ПОП – МУЗЫКА КАК ЯВЛЕНИЕ В СОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ




ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

 

Дипломная работа

студента IV курса очного отделения

УСОЛЬЦЕВА Т. А.

 

Руководитель:

ЛЕТОВ С. Ф.

 

Москва 2017


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

 

 

1. 70 – ЫЕ ГОДЫВ ПОП – МУЗЫКЕ СССР………………………………….5

1.1 Исторический обзор развития популярной музыки в период 70 – ых годов…………………………………………………………………………..5

1.2 Музыкальное телевидение 70 – ых годов……………………………..18

 

2. 80 – ЫЕ ГОДЫВ ПОП – МУЗЫКЕ СССР……..………………………….21

2.1 Исторический обзор развития популярной музыки в период 80 – ых годов…………………………………………………………………………21

2.2 Новации в музыкальном телевидении 80 – ых годов………………...39

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….………………………………………………………...42

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………...44


ВВЕДЕНИЕ

 

Тематика данной работы посвящена последнему, завершающему периоду развития популярной музыки в СССР.

Актуальность исследования периода 70 ­­­­– ых и 80 – ых годов прошлого столетия определяется многообразием и неоднозначностью происходящих в нем явлений. Среди многочисленных книг, статей и очерков, написанных критиками, музыкантами и журналистами, можно найти работы, посвященные различным коллективам, музыкальным направлениям и личностям того времени, однако трудно обнаружить достаточно объективные исследования всего периода, отражающие все, как положительные, так и отрицательные моменты.

Неоднозначность происходивших в то время музыкальных явлений заключается в сочетании несовместимых, на первый взгляд, вещей, таких как: музыкальная культура тоталитарного государства, пропагандирующая социалистическую идеологию, оригинальный и самобытный андеграунд, и протестное, почти диссидентское творчество бардов. По отдельности все эти тенденции советской музыки описаны в многочисленной литературе, но только в последнее время появляются попытки рассмотреть в них одно неразрывное целое в эволюции отечественной популярной музыки.

По прошествии периода полного отрицания всего того, что происходило в легкой музыке советского времени, у многих возникает огромный интерес к ней и желание переосмыслить ее роль.

Объектом исследования работы является популярная музыка 70 – ых 80 – ых годов во всех ее наиболее популярных в то время жанрах. Исследование выполнено в виде исторического обзора, кратких обобщений и выводов, описанных событий.

Предметом исследования выступает творчество исполнителей и музыкальных коллективов, а также рассматриваются музыкальные телепрограммы и конкурсы, имевшие наиболее важное значение.

Основной целью исследования является установление взаимосвязей в развитии популярной музыки в данный период.

Главная задача работы заключается в рассмотрении отрицательных и положительных явлений и их влияния на современную отечественную популярную музыку.

Теоретическая значимость раскрывается в хронологической систематизации описываемых событий и явлений в легкой музыке данного периода. Практическая значимость отражена в создании краткой информационной базы о легкой популярной музыке того периода для людей, интересующихся и занимающихся данной тематикой.

 

Работа состоит из:

· Вступления

· Двух глав

· Заключения

 

Первая глава посвящена развитию советской популярной музыки в 70 – ые годы. Первая подглава – обзор творчества исполнителей и музыкальных коллективов, вторая подглава – некоторые аспекты музыкального телевидения 70 – ых годов.

Вторая глава включает в себя первая подглаву, посвященную развитию советской поп – музыки в 80 – ые годы, вторая подглава – наиболее значимые явления в музыкальном телевидении 80 – ых годов.


1. 70 – ЫЕ ГОДЫВ ПОП – МУЗЫКЕ СССР

 

1.1 Исторический обзор развития популярной музыки в период 70 – ых годов

 

Развитие любого периода в музыкальной культуре тесно взаимосвязано с социальными и политическими явлениями, происходящими в обществе, а так же с понятием моды в данный период времени. Советская поп – культура с конца 60 – ых и 70 – ые годы 20 – го века отражала все происходившие в то время явления в стране. Необходимо отметить, что на ход ее развития повлияли не только события, происходившие в стране, но и серьезные изменения в эстрадной культуре, произошедшие в США и Западной Европе.

В 60 – ые годы 20 – го века произошли поистине революционные события в западном обществе, такие как: изменение музыкального языка и сценических выразительных средств, а также появление и расцвет движения «хиппи» и связанное с этим социальное явления «сексуальная революция». «Все это в значительной степени повлияло на эстетику восприятия музыки и исполнителя музыки. Эти изменения затронули отношения к привычным общечеловеческим ценностям: семье, любви, восприятию мужественности и женственности, внешнему облику людей и их проявлениям чувственности»[1].

Так же с этим периодом связано появление английских рок групп The Beatles и The Rolling Stones, повлиявшее на тенденции в музыкальной поп индустрии. На смену индивидуалистическому творчеству солистов пришло коллективное творчество группы единомышленников, отражавшее не только настроения молодых людей того времени, но и служившее определенным протестом против консерватизма старшего поколения.

На развитие отечественной поп культуры всегда влияли два фактора, такие как: модные тенденции, приходящие с запада и традиции, сложившиеся под влиянием идеологии внутри СССР.

Первым «глотком свободы» для советских исполнителей и слушателей стала «хрущевская оттепель», на время «приподнявшая» железный занавес и сделавшая более доступными джазовую музыку и существовавшие в то время модные танцевальные ритмы. С окончанием периода «оттепели» и началом правления Л.Брежнева ассоциируется попытка реставрировать явления железного занавеса, но общество, получившее «прививку свободы» стало совершенно другим и не хотело оставаться в рамках советской массовой песни.

В начале 70 – ых годов в СССР появилось огромное количество вокально – инструментальных ансамблей, так как у большинства молодых людей это ассоциировалось с творчеством группы The Beatles и многих других западных групп. Советское руководство активно поддерживало развитие ВИА, так как сама идея легко вписывалась в концепцию коллективизма. Поскольку в то время исполнители не могли исполнять собственные песни, основу репертуара официальных коллективов составляли произведения членов союза композиторов. Тематика разрешенных для исполнения песен часто носила патриотический характер (песни о войне, о комсомоле, строительстве БАМ и т.д.). Исполнение лирических и танцевальных песен строго регламентировалось художественными советами, существовавшими при филармониях и других концертных организациях, дающих право гастролировать по стране.

Это привело к тому, что у многих исполнителей и ВИА существовали две программы: одна – для официальной сдачи концертной программы художественному совету и дающая право работать официально, и другая – состоящая либо из собственных песен, либо из модных западных хитов, которая исполнялась во время гастролей и «кассовых» концертов.

Для 70 – ых годов характерна появление музыкальных коллективов, отражавших стремление и вкусы молодежи того времени, и представлявших зарождающийся андеграунд. Это направление подпольных и полу – подпольных групп существовало параллельно с официальными коллективами, разрешенными властью.

Творчество таких групп часто начиналось с самодеятельных школьных ансамблей или творчества студентов различных вузов. Еще в конце 60 – ых годов появились такие коллективы как: Цветы, под руководством Стаса Намина, Скоморохи – созданная Александром Градским, характерной чертой для которых являлась попытка соединить индивидуальное творчество и традиции русской эстрадной музыки.

Необходимо отметить, что Стас Намин (это его творческий псевдоним) являлся внуком известного партийного и государственного деятеля сталинских времен Анастаса Микояна. Вероятно, эта его негласная принадлежность к золотой молодежи того времени давала ему чуть большую возможность знакомится с зарубежной музыкой и иметь более широкий музыкальный кругозор.

Его коллектив исполнял не только замечательные лирические песни, которые стали своеобразной классикой жанра и дожившие до наших дней, но и произведения популярных зарубежных исполнителей. Многие исследователи музыки того периода считают, что работа над исполнением зарубежных песен, а также над вокальными аранжировками, позволила зародиться традициям инструментального джазового пения, являющимися новыми для отечественной музыки.

«Среди прочих самодеятельных коллективов группа выделялась "живым" звучанием, интересными аранжировками, поисками выразительных средств из арсенала биг – бита, пригодных для синтеза с традициями русского мелоса. Стас Намин определил стиль "Цветов" как "лирический рок". Молодые музыканты очутились перед проблемой: то ли пойти в общем – то проторенной и довольно ясной дорогой - закончить институт и стать молодым специалистом, то ли пуститься в неизвестный и опасный путь - выйти на тропу профессиональных музыкантов. Они предпочли последнее, и с 1974 года "Цветы" – профессиональный гастрольный коллектив»[2].

Александр Градский, создавший группу «Скоморохи», является одним из немногих музыкантов того времени, имеющим прекрасное музыкальное образование. Он окончил музыкальный педагогический институт имени Гнесиных, по классу оперного пения. Для его творчества характерно соединение различных музыкальных направлений, от классики до рока и бардовской песни.

Многие считают его одним из первых профессиональных рок – исполнителей на отечественной сцене. Обладая уникальным, сильным голосом, он вызывал огромный интерес у публики, несмотря на то, что исполнял песни, идущие в разрез с общепринятыми нормами советской песни.

Всесоюзно популярным его сделало исполнение песни А. Пахмутовой и Н. Добронравого – «Как молоды мы были». Несмотря на приобретенную популярность и большой интерес широкой публики, Градский предпочел остаться в андеграунде. Его творчество разделилось на написание мюзиклов, создание электронной музыки и концертные выступления под гитару, в которых он пел бардовские песни собственного сочинения, часто имеющие сатирический, политический подтекст.

Все это негативно повлияло на его официальную карьеру, так как его телевизионные и концертные выступления не приветствовались официальной властью.

Феномен градского заключается в том, что не исполняя хитов и не стремясь к саморекламе в поп – музыке, его известность у любителей музыки сохранилась до наших дней.

Значимым событием в творчестве градского 70 – ых и первой половины 80 – ых годов является создание им рок – оперы «Стадион», посвященный военному перевороту в Чили в 1973 году. Примечательно, что для студийной записи ему удалось собрать огромное количество популярных исполнителей того времени (А. Пугачева, И. Кобзон, А. Макаревич).

Учитывая тематику рок – оперы, она была выпущена фирмой грамм записи «Мелодия» в 1985 году. Градский – один из первых отечественных исполнителей, представивший трактовку народных песен в рок – исполнении, вот что он сам пишет об этом:

«Я первым начал выступать один, без группы, под гитару, с тем, чтобы лучше донести стихи до публики. Мне говорили: зачем ты это делаешь? Лет через пять это стали делать все. Когда я впервые сделал работу на русские стихи и на народную тематику, один знаменитый саксофонист сказал: «Соединять фольклорный материал с таким жестким рок – н – роллом? Это неправильно». Через несколько лет он сделал программу с использованием фольклора. К чему я это? К тому, что, наверное, человек, который делает что – то раньше других, получает свои шишки. И я их в общем – то получил»[3].

 

Говоря о движении вокально – инструментальных ансамблей в Советском Союзе, необходимо отметить популярный в то время ансамбль «Самоцветы». Творчество этого коллектива было полностью признано и одобрено официальной властью, так как в основном они исполняли песни советских композиторов, посвященные патриотическим чувствам, антивоенной тематике, а так же композиции, созданные на основе народных песен:

«Многие советские композиторы – и маститые, и молодые – охотно доверяют свои песни ансамблю. С легкой руки "Самоцветов" получили широкую известность такие песни, как "Увезу тебя я в тундру", "У деревни Крюково" М.Фрадкина, "Не повторяется такое никогда", "Через две зимы, через две весны" В.Шаинского, "Мой адрес - Советский Союз" Д.Тухманова, "Горлица" О.Иванова, "Все, что в жизни есть у меня" В.Добрынина и другие… С первых дней создания ансамбля мы поставили себе целью пропагандировать только песни советских композиторов, – рассказывает художественный руководитель ансамбля, заслуженный артист Удмуртской АССР Юрий Маликов. – Сначала это были в основном молодежные песни. Восемь лет назад вокально-инструментальные ансамбли только зарождались, и песни для них сочиняли лишь немногие композиторы. В большинстве своем – молодые. Отсюда и тематическая направленность песен.

В основе репертуара "Самоцветов" – песни, – говорит Ю.Маликов, но это не значит, что мы отказываемся от исполнения произведений более крупных форм. В нашей программе звучала 13-минутная композиция, составленная из песен народов СССР, 8 – минутная композиция по песне В.Добрынина "Сны". Владимир Пресняков и я пишем музыку вокально – инструментальной композиции Франсиско Гойя»[4].

 

Обращение к тематике народной музыки наиболее полно и удачно отразилось в творчестве легендарного белорусского вокально – инструментального ансамбля «Песняры», созданного В. Мулявиным. Удачное соединение современных инструментальных аранжировок с многоголосным пением белорусских песен принесло коллективу широкую всесоюзную и зарубежную популярность.

Создание развернутых музыкальных композиций на тему народных песен, выдержанных в стилистике симфо – рока, фанка, блюза, а также популярного в то время диско, делало звучание коллектива колоритным и неповторимым. Лучшие композиции «Песняров» с уверенностью можно сравнивать с творческими шедеврами таких зарубежных коллективов, как «Pink Floyd» и «Led Zeppelin».

Ансамбль В. Мулявина был не только постоянным участником телевизионных концертов, но и пользовался огромным успехом в гастрольных поездках по стране. Бережное и грамотное отношение руководителя коллектива не только возродило малоизвестный фольклор, но и предало некоторым песням новое современное звучание. Зарубежные поездки, рекламирующие музыку народов СССР, принесли «Песнярам» популярность в США и некоторых странах Западной Европы:

«Как уже сообщалось, в результате успешных выступлений наших артистов на X юбилейном МИДЕМ в Каннах между Всесоюзным агентством по авторским правам и американской Фирмой "Макмиллон Перформинг Артс" была достигнута договоренность о продвижении советской легкой музыки на американском континенте. В рамках этой договоренности Госконцерт при посредничестве ВААП организовал гастрольное турне первой советской группы по Соединенным Штатам. Такой группой, представляющей советскую популярную музыку в США, стал белорусский вокально - инструментальный ансамбль "Песняры". Американские газеты окрести ли эту поездку "русским вторжением на западном рок – фронте". Журналисты в своих отчетах с концертов писали: "Коллектив, который очень оригинален, самобытен, музыкален, с потрясающим вокалом, конечно же, найдет своих поклонников среди американской молодежи". И уже потом, в конце турне "Песняры" заслужили, чтобы им аплодировали стоя. Ребята проехали за две недели по дорогам южных штатов 3700 километров. 13 концертов при полных залах. Ни одного лишнего, а после представлений толпы людей, провожающих советских артистов овациями. Две недели пролетели незаметно. Сразу же по возвращении на Родину мы встретились с руководителем группы заслуженным артистом Белорусской ССР Владимиром Мулявиным и попросили его поделиться своими впечатлениями об этой поездке»[5].

 

Пожалуй самым ярким явлением советского андеграунда 70 – ых годов стала группа «Машина времени», которую создал студент архитектурного института Андрей Макаревич. Трудно говорить о стилистике этого коллектива, так как поначалу они исполняли, как и многие группы того времени, зарубежные шлягеры, но очень скоро молодой тогда А. Макаревич стал настаивать на исполнении собственных песен на русском языке.

Доминирующее смысловое начало в песнях вообще является одной из основных особенностей отечественных рок – музыкантов. Слово «рок» довольно трудно употреблять относительно музыки группы «Машины времени», так как несмотря на энергичный бит в аккомпанементе, мелодика и склад песен скорее находятся в традициях бардовской песни и популярной музыки.

Подпольная популярность этого коллектива была настолько велика в 70 – ые годы и растиражирована на любительских магнитофонных бабинах, что ее можно было сравнивать с популярностью появившейся в 1975 году Аллы Пугачевой. Ни одна школьная и студенческая вечеринка не обходилась без прослушивания их записей. Индивидуалистическое начало в тематике песен Макаревича привлекало молодежь и вызывало огромный интерес к закрытым выступлениям. В последующем благодаря сотрудничеству с различными режиссерами, музыкантами, а также записям песен к кинофильмам группе удалось получить статус официального коллектива.

 

«… К середине 70 – х общий техничеcкий и профеccиональный уровень многих отечеcтвенных рок-музыкантов начал заметно повышаться. Появились группы, которые cтали иcполнять cвои cобcтвенные пеcни на руccком языке, но cделанные так, что по cмыcлу текcтов и по манере иcполнения никто бы не обвинил их в причаcтноcти к ВИА. Одной из первых таких групп стала „Машина времени“ с Андреем Макаревичем во главе. Определённая чаcть рок – аудитории поначалу не принимала это новшеcтво, желая cлушать лишь „фирму“ [Имеется в виду максимально близкое к оригиналу воспроизведение англоязычных композиций зарубежных групп и исполнителей]. Но тенденция рок – русификации была непреодолима. Лидеры моcковcкой школы, такие как А. Градский или А. Макаревич, были ближе к поэтичеcкой лирике c уклоном в символизм. Были коллективы, которые, пробившись с огромным трудом из рок – подполья в официальную гастрольную работу, ни на йоту не изменили себе, не подстроились под идеологические требования и пошли ва – банк… Попав на официальный уровень, Андрей Макаревич продолжал петь свои, какие – то не совсем советские песни, в манере фолк – рок…»[6].

 

«… В одном „Машина времени“ отличилась от десятков и сотен самодеятельных групп Москвы с самого начала своего существования. Ансамбль не исполнял англоязычные шлягеры и ориентировался исключительно на собственный репертуар. Именно этот самостоятельный подход и предопределил то, что из множества любительских рок – групп начала 70 – х только „Машина времени“ смогла стать заметным явлением на нашей эстраде. <…> „Машина времени“ не ставила своей целью „завести“ молодых слушателей темпераментным исполнением знакомого им с пластинки рок-боевика, а стремилась довести до аудитории смысл проблемы, поставленной в песне, и заставить эту аудиторию подумать, и, может быть, даже поспорить. <…> Если ранние песни Макаревича были в основном чисто лирическими или шуточными, то с годами они заметно „посерьезнели“. <…> Занять активную жизненную позицию, определить своё место в жизни — вот основной их пафос. Проблематика песен остра и злободневна — они словно бы являются продолжением дискуссий в молодёжных клубах и на страницах газет. Карьеризм и приспособленчество, социальная пассивность и „власть вещей“ становятся объектом критики. И в то же время песнями ансамбля утверждается человеческое, духовное начало. В них — оптимизм и убежденность в способности человека стать подлинно прекрасным»[7].

 

«…В создаваемых ими образах переливались все перечисленные выше геральдические цветы хиппизма. Прежде всего, это предельная возвышенность, аллегоричность и романтизм. Программы Машины Времени, талантливейшей группы этого поколения, похожи на настенный гобелен: замки и корабли с парусами не оставляют там практически никакого места для атрибутов реальной жизни. Из местоимений доминирует "ты". "Скромный вождь и учитель", лидер группы Андрей Макаревич с философской точки зрения оценивает своего современника: Ты можешь ходить, как запущенный сад, А можешь все наголо сбрить. И то, и другое я видел не раз – Кого ты хотел удивить?

Настроение песен Машины Времени, Воскресенья, ленинградских «Мифов», как правило, чрезвычайно мрачное. Не имея никакого желания становиться на одну доску с т.н. критиками, которые считают пессимизм отрицательным качеством произведения, лишающим его права на внимание читателя, зрителя или слушателя, мы в интересах истины должны признать, что рокеры в этом отношении оказались весьма непохожи на бардов: в песнях Окуджавы, Высоцкого и приобретавшего в начале 70 – х годов все большую популярность Аркадия Северного в десять раз больше жизнеутверждающей энергии»[8].

 

Особое место в популярной музыке СССР всегда занимало творчество бардов. Романтическая эпоха, возникшая в период хрущевской оттепели, подарила зрителям поэтов, исполнявших свои стихи под гитару. Слушателями всегда было любимо и почитаемо творчество А. Галича и Б. Окуджавы. Еще в 60 – ые годы возник новый «бунтарь» бардовского искусства – Владимир Высоцкий. Являясь талантливым театральным и киноактером, он писал необычные и очень смелые для того времени песни, аккомпанируя себе на гитаре. Обладая низким хриплым голосом и сильной личностной харизмой, он умел доводить слушателей до исступления. Описываются случаи, когда особо впечатлительные девушки, сидевшие в первых рядах на его концертах, теряли сознание. Тематика его песен была достаточно разнообразной, от нейтральной лирики и даже песен о войне, до острых сатирических куплетов. Власть всячески «боролась» с распространяем творчества Высоцкого среди населения, но естественный ход событий того времени позволил стать Владимиру Высоцкому культовым исполнителем той эпохи. Особый колорит его песен основывался не только на текстах, но и использовании характерных для русской музыкальной культуры интонаций частушек и русского городского романса. Его огромная всенародная популярность и сотрудничество с некоторыми музыкантами позволили ему выпустить альбом на фирме грамм – записи «Мелодия», который он записал совместно с ансамблем под руководством известного джазового музыканта Георгия Гараняна.

 

«Когда слышишь слова "авторская песня", то вспоминаются три имени – Александр Галич, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий. Совершенно различные как по стилю, так и по тематике своей поэзии, они подняли авторскую песню до уровня самостоятельного поэтического жанра.

Поэты, однако, живут не в безвоздушном пространстве. На творчество любых, даже самых самобытных из них, в большей или меньшей степени оказывает влияние поэзия других авторов, как правило, старшего поколения.

Из триады корифеев авторской песни В.Высоцкий был самым молодым. На своих концертах он довольно часто говорил о том, что стал, так сказать, поющим поэтом под влиянием Б.Окуджавы. Высоцкий называл Окуджаву своим духовным отцом, будучи уже зрелым поэтом, посвятил ему "Притчу о Правде и Лжи"»[9].

 

Предавая огромное значение творчеству ВИА, не правильно было бы не упомянуть о творчестве солистов в эстрадной песне того времени. Традиции проникновенного личностного исполнения песни имеют глубокие корни в отечественной исполнительской культуре. Достаточно вспомнить творчество таких звезд советской эстрады 30 – 50ых годов, как Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Вадим Козин. В конце 50 – ых и 60 – ые годы появилось огромное количество отечественных исполнителей советской песни: Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Майя Кристалинская, Гелена Великанова, Тамара Миансарова, Лев Лещенко.

Не смотря на «обновленное» новыми ритмами звучание, большинство этих исполнителей имели академическую школу и придерживались довольно строгого звучания, представляя из себя образ благопристойного советского гражданина. Их поведение на сцене было лаконичным и достаточно статичным в сравнении с западными артистами того периода.

На фоне существовавших тогда советских певцов по – настоящему революционным и «взрывным» стало появление на большой сцене Аллы Пугачевой, которая завоевала в 1975 году гран – при конкурса «Золотой Орфей», исполнив песню «Арлекино». Ее звучание и сценический образ совершенно не вписывались в сложившиеся представления об эстрадном советском артисте. Раскрепощенная, экспрессивная манера пения, сценическое поведение, прическа, костюмы, приводили в состояние шока чиновников от культуры и, напротив, вызывали восторг зрителей.

За несколько лет ее популярность в советском союзе достигла невиданных масштабов. Ее концертные выступления сопровождались конной милицией, поскольку вызывали невиданный ажиотаж. Совершенно не характерным для советской эстрады было обращение в творчестве к внутреннему миру женщины, ее чувственным переживаниям. Эта внутренняя свобода и раскрепощенность, а так же полный отказ от исполнения патриотических песен вызывали нескрываемое раздражение властей. Несмотря на огромную популярность, Пугачевой практически не предоставляли крупных концертных площадок, но ее редкие телевизионные эфиры были неизбежны, поскольку публика заваливала музыкальные редакции письмами с просьбами о ее выступлении. Говоря о творчестве Пугачевой, следует отметить, что она одна из первых привнесла в свои концертные выступления элемент шоу программы, законченного театрализованного действия, построенном на личности исполнителя. Ее манера пения также была необычной и представляла из себя синтез западной манеры пения, опирающейся на блюз, рок, и отечественных исполнительских традиций, опирающихся на народную песню и романс. Все исполняемые ею песни мгновенно становились хитами и звучали из окна каждого дома.

Огромный интерес вызвал музыкальный фильм «Женщина, которая поет» 1978 года, где она снялась в главной роли. По сути эта была первая для Советского Союза попытка снять фильм на основе видео клипов. После выхода фильма на экраны, он сделал самые крупные кассовые сборы.

 


1.2 Музыкальное телевидение 70 – х годов

 

С момента своего возникновения музыкальное телевидение во всех странах было тесно взаимосвязано с популярной музыкой. Советский Союз, несмотря на существовавшие идеологические запреты и социальные нормы, не являлся исключением. Более того, можно сказать, что многие телевизионные форматы были заимствованы у западных стран.

К началу 70 – ых годов сложились устойчивые традиции в показе легкой музыки на телевидении. Бурные молодежные движения, возникшие на западе в 50 – 60ые годы, в 70 – ые отразились на модных предпочтениях советской молодежи.

Несмотря на консервативность советского телевидения, руководство было вынуждено придумывать новые формы телевизионных программ, которые привлекали бы молодых телезрителей. Все эстрадные исполнители нашей страны стремились попасть на любую музыкальную передачу, так как в то время это была единственная возможность моментально получить широкую известность.

 

Ярким событием советского телевидения стало появление в 1971 году телевизионной программы «Песня года», которая включала в себя все наиболее популярные песни минувшего года. Руководство стремилось включать в телепередачу наиболее идеологически выверенные произведения патриотического звучания. Тем не менее, оно не могло обойти стороной модные для того времени хиты молодых исполнителей. Благодаря этому многие артисты стали известны широкой аудитории страны. Обязательным условием любой большой телепрограммы было включение выступлений певцов из различных союзных республик и дружественных социалистических стран.

Проект «Песня года» стал традиционным новогодним шоу, в нем участвовали наиболее популярные артисты, а также были представлены песни композиторов, входивших в союзы композиторов СССР или союзных республик.

С наступлением периода «застоя» из эфира стало исчезать непринужденная атмосфера, возникшая в период хрущевской «оттепели». Большая часть музыкальных программ шла не в прямом эфире, а в записи. Несмотря на это, «Песня года», так же как и «Голубые огоньки» были любимыми семейными телепрограммами, на просмотр которых собирались всем домом.

Благодаря этим телевизионным шоу обрели популярность многие молодые эстрадные исполнители, такие как Юрий Антонов, ансамбль «Песняры», Алла Пугачева, Яак Йоала, Роза Рымбаева и другие.

Особой любовью телезрителей пользовались появившиеся в 70 – ые годы авторы – исполнители, которые были профессиональными композиторами, но при этом имели хорошие вокальные данные и исполнявшие свои собственные песни. Говоря об авторах – исполнителях, необходимо отметить творчество Евгения Мартынова, Юрия Антонова, Владимира Мигули, чьи песни были особенно популярны.

Юрий Антонов, например, сочинял лирические песни в современных ритмах, которые были популярны не только на большой сцене, но и исполнялись в музыкальных программах практически всех ресторанов страны. Авторские отчисления от многочисленных исполнений его произведений позволили ему стать одним из первых официальных рублевых миллионеров Советского Союза. Необыкновенный мелодизм его песен, а также качественные тексты позволили его творчеству дожить до наших дней.

 

В 70 – ые годы продолжила развиваться традиция популяризации национального искусства республик советского союза. Идеи интернационализма предполагали обязательное участие артистов и коллективов из республик ССР во всех грандиозных концертах, транслирующихся по центральному телевидению. Благодаря этому во всех республиках существовали свои местные «звезды», пользовавшиеся успехом и у всесоюзного слушателя. Яак Йоала, Анне Вески из Эстонии, Мирдза Зивере из Латвии, Роза Рымбаева из Казахстана, Вахтанг Кикабидзе и Нани Брегвадзе из Грузии, Наталья Нурмухамедова и группа «Ялла» из Узбекистана.

Особой любовью и популярностью пользовалась украинская певица София Ротару, обладавшая красивыми внешностью и голосом. Она не только великолепно исполняла эстрадные трактовки украинских и молдавских народных песен, но и сочинения советских композиторов, которые обретали неповторимое и оригинальное звучание. Для создания сценического образа она часто использовала национальные костюмы. Многие исполненные ею песни стали всесоюзными хитами: Червона рута, Водограй, Смуглянка и другие.


2. 80 – ЫЕ ГОДЫВ ПОП – МУЗЫКЕ СССР

 

2.1 Исторический обзор развития популярной музыки в период 80 – ых годов

 

Развитие популярной музыки в 80 – ые годы сильно отличается от всех предыдущих периодов не только благодаря более глубокому проникновению в нашу страну западных музыкальных тенденций и возросшей осведомленности и эрудиции слушателей, но и благодаря огромному количеству общественных и политических событий внутри страны.

К началу 80 – ых в известных магазинах всесоюзной студии грамм – записи «Мелодия» уже можно было приобрести не только грамм – пластинки советских исполнителей и исполнителей дружественных социалистических стран, но и записи мировых звезд. Молодежь проявляла все больший интерес к новинкам мирового шоу – бизнеса. Многие отечественные коллективы при написании материала ориентировались на европейскую и американскую поп – музыку, это выражалось не только в написании аранжировок, но и подражанию музыкальным интонациям в мелодии.

Значимым событием, сравнимым с международным фестивалем молодежи и студентов 1957 года, стало провидение Олимпийских игр в Москве в 1980 году. Несмотря на предпринятые советским руководством меры по ограничению граждан от возможного общения с иностранцами, люди имели возможность посещать многочисленные концерты в рамках культурной программы Олимпийских игр.

В этом период нашу страну посетили многие популярные певцы из Франции, Италии, Германии и других стран. В многочисленных парках и открытых концертных площадках Москвы проходили концерты не только отечественных, но и зарубежных артистов.

 

Несмотря на продолжающуюся эпоху застоя и попытки государства строго регламентировать деятельность музыкальных коллективов, в начале 80 – ых годов в Советском союзе стали появляться многочисленные исполнители и группы, не вписывавшиеся в идеологические рамки советской культуры.

 

«Оказалось, что кроме традиционных эстрадных исполнителей, ВИА и прочих «дозволенных партией» форм музыкального самовыражения, в СССР существовала совсем другая музыка. Находившиеся в подполье рок –коллективы покинули подвалы, вместо самиздатовских записей, сделанных на бытовых «катушечниках», появились диски, записанные на профессиональном оборудовании на Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия».

Тексты песен зазвучали намного острее, со сцены и телеэкранов теперь не боялись говорить о том, что еще каких – то три года назад не выходило за пределы кухонь и курилок»[10].

 

Ярким событием начала 80 – ых годов стало появление рок – групп, которые пользовались большой популярностью у молодежи и постепенно стали вытеснять многочисленные вокально – инструментальные ансамбли, доминировавшие на сцене в 70 – ые годы.

Наиболее заметными стали группы «Ария» и «Алиса», которые в отличии от уже существовавших текстовых рок – групп «Машина времени», «Воскресенье», во многом придерживавшихся бардовской традиции, сделали акцент на новые мелодии и более «тяжелые» аранжировки в стиле метал и хард – рок.

В 1983 году музыкант Святослав Задерий создал группу «Алиса», которая, после прихода в ее состав в 1985 году нового вокалиста Константина Кинчева, стала очень популярной.

«С приходом Кинчева развитие группы «Алиса» выходит на качественно новый уровень. Константин становится не только вокалистом, но и автором всего материала. Изначально он не хочет выступать под названием коллектива, предлагая указывать его на афишах следующим образом: «Константин Кинчев и группа “Алиса”». Однако, по правилам Ленинградского рок – клуба, в котором состояла команда, иногородние музыканты в него не принимались, а Кинчев был прописан в Москве. Это создало препятствие для переименования коллектива и Константин согласился принять существующее положение дел. Первые концерты группы «Алиса» с Константином Кинчевым состоялись в марте 1985 года. Выступления произвели фурор среди публики. Со сцены впервые прозвучали хиты «Экспериментатор» и «Мы вместе», ставшая впоследствии гимном молодёжи»[11].

 

Появление и концертное продвижение многих рок – коллективов было бы невозможным без поддержки единомышленников. Огромную роль в истории становления и развития рок – движения в Советском Союзе сыграл Ленинградский рок – клуб, возникший в 1981 году.

 

«Ленинградский рок-клуб — советская общественная и концертная организация, созданная 7 марта 1981 года в Ленинграде и просуществовавшая до начала 1990-х годов. Ленинградский рок-клуб, располагавшийся по адресу ул. Рубинштейна, дом 13, не был тем типичным рок – клубом, какие существовали тогда на Западе (а с недавних пор — и в России). Он скорее был похож на своего рода смесь ДК (с залом на



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: