Данный проект разработан в соответствии
со следующими нормативно-правовыми документами:
Экологическое образование дошкольных учреждений имеет под собой следующую нормативно-правовую базу.
- Извлечение из Федерального Закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. в частности:
в статье 71 «Всеобщность и комплексность экологического образования»,
в статье 72 «Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях», в статье 74. «Экологическое просвещение».
- Постановление кабинета Министров Р.Ф. от 03.02.1997 г. № 137, которым утверждена программа мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения.
- «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г., статья 58 Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
- «Концепция дошкольного воспитания» от 16.06.1989 г. раздел «Воспитание дошкольников». Отношение к природе. Здесь ребенок приобретает начальный опыт приобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей. В результате формируются начала экологического сознания.
- «Конвенция о правах ребёнка», статья 29 Воспитание уважения к окружающей природе.
- «Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста
Образовательная область «Познавательное развитие» во ФГОС – познавательном развитии предполагается «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира».
- Парциальная программа С.Н. Николаева «Юный эколог», Н.А. Рыжова «Наш дом – природа», А. Вересова «Мы земляне».
Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 г.
Проблема. Тема проекта «Наши пернатые друзья - зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. И кто как не мы, люди, должны прийти им на помощь. Именно в таких ситуациях человек проверяется на гуманность, ответственность и бескорыстие. Но многие ли готовы к этому? Лишь изредка кое-где встретишь на дереве под окном кормушку. Вот и гибнут малые птахи десятками, не дожив до спасительных теплых дней. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Идея проекта. Во время одной из прогулок прилетели на игровую площадку зимующие птицы. Они летали по площадке в поисках корма. Дети заинтересовались птицами, стали задавать интересующие их вопросы:
- Какие птицы остаются зимовать?
- Как помочь птицам выжить в зимних условиях?
- Что мы можем сделать для зимующих птиц?
- Как называются эти птицы?
- Что они ищут?
- Чем кормятся зимой и как спасаются от холода?
Несколько детей предложили помочь птицам, которые прилетают к нам на площадку. Так и возникла идея проекта.
Цель:формирование основ экологической культуры дошкольников через развитие заботливого отношения к зимующим птицам, их подкормку, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы - птицам.
Объект деятельности - зимующие птицы.
Предмет деятельности – образ жизни птиц зимой.
Гипотеза – Мы предположим, что включение детей в разные виды совместной, партнерской, образовательной деятельности, в ходе реализации проекта, будет способствовать развитию познавательной активности дошкольников к экологии, а сделанные кормушки помогут выжить зимующим птицам в холодное время года;
если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, постоянно подкармливать зимующих птиц то: возможно, мы сможем помочь им пережить холодный период года и сохранить их численность, станем относиться добрее и внимательнее не только к птицам, но и друг к другу, укрепятся связи родители – дети – педагоги.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Анкетирование родителей.
- Определение темы проекта, постановка цели и задач.
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
- Выбор форм работы, основных мероприятий с детьми и родителями, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.
- Определение и формулировка ожидаемых результатов.
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению, углублению и систематизации знаний дошкольников о зимующих птицах.