Глава 3. История МТС в селе Строевское.




Довоенные годы

Строевская МТС была организована в 1938 году. Директором МТС назначен Резанов Николай Федорович. Тракторную станцию разместили в здании разрушенной к тому времени и разоренной Никольской церкви. Такое решение, скорее всего, было обусловлено тем, что на тот период более подходящего здания на территории не было, денег на строительство тоже.

Тарбаев Дмитрий Михайлович вспоминает: «Я помню, как раньше в эту церковь с матерью ходил, красиво было, величественно… Не порато удобное место выбрали для станции, как раз в угоре…В распутицу часто буксовали, спускались - могли и перевернуться… Но более крепких стен, видно не нашлось. Долгое время и крышу не переделывали, был церковный свод, а со временем стал крошиться, трещины пошли, работать стало опасно. Перекрыли крышу, набрали из досок».

Захаров Андрей Прокопьевич, бывший тракторист, вспоминает, что и пол вначале был очень интересно сделан: вкопаны были чурки в землю. «Не было тогда строительных материалов, вот и находили люди выход. Долго прослужил тот пол, когда уж хорошо жить сталь, тогда настил из досок сделали, годах в 60-х».

В начале образования машинно-тракторной станции в Строевском были созданы тракторные бригады в количестве 9 бригад, руководили бригадами 7 мужчин и 2 женщины.

Обслуживала МТС большую территорию, выполняя сельскохозяйственные работы, и обеспечивала ремонт техники: Едемский с/с, Кузоверский с/с, Строевской с/с, Прилукский с/с, Васильевский с/с (территориальное деление с 1931 по 1950 года).

В конце 30-х- и в первые послевоенные годы на трактористов и механиков обучали юношей и девушек в городе Вельске и Сольвычегодске на тракторных курсах.

В «Книге протоколов заседаний членов правления Лобановского колхоза 1944-1945 гг.» сохранилось письмо от директора МТС о просьбе «выделить 1 человека на курсы трактористов из членов вашего колхоза и последнего отправить в МТС 29.10.19045 г….Курсы будут проходить в Сольвычегодске 4 месяца. Учеба за счет колхоза…Прошу вас к выделению на курсы отнестись со всей серьёзностью. Выделенный вами товарищ будет впоследствии работать в вашем колхозе». Председателем колхоза Тарбаевым Ефимом Митрофановичем сделана запись: «Направить в МТС для прохождения курсов Лебедева В.Н.».

К большому сожалению, нет уже в живых многих, кто мог бы рассказать историю Строевской МТС более подробно. В настоящее время в селе проживают только Тарбаев Михаил Дмитриевич и Полосков Николай Андреевич.

В школьном музее сохранились воспоминания Лазаревой Александры Афанасьевны, 1921 года рождения, жительницы села Строевское. Александра Афанасьевна была одной из первых, кто начал работать в МТС с начала её образования. «В 1936 году начала работать в колхозе. В этом же году закончила учебу в школе, закончив 7 классов,- вспоминает она,- В 1938 году начала работать в МТС на прицепе. Затем без отрыва от производства сдала экзамен на профессию тракториста. В 1938-1940 работала бригадиром тракторной бригады. Осенью 1941 года отправили учиться на механика в город Вельск. До 1943 года работала в МТС механиком, затем была направлена в г. Молотовск на завод, где ремонтировали трактора для колхозов».

В статье газеты «Ленинское знамя» за 1983 год, посвященной ветеранам партии и труда «прославленной трактористкой Строевской МТС» называют Марину Ивановну Жаворонкову, уроженку села Строевское, 1917 года рождения.

Марина Ивановна мечтала стать учителем, но в педагогическое училище поступить не удалось. После окончания 7 классов школы, в 1935 году, восемнадцатилетнюю девушку не приняли в училище.

А однажды, увидев новенький трактор, за рулем которого сидела молодая трактористка, «загорелась» Марина, часто представляла, что вот также гордо сидит за рулем, подпрыгивая на ухабах. Трудилась она в колхозе «Светлый путь» до тех пор, пока председатель не предложил поехать на курсы трактористов: «Надо нам, Марина, человека послать учиться на тракториста. Тебя вот решили…». Обрадовалась девушка.

На разных тракторах пришлось поработать Марине Ивановне. Училась сначала управлять трактором ХТЗ-НАТИ, который между собой трактористы называли «натиком» и работал он на керосине, затем на Т- 2Г - газогенераторном. Трактористка вспоминает, что работал этот трактор на березовых дровах: от них жару больше. Так и прозвали его – «на чурочках». Надо было самой в лес съездить, дров нарубить, напилить (к трактору прицеплялась даже специальная пила). Тяжело приходилось поначалу. Чурки надо было быстренько в бункер запихать, да успеть, чтобы весь газ не выпустить. В те времена из обуви одни лапти были, прозеваешь чуть - они и загорятся.

Называли трактора и «перевертышами» те, у которых колеса металлические были с шипами, они не очень устойчивы были и землю ворошили, переворачивали при движении.

Военные годы

Самым суровым испытание и для всего советского народа, и для МТС стала Великая Отечественная война. Трактористы в военное время быстро переучивались на танкистов и тысячами уходили на фронт, а задачи полной и своевременной уборки урожая (и обеспечения продовольственной безопасности страны) с машинно-тракторных станций никто не снимал. В условиях войны и жесточайшего дефицита кадров в МТС начали массово создавать женские тракторные бригады, работницы которых равнялись на знаменитую стахановку Пашу Ангелину.

Главная задача колхозов и МТС в это время - активно содействовать райвоенкоматам. В первые два года ВОв из Устьянского района было отправлено много тракторов, грузовых автомобилей, лошадей и четыре колесные повозки «Таврачанка». Осенью 1941 года колхозы района отправили для нужд фронта 25 т. семян клевера. Первая уборочная компания в период войны оказалась очень тяжелой. Большие площади зерновых, картошки и овощей пришлось колхозам убирать часто во время дождей и снега.

Жаворонкова М.И. вспоминала: «Работали день и ночь. Зимой молотили, а отдохнуть не успеешь - уже пахать надо. В морозы, когда трактор заводила, кожа с рук от холодного железа сходила. Летом от пыли и дождей трескалось до крови лицо. На железное тракторное сидение приходилось привязывать фуфайку. За несколько дней плотный материал истирался».

Бессонные ночи тоже заставляли приспосабливаться. На одном конце поля трактористка глаза закрывала, дремала, а на другом открывала, чтобы в кусты не заехать.

Возле правления колхоза стояли две доски. Одна черная, другая красная. На черной писали мелом имена отстающих, а на красной – передовиков. Имя Жаворонковой М.И. было всегда на красной. Каждую весну начинала она с алым флажком на тракторе. Его вручал политрук МТС за ударную работу. Марина Ивановна награждена «медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг.»

В историю вошли имена трактористок - комсомолок Марии Кузнецовой, Клавдии Полосковой, Лидии Поповой, Веры Усачевой, Александры Котовой.

Послевоенные годы

1945 год - конец войны, жители села радуются победе, но жизнь в деревне легче не становится. В ходе послевоенного восстановления экономики одной из основных задач стало возрождение сельского хозяйства, восстановление разрушенных войной производственных сил деревни, главной составляющей которых были машинно-тракторные станции. С фронтов мужья, сыновья возвращаются ранеными, а некоторые продолжали службу и после победы.

Тарбаев Михаил Дмитриевич родился 3 сентября 1924 года на хуторе Головатый Строевского с/с, в армию был призван в 1942 году, служил в Морских войсках береговой охраны и после войны до 1947 года продолжал службу на Карельском фронте, охраняя границу. Он вспоминает, что в 1949 году был направлен, как и многие другие, на курсы трактористов на 3 месяца. Курсы проводились в эти годы уже в селе Строевское, в двухэтажном доме, который сохранился до сих пор. Также при МТС была своя контора, которая находилась в здании в центре села. Позднее это здание было передано школе, долгое время её так и называли «МТС-овская школа».

В 1950 году Михаил Дмитриевич начал работать в МТС на гусеничном тракторе. Выбранная случайно профессия стала спутницей на всю трудовую жизнь: стаж работы только на гусеничном газогенераторном тракторе составляет 20 лет.

В эти годы директором МТС был Балуев Федор Васильевич. Станция также производила ремонт техники, помогала колхозам в сельскохозяйственных работах. До 1959 года предприятие моторно-тракторные станции существовали отдельно от колхозов.

За 5–7 послевоенных лет материальная база колхозов была восстановлена, и это дало повод заговорить о коренной реорганизации МТС. Большинство в высшем руководстве партии страны полагало, что производственно-техническое обслуживание колхозов через МТС перестало соответствовать потребностям развития сельского хозяйства и всю технику машинно-тракторных станций следует продать в собственность колхозам.

Впрочем, такой вопрос поднимался не впервые. Еще в конце 1929 года, на волне массового колхозного движения и первых успехов МТС, ЦК ВКП(б) принял решение передать МТС в собственность колхозов, при этом колхозам в течение трех лет предстояло выплатить государству стоимость переданной им техники. Решение это было принято по предложению группы ударников-колхозников, причем только в виде опыта, для пробы. Но первый же опыт оказался столь неудачным, что высшая партийная инстанция уже в конце 1930-го была вынуждена отменить свое решение как нецелесообразное. Причина тогда оказалась в бедности колхозов, которые просто не в силах были вынести такое финансовое бремя.

В конце марта 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «О дальнейшем укреплении колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций». В соответствии с ним МТС постепенно реорганизовывались в ремонтно-технические станции (РТС), при этом вся их сельскохозяйственная техника передавалась или продавалась по самым низким ценам в те колхозы или совхозы, на которые она работала, а механизаторы становились колхозниками (при этом сохранялись трудовой стаж и стабильные расценки по заработной плате). Государство, предоставляя колхозам право купить комбайны, тракторы и другую сложную технику, предусматривало льготы для экономически слабых колхозов – рассрочку платежей сроком до 2–3, а в отдельных случаях и до 5 лет.

В связи с такой политикой в стране, в 1959 году колхозы Кузоверского и Строевского сельских советов объединились, на территории Строевского сельсовета был создан колхоз имени Суворова, с центральной усадьбой в с. Строевское.

Машинно-тракторная станция была передана совхозу, переименована в машинно-тракторный парк (МТП). Он стал пополняться новой, современной техникой, состоял из более чем 40 автомобилей и 90 тракторов. Для содержания МТП имелись свои ремонтные мастерские и автогараж.

Заключение

 

Сейчас машинно-тракторные станции – далекое наше прошлое. В ходе исследования мне удалось собрать и обобщить материал, который хранился в архивах школьного и краеведческого музеев, в архивах Строевской сельской администрации об истории МТС в нашем селе.

Проанализировав и сопоставив факты удалось установить временные рамки существования МТС на территории села Строевское: с 1938-1959 гг.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: