Формат «живая история» как одно из перспективных направлений развития музеев.




«Живая история» – это сравнительно новый формат проведения различных культурно-массовых мероприятий, отличающийся зрелищностью, яркостью демонстрации исторических событий. Он популярен во всем мире. Совсем недавно в России появились такие понятия, как «музей живой истории», «урок живой истории», «интерактивная площадка живой истории».

Массовое увлечение живой историей началось по всему миру во второй половине XX века[1]. В это время начали возникать группы единомышленников, использующих формат «живая история» как досуговую деятельность (ролевую игру). В нашей стране это «хобби»[2] получило собственное название - «движение историческая реконструкция»[3]. Сейчас историческая реконструкция развивается в самых разных направлениях: воссоздаются исторические процессы, события, объекты и т.п. от каменного века до современности. Наряду с этим стали появляться музеи живой истории. В Европе они стали называться музеями экспериментальной археологии (сейчас их более 140[4]), а в России - парками исторической реконструкции (сейчас их более 20[5]).

Чем привлекателен формат «живая история» в развитии современного музея? Пожалуй, главным отличием музея живой истории от классического является то, что в нем все объекты (предметы быта, одежда, дома и т.д.) являются воссозданными, их можно трогать руками (нет витрин). В музее живой истории воссоздается архитектура выбранной эпохи (хижины, хозяйственные постройки, оборонительные укрепления и т.д.), а сотрудники музея в исторических костюмах демонстрируют ремесла, рецепты аутентичной кухни и музыкальные произведения, создавая у посетителей ощущение полного погружения в историю. Важно и то, что здесь посетитель не пассивный созерцатель, а в некотором роде участник событий какой-либо эпохи, так как он имеет возможность прикоснуться к истории, например, может примерить одежду или доспехи, а также принять участие в ремесленном мастер-классе.

 

Относительно недавно формат «живая история» стали использовать и классические музеи, что, несомненно, привлекает к ним большее внимание. В данной статье обратимся к опыту работы некоторых российских музеев и рассмотрим некоторые формы организации музейной деятельности, которые способствуют популяризации истории, решению задач воспитания культурной и исторической памяти у подрастающего поколения.

 

Одна из наиболее популярных форм взаимодействия с посетителями - мастер-классы. Их тематика разнообразна: кухня, ремесла, искусство, письменность, военное дело. Так, в ОГБУК "Государственный исторический музей Южного Урала" (г. Челябинск) действуют мастерские традиционных технологий. В мастерских музея на выбор более 30 практических занятий, где знакомят с технологией изготовления тканых поясов, глиняных горшков, изготавливают игрушки из природных материалов (камыша, кукурузы, соломы, глины, дерева), войлока и текстиля, создают музыкальные инструменты (свистульки, трещотки, «барабанки», «шаркунки») и другие бытовые предметы, используя этнографические данные Южного Урала[6].

Еще одним направлением живой истории являются выездные уроки (передвижные выставки). Так, сотрудниками ГБУК КК «Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д.Фелицына» проводится передвижная выставка «Путешествие в каменный век». На занятии школьники сначала знакомятся с презентацией о пещерной живописи, а затем участвуют в мастер-классе по созданию рисунков каменного века «аутентичными красками» (уголь, охра)[7].

Костюмированные манекены в экспозициях позволяют знакомиться с эпохой в тех случаях, когда одежда данного региона полностью (или частично) не сохранилась. Реконструкция одежды производится по археологическим, изобразительным и письменным источникам. Например, в ГБУК РО "Археологический музей-заповедник "Танаис" создана экспозиция Музея исторического костюма, где представлены реконструкции костюмов древних греков, римлян, скифов, сарматов и других жителей Северного Причерноморья[8].

Фотосъемка в историческом костюме привлекает очень многих посетителей музеев. Ведь примеряешь на себя не только костюм, но и некий социальный статус, род занятий и даже характер и эмоциональное состояние людей, живших в далеком прошлом. Так, в Таманском музейном комплексе - филиале ГБУК КК «КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына» посетители «Ночи музеев» примеряли древнегреческие костюмы, чтобы сделать оригинальное фото на фоне античных колонн[9].

Очень ярко передают атмосферу давно минувших веков театрализованные интерактивные программы по мотивам традиций древних народов Дона, Древней Греции и Римской империи[10] в ГБУК РО "Археологический музей-заповедник "Танаис". На занятиях, которые представляют собой костюмированное выступление, посетители совершают увлекательное путешествие во времени.

Формат «живая история» широко используется и на комплексных занятиях для школьниковв ОГБУК "Государственный исторический музей Южного Урала". Здесь проводится цикл занятий «Край родной в далеком прошлом».[11] Они посвящены древней истории Южного Урала: «Древнейшие жители нашего края (каменный век)», «Южноуральцы бронзового века», «Кочевники раннего железного века и средневековья». Каждое занятие состоит из вводной беседы с видеопрезентацией, экскурсии к экспонатам определенной эпохи, костюмированной инсценировки и, наконец, практической части (чистка рыбы каменными орудиями, разжигание огня, работа каменным сверлом, плетение циновки из камыша, ткачество на вертикальном станке, лепка из глины горшков и нанесение орнамента, игры в кости, чеканка орнамента на медной бляхе).

Одна из популярных игр, побуждающих детей к познавательной активности, – квест, которая также дает возможность прикоснуться к живой истории. Такие игры проводились в МБУ «Краеведческий городской музей» г. Миасса Челябинской области. Так, участники квеста «Выжить в каменном веке», разделившись на два племени, проходили такие «испытания», как проведение обрядов, охота на мамонта с помощью дубины и копий, изображение охоты на камне, строительство жилищ, перемещение камней древним способом и создание мегалита, сражения между племенами на мягких дубинках.[12]

Фестивали исторической реконструкции являются наиболее востребованным среди зрителей видом живой истории, который может продемонстрировать уклад жизни различных эпох через погружение в атмосферу прошлого. Самой главной частью фестиваля для зрителей всегда являются исторические единоборства (постановочные бои, сражения между дружинами/войсками, маневры со взятием укреплений, одиночные турниры). В России реконструкция исторических единоборств охватывает период от бронзового века до Второй мировой войны. Конечно, самыми зрелищными являются сражения с холодным оружием, так как, пожалуй, самые натуралистичные.

Например, Анапский археологический музей - филиал ГБУК КК «КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына» два раза в год (в марте и сентябре) на территории музея проводит турнир по историческому фехтованию "Меч Черноморья", в котором принимают участие более 250 зрителей и около 30 реконструкторов средневековья из 6 городов Краснодарского края и других регионов[13]. При отсутствии у музея собственной территории для турнира/фестиваля используется (при сотрудничестве с администрацией) любая удобная площадка муниципалитета. Так, МБУ «Троицкий краеведческий музей» (Челябинская область) и клуб исторической реконструкции «Бобровый гон» для фестиваля эпохи викингов «Южный рубеж»[14] выбрали площадку в поле на окраине города. В программе фестиваля: исторические единоборства (сражения дружин, взятие крепости, турнир), фолк-концерт, исторические инсценировки («Средневековая свадьба»), мастер-классы (ткачество, изготовление стеклянных бус, чеканка, гончарное дело и др.), конкурсы (лучшее средневековое поселение, стрельба из лука, кулинарное мастерство), ярмарка, «средневековая харчевня», фаер-шоу.

Данный перечень форм взаимодействия с посетителями музеев не носит исчерпывающего характера и имеет тенденцию постоянному расширению, а также может, на наш взгляд, служить основой для разработки различных мероприятий, позволяющих окунуться в атмосферу событий давно прошедших времен.

 

В заключение следует отметить, что преимущество мероприятий в формате «живая история» перед классической музейной экскурсией состоит в том, что он позволяет посетителям стать свидетелями и участниками истории, получить более полное представление о культуре и образе жизни людей определённой исторической эпохи. Поэтому дети (самая важная и массовая аудитория для музеев) между классическим музеем и музеем живой истории (парком исторической реконструкции) выбирают последний, как более понятный для них. Ведь им легче воспринимать окружающее посредством участия в какой- либо деятельности.

«Живая история» все больше привлекает внимание в классических музеях, так как она интересна посетителям, обеспечивает музею популярность, конкурентоспособность и увеличение финансовых возможностей для дальнейшего развития учреждения.


[1] Карпов Е.И. Военно-историческая реконструкция или «Living History» // Реконструктор. 2004. №1. С.4.

[2] Борисов М.В. Воплощение одного мифа современной цивилизации: о природе ценностных ориентиров и способах их достижения в субкультуре «Движение исторической реконструкции» // Экспериментальная археология. Взгляд в XXI век. Материалы международной полевой научной конференции " Экспериментальная археология. Взгляд в XXI век"/Составитель и научный редактор С.А. Агапов. Ульяновск: 2013. -С.256.

[3] Шаронова Е.В. Движение исторической реконструкции в России: глубокая периодизация феномена // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века. 2018. С. 87.

[4] Перечень европейских музеев экспериментальной археологии - https://web.archive.org/web/20161101025017/https://www.euro-t-guide.com/See_Type/Open_Air_1.htm

[5] Например, парки исторической реконструкции «Гардарика» (https://gardarika74.ru/), «Палеопарк Археос» (https://paleopark.archaeos.ru/) и «Застава 18» (https://vk.com/zastava18) в Челябинской области, «Древний мир» под г.Самарой (https://drevnymir.ru/), «Стрелецкий острог» в Ленинградской области (https://vk.com/ostrogstrelcov), «Федюхины высоты» под г. Севастополем (https://vk.com/feduhy.park), «Форпост» под г. Москвой (https://vk.com/forpostpark), «Усадьба средневекового рушанина» под г. Старой Руссой (https://vk.com/russasol), «Деревня викингов Кауп» в Калиниградской области (https://vk.com/kaup39), «Музей ратной истории Москвы» в г. Москве (https://vk.com/castlemoscow), «Бастионъ» в республике Карелия (https://bastion-park.ru/), «Викинг» под г. Симферополем (https://vk.com/viking.crimea), «Viking» в Тверской области (https://battle-tower.ru/), «Сугорье» в Вологодской области (www.sugorie.com), «Сваргас» в г. Выборге (https://swargas.ru/), «Русское порубежье» в Ивановской области (https://vk.com/porubezie), «Аргамач» в Липецкой области (www.park48.ru), «Музей живой истории» в г.Липецке (https://vk.com/livemuseum48), «Ушкуй» под г. Калининградом (https://vk.com/gorodushkui), «Римская империя» под г. Геленджиком (https://www.rim-park.ru/).

[6] Мастерские по традиционным технологиям в подразделении «Детский музей» ОГБУК "Государственный исторический музей Южного Урала» - https://vk.com/dm_remeslo

[7] https://felicina.ru/news/v-muzee-felicyna-sostoyalsya-nauchno-metodicheskij-sovet/

[8] Музей исторического костюма на сайте ГБУК РО "Археологический музей-заповедник "Танаис" - https://www.museum-tanais.ru/muzey-istoricheskogo-kostyuma-111

[9] Отчёт о работе Таманского музейного комплекса - филиала государственного бюджетного учреждения культуры Краснодарского края "Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына" за 2019 год. – С. 13.

[10] Костюмированные инсценировки на сайте ГБУК РО "Археологический музей-заповедник "Танаис" https://www.museum-tanais.ru/interaktivnye-programmy-113

[11] Страница абонемента «Край родной в далеком прошлом» подразделения "Детский музей" ОГБУК "Государственный исторический музей Южного Урала" (г.Челябинск) - https://vk.com/kray_rodnoy

[12] Фото квеста «Выжить в каменном веке» в МБУ «Краеведческий городской музей» МГО (г.Миасс, Челябинская область) - https://vk.com/wall-169933628_153

[13] Отчёт о работе Анапского археологического музея - филиала государственного бюджетного учреждения культуры Краснодарского края "Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына" за 2019 год. – С. 34.

[14]Страница фестиваля исторической реконструкции «Южный рубеж» - https://vk.com/ur_2018



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: