Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи




"Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи",- так определяет общее недоразвитие речи Р.Е. Левина.

Общее недоразвитие речи обнаруживается при таких видах детских нарушений речи: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (редко). Невзирая на разную структуру расстройств, у детей с общим недоразвитием речи есть обычные симптомы, выражающие комплексные расстройства речи:

· позднее развитие речи: первые речевые высказывания возникают к 3-4, а реже - к 5 годам;

· речь имеет аграмматический характер и слабо произносительно оформлена;

· экспрессивная речь отличается от импрессивной в сроках формирования, т. е. ребенок, осознавая обращенную к нему речевую деятельность, не способен сам верно рассказать собственные мысли;

· речь детей с ОНР малопонятна [20].

Проблема речевого недоразвития у детей основательно разрабатывалась и освещалась в отечественной и зарубежной литературе многими учеными начиная еще с 50-60-х годов ХХ века (Р. Е. Левина В. К. Орфинская, В. К. Воробьева, Б. М. Гриншпун, Л. Ф. Спирова, Е. Ф. Соботович, Л. Н. Ефименкова, Е.М. Мастюкова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, Л. Трофименко и др.).

На современном этапе развития логопедии понятие недоразвитие может обозначать неполноту, незавершенность речевого развития ребенка.

Нарушение речевого развития наблюдаются у детей как с нормальным психофизическим развитием, так и с различными психофизическими недостатками. Негативное влияние на развитие их речи имеют поражения корковых гностических и моторных зон, зрительной, слуховой функции, интеллектуальные нарушения, неблагоприятные условия жизни и воспитания детей. Нарушаются различные компоненты речевой деятельности: звукопроизносительная сторона, фонематические процессы, лексическое и грамматическое строение. Первичная патология речи детей с ОНР тормозит формирование потенциально сохранившихся умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию интеллекта. Однако по мере формирования словесной речи и устранения собственно речевых трудностей их интеллектуальное развитие приближается к норме.

Все нарушения речи можно рассматривать по двум классификациям: психолого-педагогической и клинико-педагогической. По психолого-педагогической классификации, предложенной Р. Левиной в 1968 году выделяют нарушения средств общения и нарушения их применения в общении. К нарушениям средств общения относят фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематической недоразвитие и общее недоразвитие речи, а к нарушениям применения средств общения относят заикание. Общее недоразвитие речи (ОНР) включает в себя тяжелые нарушения, такие как моторная и сенсорная алалия, сложные формы ринолалии и дизартрии. При ОНР нарушаются все компоненты речи: фонематическое процессы, звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй и связная речь.

Итак, общее недоразвитие речи – это разные многочисленные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

В этиологии ОНР выделяются различные факторы биологического, психологического и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору или групповой принадлежности, патология натального периода, постнатальные заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка и др. Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, связано с психической депривацией в сенситивные периоды развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного взаимодействия различных факторов, а именно: отягощенной наследственности, органической недостаточности ЦНС, неблагоприятного социального окружения. Наиболее тяжелым и стойким вариантом считается ОНР, обусловленное ранним органическим поражением мозга лобных, височных, теменно-затылочных участков доминантного полушария. В своих исследованиях К. Мастюкова придает особое значение этиологии ОНР, в частности перинатальной энцефалопатии, которая может быть гипоксической (вследствие внутриутробной гипоксии и асфиксии во время родов), травматической (вследствие механической родовой травмы), билирубиновой (вследствие несовместимости крови матери и ребенка порезус фактором или групповой принадлежности).

По клиническим видами К. Мастюкова выделяет три группы детей с ОНР.

I-я группа - неосложненный вариант ОНР, характеризующийся наличием только признаков ОНР. У детей с этим вариантом ОНР не обнаруживается локальных поражений ЦНС. В анамнезе этих детей чаще всего отсутствуют указания на патологическое течение беременности и родов у матери, только иногда наблюдается не резко выраженный токсикоз второй половины беременности, непродолжительная асфиксия. В постнатальном периоде у этих детей может отмечаться соматическаяослабленность, частые инфекционные и простудные заболевания. С психологической точки зрения у этих детей наблюдается общая эмоционально-волевая незрелость, несформированность регуляции произвольной деятельности, недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, трудности динамической организации движений и др. [17].

II-я группа - отягощенный вариант ОНР. У детей этой группы ОНР обусловлено более сложной симптоматикой и патогенезом. Нарушение речевого развития сопровождается неврологической и психопатологической симптоматикой. Выраженная неврологическая симптоматика у этих детей свидетельствует не только о незрелости ЦНС, но и о грубом поражения соответствующих мозговых структур.

Детям присущи следующие синдромы:

1. Гипертензионно-гидроцефальный синдром, характеризующийся увеличенным внутричерепным давлением, увеличенным размером головы, расширением венозной сетки в височных участках головы. У детей с данным синдромом наблюдается быстрая истощаемость, повышенная возбудимость, расторможенность, раздражительность, частые головные боли, головокружение.

2. Церебрастенический синдром, характеризующийся повышенной нервно-психической истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушением внимания, памяти. Церебрастенический синдром в одних случаях проявляется на фоне эмоционального и двигательного беспокойства, у других сопровождается вялостью, заторможенностью, пассивностью.

3. Синдромы двигательных расстройств проявляются в изменении мышечного тонуса, в нарушении координации движений, в несформированности общей, мелкой, а также артикуляционной моторики, что проявляется в виде тремора, синкинезии, насильственных движений, легких парезов, спастичности, которые присущие стертой форме дизартрии.

В целом для детей II-й группы характерна недостаточность гнозиса, праксиса. Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется у этих детей в эмоциональной лабильности, в этажности эмоций, недостаточности волевых процессов. Встречаются также дети с ОНР, которые имеют следующие особенности:

- Выраженный негативизм (противодействие просьбой и инструкциям всех окружающих или отдельных лиц);

- Агрессивность, конфликтность;

- Повышенная уязвимость, нередко сопровождаемая навязчивыми страхами;

- Чувство дискомфорта, иногда сопровождаются невротической рвотой, снижением аппетита;

- Энурез;

- Склонность к болезненному фантазированию.

Наличие этих болезненных черт у детей с ОНР объясняется тем, что недоразвитие речи, как правило, является следствием резидуально-органического поражения центральной нервной системы.

К III-й группы детей с ОНР относятся дети с алалией.

На сегодня этиология алалии сопровождается поражением речевых зон как левого, так и правого полушарий. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда в 5 лет. Речь аграмматическая, недостаточно фонетически оформлена, малопонятна, наблюдается недостаточная речевая активность. Отстает экспрессивная речь при относительно благополучном понимании обращенной речи. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохраненной смысловой и логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления. Без специального обучения дети с ОНР с трудом овладевают навыками анализа и синтеза, сравнением и обобщением. Вместе с общей соматической ослабленностью им свойственно и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Для детей с ОНР характерно нарушение последовательности элементов действия и пропуски его составных частей, наблюдается недостаточность координации пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики, замедленность [17].

У детей дошкольного возраста с ОНР формирование форм общения происходит с опозданием, наблюдаются устойчивые трудности во взаимосвязи и взаимодействии с окружающими. У детей не формируется, характерно возрасту, понимание эмоций, состояний, отношений и действий окружающих и самого себя [17].

Итак, вариативность клинических характеристик детей с нарушениями речи, в частности с ОНР обнаруживает общие для них признаки, а именно: общее недоразвитие составляющих компонентов или фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, являются сложными и стойкими расстройствами, особенно лексическая и грамматическая.

Исследователи считают, что у данной группы детей сильно нарушена коммуникативно-речевая деятельность, которая в дальнейшем вызывает вторичные отклонения в развитии эмоционально-волевой, личностной сферы, а также сказывается на социализации ребенка.

Нарушение коммуникативных способностей и сопутствующие особенности эмоционально-личностного развития негативно сказываются на межличностных отношениях детей с ОНР со сверстниками. В целом неприятие ребенка с нарушением речи ближайшим окружением проявляется в дезадаптивных способах поведенческого реагирования, нарушающих его социализацию.

А. П. Воронова считает, что сенсорное формирование дошкольников с ОНР обладает некоторыми отличительными чертами: они испытывают сложности в заданиях на исследование объектов, дифференциацию необходимых качеств, а главное в назывании данных качеств. Дети смешивают наименования цветов, геометрических фигур, с большими сложностями ориентируются в пространственно-временных представлениях, редко применяют те способности восприятия, которыми владеют. Слуховое восприятие дошкольников с ОНР – слуховое внимание, тембровый, звукочастотный слух, ритмическое ощущение, также развивается у дошкольников этой группы с большим опозданием [58].

И. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичевауточняют, что наряду с общими психологическими особенностями дошкольникам с ОНР характерна задержка в формировании моторной сферы, которая обладает слабой согласованностью действий, нерешительностью в осуществлении дозированных действий, снижением быстроты и ловкости реализации. Обнаруживается слабая согласованность пальцев, кисти руки, слабым развитием тонкой моторики. Отмечается инертность, зацикливание на одной позе [20].

Дети с ОНР недостаточно активны, инициативы в коммуникации они нередко не проявляют. В работе Ю. Ф. Гаркуши обнаруживается, что:

· у детей с ОНР имеют место расстройства коммуникативной сферы, выражающиеся в слабом развитии мотивационно-потребностной сферы;

· сложности обусловлены сочетанием вербальных познавательных расстройств;

· доминирующий вид коммуникации со взрослыми у дошкольников с ОНР 4‒5 лет – ситуативно-деловая, что не соответствует возрастному периоду [20].

Е. М. Голубева отмечает, что личностная характеристика дошкольника с общим недоразвитием речи обладает определенным своеобразием:

· слабое развитие средств коммуникации;

· низкая самооценка;

· расстройства общения;

· беспокойство;

· враждебность различного уровня [58].

Согласно исследованиям Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, в процессе учебной работы дошкольников с ОНР обнаруживается значительная нормализация функций стимуляции мозговых структур при увеличении эмоциональной и когнитивной роли предлагаемых сведений, может быть в большей степени эффективна при условии использования средств, содействующих улучшению функций коркового контроля коры головного мозга (межполушарная взаимосвязь) [56].

Итак, у дошкольников с ОНР в той либо иной мере страдает произношение и дифференциация фонем на слух, слабо развивается освоение системы морфем, недостаточно автоматизируются навыки словоизменения и словообразования. Основной симптом ОНР это запоздалое начало речи, скудный лексический состав, расстройства звукопроизношения. Данные проявления ОНР входят в состав системного расстройства всех сторон речи. В исследованиях различных авторов обнаружены отличительные черты вербального развития при ОНР на базе использования разных параметров: физиологических, клинических, психологических и прочее.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: