Крестьянская война в Германии 1524 – 1525гг.




Взгляды анабаптистов разделял один из выдающихся деятелей народной Реформации, священник из города Цвиккау Томас Мюнцер (1493 –1525). Мюнцер предсказывал, что людей вскоре ожидают «великие потрясения», когда «униженные будут возвышены». Причем суд Божий станет вершить сам народ.

В 1524 – 1525гг. на большей части территории Германии разразилась Крестьянская война. Она началась летом 1524г. в Швабии (Юго-Западная Германия), когда незначительное событие вызвало бурю протеста. В разгар страдной поры – 24 августа 1524г. – графиня Штюлингенская приказала крестьянам выйти на сбор земляники и речных ракушек. Барская блажь и полное пренебрежение к их нуждам возмутили крестьян. Они отказались повиноваться. Рестьяне отказались выполнять барщину, создали вооруженный отряд и выступили против феодалов и католической церкви. Проповедником в отряде был один из последователей Мюнцера. Весть об этом молниеносно разнеслась и всколыхнула даже дальние селения. В ближайшем городе Вальдсгуте крестьяне вместе с горожанами создали «Евангелическое братство» и разослали гонцов в соседние области с призывом присоединиться. Восстание вскоре охватило всю Швабию и начало распространяться по Франконии, затем по Саксонии и Тюрингии. Сложившаяся в ту пору обстановка благоприятствовала успехам крестьянского движения. К марту 1525г. в Швабии действовало 40 тысяч вооруженных крестьян и городских бедняков. Большинство дворян и солдат, стоявших под императорским знаменем, находились в далекой Италии. Внутри страны не было силы, способной противостоять вооруженным крестьянам, выступавшим против хозяев и монастырей.

Успех движения крестьян зависел от решительности, быстроты действий, от согласованности выступлений. Эту истину превосходно понимали их противники, прилагавшие все усилия, чтобы выиграть время для стягивания военных сил и вербовки наемников. Власти пообещали крестьянам рассмотреть в суде их требования. Так им удалось навязать восставшим перемирие. Но когда собрался долгожданный суд в Штоккахе, то оказалось, что все судьи в нем дворяне, от которых нечего было ждать справедливости. Однако и после этого крестьяне все еще надеялись на мирное разрешение вопроса. Между тем враг собирал силы.

7 марта 1525г. в Меммингене собрались представители крестьянских отрядов. Они приняли программу – «12 статей», в которой требовали выборности священников, отмены десятины в пользу церкви, сокращения барщины и оброка, отмены крепостной зависимости, право охоты и рыбной ловли крестьянам, возвратить общинные угодья. Крестьяне направили свою программу на отзыв Лютеру, расчитывая на поддержку прославленного главы реформации. Но лютер ответил, что крепостное право вовсе не противоречит Священному Писанию, так как в Библии говорится, что еще праотец Авраам имел рабов. «Что же касается прочих пунктов, - заявил Лютер, - то это дело юристов!»

Католики и лютеране уверяли, что все люди равны перед Богом, но что равными они почувствуют себя в загробной жизни. Ради этого им надлежит смиренно терпеть все несправедливости земной жизни как посланное богом испытание. Томас Мюнцер требовал равенства на Земле. Он учил, что равенства надо добиваться с оружием в руках. «Если, - заявлял Мюнцер, - единомышленники Лютера не хотят идти дальше нападок на попов и монахов, то им не следовало и браться за дело».

Мюнцер искал в Библии доводы для подтверждения своих мыслей. В одной из речей он приводил в пример библейское предание о сновидении вавилонского царя, которому приснилось, будто статуи из золота и железа, стоявшие на глиняных ногах, разбиты ударом камня. Удар камня, разъяснял он, это всенародное возмущение, которое сметет власть, покоящуюся на силе оружия и денег.

Мюнцер написал «письмо - тезисы», состоявшие всего из трех пунктов. Первый из них требовал, чтобы все жители деревень и городов, в том числе дворяне и церковники, вступили в «Христианский союз». Второй пункт предусмат-ривал уничтожение монастырей и замков и перенесение их обитателей в обыкновенные жилища. И, наконец, третий пункт, где Мюнцер, предвидя сопротивление обитателей монастырей и замков, предлагал в наказание не прежнее олучение от церкви, а «светское отлучение».

2 апреля, когда снова должен был состояться суд для рассмотрения крестьянских требований, князья и дворяне нарушили перемирие. Военачальник Швабского союза Трухзес фон Вальдбург предательски атаковал Лейпгеймский крестьянский лагерь (близ Ульма) разгромил его и казнил одного из вожаков восставших.

Рыцари сумели разгромить крестьянские отряды в Швабии. Но перемирия больше не существовало и весной 1525г. крестьянское восстание разгорелось в Центральной Германии, к нему примкнули рыцари и горожане. Охваченные гневом крестьяне осаждали замки и жгли ненавистные документы о феодальных повинностях.

Так началась Великая Крестьянская война, центром ее стала Франкония и город Хельсбронн. Здесь главным советчиком и руководителем восставших стал горожанин Вендель Гиплер, дворянин по происхождению. Он хотел использовать крестьянское движение в интересах горожан. Гиплер стремился создать из отрядов единую армию во главе с опытными военачальниками. По настоянию Гиплера во главе большого «Светлого» отряда был поставлен рыцарь Гёц фон Берлихинген, который оказался продажным человеком. Крестьяне не доверяли этому предводителю и пытались всячески ограничить его действия. С таким начальником «Светлый» отряд, конечно, не мог стать ядром формирования единой повстанческой армии. Наиболее революционные элементы во главе с Рорбахом покинули «Светлый» отряд.

Восставшие разрушили сотни замков и монастырей, казнили наиболее крупных и известных притеснителей из числа дворян. Гиплер и его сторонники выработали в Хельсбронне нрвую программу требований. Хельсброннская программа обещала рыцарям - монастырские земли; горожанам – уничтожение внутренних таможен, введение единой монеты, меры и веса, снятие ограничений на продажу многих товаров; Крестьянам – право освободиться от крепостной зависимости, но только за выкуп на очень тяжелых условиях. Такая программа не могла удовлетворить крестьянское сословие.

Однако немецкие феодалы сумели подавить восстание во Франконии. Восстание охватило тюрингию и саксонию. Им руководил Томас Мюнцер, который обосновался в Мюльхаузене. Жители города избрали «Вечный совет» и провозгласили Мюльхаузен вольной комунной. Он рассыпал по стране свои пламенные обращения-призывы. В письме мансфельдским рудокопам Мюнцер предупреждал их о главной опасности: «Я боюсь только, чтобы глупых людей не увлекли фальшивыми договорами, в которых они не разглядят злого умысла… Не поддавайтесь, если даже враги будут обращаться к вам с добрым словом!». Предостережение Мюнцера было сделано в то время, когда Трухзес фон Вальдбург хитро уклонялся от генерального сражения и заключал договоры о перемирии с отдельными крестьянскими отрядами. Крестьяне точно соблюдали эти договоры, а Трухзес тем временем громи разрозненные отряды. 5 мая он напал на крестьянские силы под Бёблингом. Под неожиданным натиском наемников Трухзеса первыми дрогнули бюргеры. Своим бегством они открыли фланг крестьянских сил, и сражение закончилось поражением повстанцев. При этом был захвачен в плен замечательный вожак крестьян – Рорбах. По приказу Трухзеса его сожгли на костре.

И в других местах Гемании армия рыцарей и наемников действовала обманом и разбивала по одиночке отряды крестьян, используя их разобщенность. Создать единую армию повстанцев не удалось: этому мешало упорное нежелание самих крестьян воевать вдалеке от родных селений, разорения которых они боялись.

Трухзес огнем и мечом прошел по долинам рек Неккера, Кохера, Янгста и уничтожал порознь мелкие крестьянские отряды. Он разбил также и поредевший «Светлый отряд».

Дольше всего держались повстанцы в Саксонии и Тюрингии, где призывы Мюнцера находили поддержку не только у крестьян, но и у рудокопов. Мюнцер распорядился окружить лагерь повстанцев под Франкенгаузеном цепью повозок и готовиться к бою. На почти безоружных крестьян напала княжеская конница, поддерживаемая артилерией. Вражеская конница легко сминала ряды крестьян-пехотинцев, плохо вооруженных и необученных военному делу. В неравном бою погибло более половины повстанцев. Вскоре после этого был захвачен в плен Мюнцер. Он мужественно перенес страшные пытки, но не склонил головы перед победителями. Были казнены все члены «Вечного совета», а город утратил даже прежние вольности.

В 1525г. развернулись крестьянские выступления в австрийских землях. Их возглавил талантливый народный реформатор Михаэль Гайсмайер, последователь Томаса Мюнцера. Он успешно отражал атаки рыцарей, однако и в этом случае силы были неравными: восставшие были разгромлены.

Мартин Лютер, считавший, что народ должен быть покорным властям, с гневом обрушился на восставших, предлагая князьям душить их, как «бешеных собак». Простой народ «не молится больше и ничего не делает, кроме злоупотребления свободой», - писал он.

 

Мюнстерская комунна.

Деятели народной реформации, в свою очередь, считали Лютера наряду с папой Антихристом. Так утверждали и члены городской комунны немецкого города Мюнстера. На выборах 1534г. в городской магистрат здесь победили анабаптисты. Полтора года они строили в городе «царство святых». Они изгнали лютеран, а богатые горожане и католики бежали сами. Анабаптисты отменили долги, забрали у католической церкви имущество, распределили между собой богастство князя-епископа; золото и серебро расходовали на общественные нужды. Все имущество стало общим; отменялись деньги. Город Мюнстер был переименован в Новый Иерусалим.

Епископ Мюнстера вместе с рыцарями начал осаду города, которая длилась 16 месяцев. В июне 1535 года они ворвались в город и перебили всех жителей. Руководители восстания были казнены.

Анабаптисты действовали во многих странах Европы вплоть до конца 17в. Не все они поднимали восстания. Многие мирно ожидали второго пришествия Христа, занимались нравственным совершенствованием. Но их идеи оказали огромное влияние на современников и потомков.

 

В большей части Германии победила умеренная реформация. Неограниченная власть католической церкви сохранилась главным образом на юге страны. Князья обогатились за счет церковного имущества и подчинили себе священников новой церкви. Победа умеренной реформации привела к усилению княжеской власти на местах, а тем самым к еще боьшей политической и экономической раздробленности Германии.

 

 

Кальвин и кальвинисты.

Второй этап Реформации, начавшийся в сороковых годах 16в., связан с именем Жана Кальвина, последователя учения Лютера.

Он создал свое учение о предопределении, которое получило известность и признание среди протестантов. Если учение Лютера вытекало из «оправдания верой», то учение Кальвина опиралось на дгмат о «божественном предопределении». Человеку, утверждал Кальвин, не дано спастись собственными силами. Бог изначально разделил всех людей на тех, кто спасется, и на тех, кого ждет погибель. Своим избранникам Бог дает «средства спасения»: сильную веру, несгибаемую стойкость в борьбе с дьявольскими искушениями и соблазнами. Тем, кого Бог предопределил к проклятью, Он не дает ни веры, ни стойкости, Он как бы подталкивает отверженного ко злу и ожесточает его сердце. Бог не может изменить свой первоначальный выбор.

Согласно учению кальвина, никому из людей не дано знать о Господнем предопределении, поэтому человек должен отбросить все сомнения и вести себя так, как ведет себя божий избранник. Кальвинисты верят, что Бог дарует в жизни своим избранникам успех. Значит, проверить свое избрание верующий может уже по тому, насколько он удачлив в делах: богат ли он, талантлив ли в каком-либо деле, авторитетен ли в политике, пользуется ли уважением в общественных делах, счастлив ли в рискованных предприятиях, имеет ли хорошую семью. Самое страшное – прослыть неудачником. Кальвинист это тщательно скрывает от других: Жалеть отверженного – все равно, что сомневаться в воле божьей.

 

«Женевский папа в протестантском Риме».

Женева была богатым городом. Каждый горожанин имел доступ к власти и управлению, бедных было очень мало. Труд ремесленников и торговцев был здесь в большом почете. Горожане любили пышные праздники и театральные представления. Ценились искусства и науки, женевцы уважали высокообразованных людей.

Горожане долгое время боролись за свободу от герцога Савойского. Собственных сил у них не хватало и они просили помощи у соседнего кантона – Берна. Берн оказал помощь, но потребовал проведения Реформации. Так женева стала приобщаться к протестантизму. Чтобы курепить ряды реформаторов, женевские власти уговорили Кальвина остаться в их гроде.

Очень раздражительный и болезненный, с длинным бледным лицом аскета и впалыми щеками, тонкими губами и неистовым блеском в глазах – таким запомнился Кальвин женевцам. Он был крайне нетерпим к инакомыслящим, не прощал людям недостатков, вел скромный образ жизни и старался во всем быть рядом со своей паствой. Его способность убеждать и несокрушимая воля были по истине безграничны. Конечно же он чувствовал себя божьим избранником. «Человек рожден, чтобы прославлять Бога,» - говорил он. И его жизнь была подчинена этому.

Лучше осудить невинного, чем оставить без наказания виноватого, утверждал Кальвин. Он выносил смертные приговоры всем, кого считал богохульниками: тем кто выступал против его церковной организации, супругам, нарушившим супружескую верность, сыновьям, поднявшим руку на родителей. Иногда достаточно было одних подозрений. Кальвин широко применял пытки. Он приговорил к сожжению знаменитого испанского мыслителя Мигеля Сервета, не согласного с его взглядами.

Частные таверны были закрыты, строго подсчитывалось количество блюд на обедах. Кальвин даже разработал фасоны и цвета костюмов, форму женских причесок. Нищих в городе не было – все работали. Все дети посещали школу. Запрещалось возвращаться домой после 9 часов вечера. Ничто не должно бвло отрывать человека от мыслей о семье и труде. Доходы ценились гораздо выше досуга. Даже Рождество Христово было рабочим днем. Труд у женевцев и до Кальвина был в почете, но теперь к нему относились как к призванию Божьему, как к деятельности, равной по значению молитве.

Стремление к достижению успеха, бережливость и накопительство, труд и безукоризненное поведение, неустанные заботы о семье и доме, о воспитании и образовании детей, постоянное стремление к совершенству и прославление Бога всей жизнью стали неотемлимыми чертами протестантской (а точнее кальвинистской) этики.

Кальвин рассылал миссионеров во многие страны, и вскоре кальвинистские общины уже действовали в Нидерландах и Англии, во Франции и Шотландии. Именно они существенно повлияли на последующие события в этих странах.

Таким образом реформация охватила все страны Западной Европы.

 

 

Реформация в Англии.

Европейская Реформация представляла собой сложное сочетание духовных открытий, Политических и национальных интересов, экономических факторов и движущих сил общества. Но в Англии она пошла особым путем, обусловленным:

- Традицией лоллардистов (восходящей к Джону Уиклифу);

- Христианским гуманизмом;

- Влиянием лютеранских идей в университетах;

- Антиклерикализмом – неприязнью к духовенству, которое часто было неграмотным;

- Убежденностью в том, что государство должно иметь больший контроль над церковью.

В 1521г. король Генрих 8 написал декларацию против Лютера и папа назвал его «защитником веры» (титул до сих пор принадлежит британским монархам). Рвение, выказы-ваемое Генрихом было таким сильным, что Томас Мор – впоследствии казненный за свою преданность католической церкви – напоминал королю, что папы были не только духовными лидерами, но и итальянскими князьями. Ожнако когда папа отказался расторгнуть его брак с Екатериной Арагонской, Генрих объявил себя главой англиканской церкви (1534г.) и подвергся отлучению. Тогда Генрих занялся ликвидацией монастырей, чтобы пополнить казну и укрепить свое главенство в церковных делах. Он приказал сжечь все иконы, ввести новый молитвенник.

Его государственный акт вверг Англию в кровавую смуту. Наследник Генриха 8 молодой Эдуард 6, был протестантом, но ему на смену пришла ревностная католичка королева Мария. Ее приемница, Елизавета 1, не имела желания проделывать «окна в души людей», и в конечном счете в Англии сохранилась как протестантская, так и католическая церковь.

Генрих 8 разделял принципы католической теологии, но некоторые люди из его окружения были убежденными протестантами. К их числу принадлежали архиепископ Томас Кранмер (1489 – 1556гг.) и государственный деятель Томас Кромвель (1485 – 1540гг.).

В результате политической смуты в англиканской церкви возникло интересное смешение взглядов. Вот некоторые ее характерные особенности:

- Верующие с ярко выраженными протестантскими убеждениями;

- Верующие, которые придерживались патерналистской теологии (теологии ранних отцов церкви) и традиций;

- Литургия и структура церкви (епископы, одеяние и церковное управление) сохраняли много связей с прошлым.

Пуритане.

Более строгие протестанты, которых часто называли пуританами, отвергали идеи «соглашательства». Они требовали очищения англиканской церкви от остатков католицизма: отделения церкви от государства, уничтожения сана епископов, конфискации их земель, отмены большинства религиозных праздников, культа святых. Пуритане разных направлений стремились к тому, чтобы их жизнь не противоречила Священному Писанию. Для этого они требовали пересмотра всех существующих законов и обычаев. Человеческие законы, по их мнению, только тогда имеют право на существование, когда полностью согласуются со Священным Писанием.

Многие из пуритан впоследствии отправились в Америку. Отцы-пилигримы отплыли из Плимута в 1620г. на судне «Мэйфлауер». Другие стали раскольниками или нонкон-формистами в Англии.

Самыми многочисленными группами среди пуритан были индепенденты и пресвитериане. Пресвитерианство преиму-щественно было распространено среди торгово-промышленных слоев населения и «нового дворянства». Пресвитериане считали, что церковью должен управлять не король, а собрание священников-пресвитеров. В молитвенных домах пресвитериан не было икон, распятий, алтарей, свечей. Главным в богослужении они считали не молитву, а проповедь пресвитера. Пресвитеров избирала община верующих, они не носили особых одежд.

Пресвитерианская церковь укрепилась в Шотландии. Здесь на протяжении двух столетий шла ожесточенная борьба между кланами, возглавляемыми местной аристократией. В отличие от Англии, королевская власть в Шотландии была очень слабой. Благодаря пресвитерианству шотландцы сумели приостановить клановую междоусобицу. Церковь стала главным объединителем страны.

Руководство пресвитерианской церкви выступало против абсолютной власти короля. Так, пресвитеры прямо заявили шотландскому королю Якову 6: «В шотландии существуют 2 короля и 2 королевства. Есть король Иисус Христос и его королевство – церковь, и есть его подданный Яков 6, и в этом королевстве Христа он не король, не повелитель, не господин, а член общины.»

Индепенденты, то есть «независимые», среди которых было много представителей сельских и городских низов, выступали против того, чтобы церковью управляло собрание пресвитеров и, тем более, сам король. Они считали, что каждая община верующих должна быть совершенно самостоятельной и независимой в религиозных делах. За это их преследовали и в Англии, и в Шотландии, обвиняя в подрыве веры и нации.

 

 

Реформация в Нидерландах.

Нидерланды некогда принадлежали герцогу бургундии Карлу Смелому, но в результате династических браков его детей и внуков отошли к Испании. Император Священной Римской империи и одновременно король Испании Карл 5 (1519 – 1556гг.) чувствовал себя полноправным хозяином на этой земле, тем более, что родился он в одном из городов Южных Нидерландов – Генте.

Император взимал с нидерландов огромные налоги. Все остальные его владения, включая Испанскую Америку, давали в казну 5 млн. золотых, а Нидерланды – 2млн. Кроме того большие суммы денег выкачивала из Нидерландов католи-ческая церковь.

Идеи Реформации нашли здесь благоприятную почву. Их поддержало большинство населения, особенно в крупных городах – Амстердаме, Антверпене, Лейдене, Утрехте, Брюсселе и др. Чтобы остановить реформацию в Нидерландских землях, Карл 5 издал очень жестокий свод запретов. Жителям запрещалось читать не только труды Лютера, Кальвина и других реформаторов, но даже читать и обсуждать… Библию! Запрещались любые собрания, уничтожение или порча икон или статуй святых, укрывательство еретиков. Нарушение любого из этих запретов вело к смертной казни. Число задушенных, обезглавленных, заживо сожженных и погребенных достигло 100 000 человек. Беженцы из Нидерландов спасались в протестантских странах Европы.

Не менее свирепым было для Нидерландов и правление сына Карла 5, Филиппа 2 Испанского (1556-1598гг.). Он частично вернул захваченные протестантами церковные земли, наделил католических епископов правами инквизиции. В 1563г. испанская инквизиция приговорила к смерти всех жителей Нидерландов как неисправимых еретиков! Известны слова Филиппа 2, которые он произнес при сожжении испанского еретика: «Если бы мой сын был еретик, я сам сложил бы костер, чтобы сжечь его».

Несмотря на репрессии, в Нидерландах прочно утвердился протестантизм. Во времена Реформации здесь появилось много кальвинистов и анабаптистов. В 1561г. кальвинисты Нидерландов впервые заявили, что поддерживают только ту власть, действия которой не противоречат Священному Писанию.

На следующий год кальвинисты начинают открыто противостоять политике Филиппа 2. Они устраивали многотысячные молебны в окрестностях городов, освобождали из тюрем единоверцев. Их поддержали и арестократы – принц Вильгельм Оранский, граф Эгмонт, адмирал Горн. Они и их сторонники-дворяне потребовали от испанского короля вывести из Нидерландов войска, созвать Генеральные штаты, отменить законы против еретиков.

В 1565 –1566гг. Нидерланды охватил голод. Неурожай был использован испанскими вельможами и Филиппом 2, которые решили нажиться на спекуляции зерном. Эти обстоятельства усилили общее недовольство в Нидерландах. Теперь к тем, кто был готов выступить против испанского ига и католической церкви, присоединились аристократы, дворяне, купцы, богатые горожане – бюргеры.

 

Иконоборческре движение. Террор Альбы.

Летом 1566г. на большей части территории Нидерландов развернулось иконоборческое движение. Иконоборцы не только уничтожали иконы, но также разоряли и разрушали католические храмы. За несколько месяцев погрому подвергли 5500 храмов и монастырей, а кое-где - дворянские дома и замки. Горожане и крестьяне добились от испанских властей разрешения деятельности кальвинистских проповедников, но ненадолго.

Уже в следующем году король Испании Филипп 2 послал в Нидерланды герцога Альбу для расправы с еретиками. Его десятитысячная армия устроила в Нидерландах кровавый террор. Альба возглавил «Совет по делам о мятежах», который вынес более 8 тысяч смертных приговоров, включая приговоры ближайшим сподвижникам Вильгельма Оранского.

Помимо того, Альба ввел 3 новых налога, которые повлекли за собой многочисленные банкротства и разорения. «Лучше сохранить для Бога и короля государство обедневшее и даже разоренное, чем иметь его в цветущем состоянии для сатаны и его сподвижников – еретиков», - говорил он. Лидеры протестантов, многие горожане-кальвинисты и анабаптисты бежали из страны. Вооруженные сопротивления Вильгельма Оранского и его германских наемников были подавлены.

Однако борьбу с испанцами продолжали гёзы. Так называли себя настроенные против Испании дворяне и все, кто боролся с испанским режимом. Они нападали на испанские суда, гарнизоны, крепости.

 

Дальнейший ход Реформации связан с Испано-нидерландской войной и буржуазной революцией в Нидерландах, в результате котрой из северных провинций образовалось независимое протестантское государство с республиканской формрй правления. Южные провинции оставались католическими под влатью испанского короля.

Реформация разделила нидерландское общество на тех, кто представлял новые центры и новые ценности европейской жизни, и тех, кто представлял традиционное общество. Первые – владельцы мануфактур, связанные с развивающейся мировой торговлей купечество и дворянство, фермеры, наемные работники. Все они были, как правило, протестантами – кальвинистами, анабаптистами, лютеранами. Вторые – католическое духовенство, бюргеры старинных ремесленных городов, землевладельцы, крестьяне – оставались верны католицизму.

Лидеры реформации.

Мартин Лютер (1483-1546гг.)

Оставил глубокий след в мировой культуре как вождь немецкой Реформации, как проводник гуманистических идей возрождения и как переводчик на немецкий язык Библии.

Мартин Лютер родился в семье крестьянина, ставшего шахтовладельцем. Как ни бедствовала вначале семья, отец мечтал дать сыну хорошее образование. Родители воспитывали мальчика очень суровыми методами. Он рос набожным ребенком, постоянно думая о том, сколько добрых дел ему нужно совершить, чтобы умилостивить Господа.

После окончания университета Лютер, к величайшему удивлению многих знакомых, ушел в монастырь. Ему казалось, что толстые монастырские стены уберегут его от греха и помогут спасению души.

Центральным объектом духовных поисков Лютера была Библия, которая часто рассматривалась как источник для поддержания доктрин церкви, чем как руководство в делах жизни и веры.

Острие его атаки было направлено на изощренную систему индульгенций. Многие простые люди с готовностью откликнулись на проповедь еще неизвестного монаха. Имелось несколько причин для такой массовой поддержки:

- Многие люди были лучше образованы чем раньше;

- У них появились новые экономические, общественные, национальные и политические устремления;

- Им все сильнее не нравилось вмешательство Рима в дела национальной церкви;

- Они разочаровались в церковной иерархии;

- Люди испытывали духовный голод.

 

Мартин Лютер обладал выдающимися писательскими способностями. Свидетельством тому служат его перевод Библии на немецкий язык (1522-1534гг.), его литургические тексты (1526г.), его обширное теологическое наследие, церковные гимны, автором которых он является.

Переводя Библию, Лютер основывался на уходящих в глубь веков традициях. Язык же перевода был прост, красочен, близок к разговорному, поэтому его Библия пользовалась такой популярностью. Гете и Шиллер восхищались выразительностью языка Лютера, а Энгельс писал о лютеранской Библии следующее: «Лютер вычистил авгиевы конюшни не только церкви, но и немецкого языка, создал современную церковную прозу и сочинил текст того проникнутого уверенностью в победе хорала, который стал «Марсельезой 16 века».

 

Жан Кальвин (1509-1564гг.)

Основатель кальвинизма. Был блестящим теологом великого ума и глубины.

Он наиболее последовательно развил учение о «божественном предопределении», которое является основой всей протестантской теологии.

Кальвин не допускал критики своего учения. Он даже способствовал осуждению и сожжению ученого совета, открывшего малый (легочный) круг кровообращения, за критику христианских догматов.

Его труды («Наставления в христианской вере» и комментарии к Библии) объемны, но читаются с замечательной легкостью.

Кальвин основал академию, посылавшую духовных наставников в разные страны Европы. Он создал гибкую структуру церкви, способную адаптироваться и выживать во враждебных государствах, что не удалось лютеранству.

 

Эразм Роттердамский (1469-1536гг.)

Богослов, филолог, писатель. Пользовался большим авторитетом и был одним из самых образованных людей своего времени. Французский философ П. Бейль справедливо назвал его «Иоанном Крестителем» Реформации.

Эразм родился в Голландии. Он с большим усердием изучал древние языки и произведения итальянских гуманистов. Живя в Нидерландах, Франции, Англии, Италии, но больше всего в Германии, Эразм с энтузиазмом занимался наукой и литературой, он перевел с латинского языка на греческий Библию и произведения «отцов церкви». В переводе и, особенно, в комментариях, он стремился дать текстам свою гуманистическую трактовку. Большую популярность получили сатирические произведения Эразма (самое известное – «Похвала глупости»). Тонкая и острая сатира Эразма высмеивала недостатки общества. Критикуя внешнюю, обрядовую сторону католической церкви, феодальную идеологию и всю систему средневековых воззрений, Эразм по существу отстаивал новые принципы зарождающихся буржуазных отношений. В духе своего времени он старался сохранить основы религиозного мировоззрения и требовал подведения под христианскую религию рационалистической основы. Эразм высмеивает тех праведников, которые объявляют человека и всю земную жизнь греховными, проповедуют аскетизм, умерщвление плоти во имя очищения духа.

Стремление к примерению религии и разума составляет основу философских взглядов Эразма. Сейчас ясно видно, что Эразм Роттердамский был прав, считая всякое преобразование общества революционной силой вредным. Взгляды его удивительно актуальны и современны. Возможной и необходимой он считал лишь мирную пропаганду гуманистических идей, которая оказывала бы постоянное благотворное влияние на общественное развитие. Эразм был противником теократии. По его мнению политическая власть должна находиться в руках светских лиц, а роль духовенства не должна выходить за рамки моральной пропаганды.

В период, когда Эразм жил в Германии, ни императорская, ни княжеская власть не могли остановить нарастающее движение народных масс и подъем оппозиционных настроений бюргерства.

Сам Эразм Роттердамский не покидал лона католической церкви, но во многих отношениях его критика нравов церкви была еще более радикальной и уничтожающей, чем критика Лютера.

 

Ульрих Цвингли (1484-1531гг.)

Цвингли, отреагировавший на тот же духовный кризис, что и Мартин Лютер пришел к сходным выводам. Однако работа над ними происходила в совершенно другой обстановке: в городе-государстве Цюрихе. Цвингли испытал более сильное влияние гуманистических идей, чем Лютер. Гуманизм 16в. был хрстианским движением, состоявшем из людей, заинте-ресованных в сохранении культурного и исторического наследия, открытого в эпоху Возрождения.

Цвингли восхищался идеями Эразма Роттердамского. Движение Реформации, которое он возглавил в Цюрихе в конце двадцатых годов 16в., было более непримиримым и рациональным, чем движение лютера. Цвингли отвергал догмат о физическом присутствии Христа в элементах евхаристии. В соответствии с этим внутренее убранство цвинглианских церквей было максимально упрощенным: свободное пространство с голыми побеленными стенами. Многие из его последователей были недавно разбогатевшими торговцами и ремесленниками. Их привлекала не только новая теология, но и возможность бросить вызов существующему положению вещей. Цвингли втянулся в политику швейцарских городов-государств и погиб в сражении между католическими и протестантскими кантонами.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: