительство формируется из парламентского большинства;

2) лидер, победивший на выборах партии, становится премьер-министром;

3) правительство подотчетно перед парламентом, а не перед монархом;

4) законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом, так как он не обладает правом отлагательного вето;

5) монарх не может присутствовать на заседании правительства;

6) монарх является символом государственности, играет в основном церемониальную роль (например, в Японии);

7) престолонаследие.

 

Республика –форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Республики подразделяются на: парламентские (Германия, Греция, Италия, Австрия); президентские (США, Аргентина, Бразилия) и смешанного типа (Франция, Россия).

Признаки парламентской республики:

1) правительство формируется из числа депутатов парламента, которые являются членами партии, победившей на выборах;

2) правительство подотчетно парламенту и несет перед ним коллективную ответственность за свою деятельность;

3) глава государства (президент) избирается парламентом или парламентской коллегией;

4) правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства.

 

Признаки президентской республики:

1) правительство назначается президентом и утверждается парламентом;

2) правительство подотчетно президенту, а не парламенту;

3) президент избирается населением страны путем прямых выборов, то есть непосредственно или опосредственно, то есть через коллегию выборщиков;

4) президент может одновременно являться главой правительства (например, США);

5) президент обладает правом отлагательного вето на решение парламента, а также может распустить парламент и объявить новые выборы.

 

Признаки республики смешанного типа:

1) президент избирается населением и назначает правительство (признаки президентской республики);

2) правительство несет ответственность перед парламентом, который может, выразив недоверие правительству, отправить его в отставку (признаки парламентской республики).

 

Форма государственного устройства определяет административно-террриториальную организацию государства, характер взаимодействия составных частей центральных и местных органов власти.

 

Существуют три основных разновидности форм государственного устройства.

Наиболее простая из них – унитарное государство. Государство делится лишь на административно-территориальные единицы (провинции, губернии, области, уезды, воеводства). Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции. Унитарными государствами являются Италия, Франция, Венгрия, Монголия.

Более сложной формой государственного устройства является федерация. Федеративная форма государственного устройства представляет собой объединение ряда государств – членов федерации. Федерация - сложное государство. При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы государственной власти и управления. Наряду с этим сохраняются высшие органы государственной власти и управления у каждого государства – члена федерации – которое, как правило, имеет свою конституцию и законы, налоговую систему, гражданство. Федеративными государствами являются США, Бразилия, Индия, Россия, Германия.

Международной формой государственного устройства является конфедерация, которая представляет собой союз государств с номинальными правами конфедеративных органов, созданный для достижения определенных временных целей, после достижения которых он либо распадается, либо перерастает в федерацию (например, Швейцария).

Политический режим совокупность приемов, методов, способов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Она характеризует атмосферу всей политической жизни в государстве, господство в ней демократических или недемократических методов осуществления государственной власти.

Понятие «политический режим» введено в 1940 году политологом Леви, но в последнее время чаще пользуются термином «государственный режим». Главным критерием классификации государственных режимов служит степень реального осуществления в стране прав и свобод человека и гражданина. Исходя из этого, различают две формы государственного режима: демократический, антидемократический.

Признаки демократического режима:

1) конституционное закрепление и реальное осуществление прав и свобод человека;

2) равноправие всех граждан перед законом и судом независимо от различий между ними;

3) существование ряда политических, в том числе и оппозиционных партий, выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям, подконтрольность и ответственность органов и служащих государства, формируемых путем назначения, перед выборными органами;

4) действие свободной прессы;

5) гласность в деятельности государства;

6) минимальное вмешательство государства в экономическую сферу и личную жизнь граждан.

 

В идеале демократический характер государства отличается высокой степенью развития экономики, достойным уровнем жизни трудящихся, защищенностью населения от произвола и беззакония.

Антидемократический режим можно подразделить на следующие виды:

а) авторитарный;

б) деспотический;

в) тиранический;

г) фашистский.

Авторитарный режим строится на диктатуре отдельной личности. Он характеризуется значительным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения деятельности политических партий и других организаций, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов. Различают два вида авторитарного режима: диктаторский и военный.

Диктаторский режим порождается кризисом социально-экономической жизни общества. В это время к власти приходит новый политический лидер со своими амбициями, который целиком и полностью берет всю полноту власти на себя, самым жестоким образом подавляет оппозицию, подминает под себя средства массовой информации.

Военный режим – это режим, при котором высшая государственная власть в стране сосредоточена в руках военных, которые управляют экономикой, политикой, культурой, социальной сферой.

Деспотический режим существует в условиях абсолютной монархии. Для него характерна бессмысленная жестокость правителя в угоду личным эгоистическим интересам.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, но в отличие от деспотии, власть к тирану переходит не по наследству, а насильственным путем.

Фашистский режим – характеризуется полной ликвидацией демократических прав и свобод, уничтожением всех оппозиционных организаций и учреждений, широким использованием террористических методов правления. Это самый агрессивный из всех государственных режимов, так как создает угрозу существования всем остальным государствам.

Существует и тоталитарный режим. Он имеет следующие признаки:

а) тоталитарно жесткий контроль государства во всех сферах жизни общества (экономика, идеология, культура, искусство и т. д., включая личную жизнь граждан);

б) узурпация власти одной массовой партией, которая навязывает населению свою идеологию в условиях непримиримости к инакомыслию и подавлению других идеологий.

Задание:

1. Выписать внутренние и внешние функции государства.

2. Составить таблицы по формам и видам правления, формам государственного устройства и формам и видам государственного (политического) режима.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: