Логопедическая (коррекционная) работа с детьми раннего возраста




Игры:

1. «Где звучит игрушка?» Цель: Формировать зрительно – слуховое восприятие детей в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций. Пособие: погремушка. Ход занятия: Логопед показывает ребенку погремушку, затем стучит по ней рукой. Передвигаясь около манежа и продолжая стучать в погремушку, логопед добивается, чтобы малыш следил за движущимся источником звука.

Аналогично игра проводится с другими звучащими игрушками: колокольчиком, бубном, пищащей игрушкой.

2. «Ладушки» Цель: Расширять пассивный словарь в процессе выполнения игровых действий. Ход занятия: В манеже или за столом сидят 2-3 ребенка. Логопед хлопает в ладоши, напевая: «Ладушки, ладушки», — старается привлечь внимание детей к движениям своих рук. Обращаясь к одному из детей, логопед говорит: «Саша, сделай ладушки». Берет руки ребенка и хлопает ими, продолжая напевать: «Ладушки, ладушки». То же самое взрослый проделывает по 2-3 раза с каждым ребенком. Затем логопед учит детей выполнять «Ладушки» по подражанию.

Дети второго года жизни. На втором году обучения на логопедических занятиях преимущественно развивается общение на основе речи. Становление активной речи должно происходить в тесной связи с развитием мышления на одном и том же познавательном материале. Принцип единства формирования речи и мышления на одном и том же познавательном материале должен быть положен в основу всего процесса обучения детей речи. Наряду с развитием активной речи продолжается воспитание у детей внимания к обращенной речи и ее понимания.

Расширение словаря детей осуществляется за счет слов, обозначающих предметы, действия, признаки. Ребенок воспринимает речь в целом: название предмета, его признаки, возможность производить с ним действия – все это обозначается словами, относящимися к различным категориям. Восприятие предмета ребенком должно сопровождаться не просто его названием, а сообщением об этом предмете. В своем рассказе логопед многократно употребляет новое слово в сочетании с другими словами. Показывается связь слов в предложении. В процессе игры дети овладевают целевыми действиями с предметами по инструкции: открой – закрой, надень – сними, достань – положи и т.д. У них улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика рук, координация движений.

Игры:

1. Развитие понимания речи, зрительно – слухового восприятия с привлечением внимания к речи логопеда.

«Где кукла?» Цель: формировать зрительно – слуховое восприятие детей в процессе игровых действий. Пособия: кукла, ширма. Ход занятия: на ковре сидят 2-3 ребенка. Логопед показывает им куклу, называет ее «Катя». Дает возможность рассмотреть куклу. Затем ведет куклу по полу, поясняя: «Катя топ-топ». Дети следят за ее передвижением. Логопед внезапно заводит куклу за ширму и спрашивает: «Где Катя?». Дети ищут куклу глазами и показывают пальчиком. Логопед достает куклу из – за ширмы и говорит: «Вот Катя!». Побуждает детей повторять слова: Катя. Катя топ – топ. Вот Катя!

Аналогично проводятся игры с другими игрушками: кошкой, собакой, мячиком, машинкой и т.д.

«Большой – маленький» Цель: расширять пассивный словарь в процессе выполнения игровых действий. Ход занятия: занятие проводится с группой детей (2-3 чел.) или индивидуально. Ребенок стоит на полу. Логопед поднимает его руку вверх и говорит: «Вот какой Саша большой!» Затем логопед приседает и помогает присесть ребенку, при этом говорит: «А теперь Саша маленький».

2. Формирование речи в процессе упражнений на «обыгрывание» игрушек.

«Брось мяч в корзину». Цель: учить детей понимать и выполнять элементарные инструкции. Пособия: два мячика среднего размера, корзинка.

Ход занятия: логопед ставит на пол корзину, берет мяч, подходит к ней с ребенком и говорит: «Вот корзинка». Логопед бросает свой мяч в корзинку и говорит: «Упал мяч». Дает другой мяч ребенку: «На, Коля, мяч. Брось его в корзинку!». Ребенок бросает мяч. Логопед просит повторить малыша слова: дай мяч, на мяч, упал мяч, брось мяч.

3. Обучение пониманию речи в процессе действий с предметами. Развитие мелкой моторики рук.

«Воткни грибочки» Цель: учить детей выполнять простые речевые инструкции. Развивать мелкую моторику рук. Пособия: столик с 6 круглыми отверстиями, 6 грибков. Ход занятия: логопед ставит столик перед ребенком с воткнутыми грибками, обращается к ребенку: «Игорь, возьми грибок, положи его на стол». Когда все грибки будут положены на стол, логопед говорит: А теперь воткни грибок в дырочку». Игра проводится 2-3 раза.

4. Обучение детей конструированию, развитие речи, мелкой моторики рук.

«Башня», «Домик», «Дорожка», «Стол и стульчик», и т.д. Цель: учить детей простому конструированию. Пособия: набор «Строитель». Каждому ребенку определенное количество деталей. Ход занятия: конструирование по показу конструирование по образцу.

Желательно все постройки детей обыгрывать с помощью маленьких игрушек.

5. Развитие артикуляционной моторики.

«Ах, как сладко». Цель: формировать у ребенка простейшие артикуляционные движения: высовывать и убирать язык. Учить понимать инструкцию: «Высунь – убери» Пособия: мензурка, шпатель, сладкий сироп. Ход занятия: логопед наливает в мензурку сироп, набирает его шпатель, подносит ко рту ребенка, тот облизывает сироп. Логопед восклицает: «Ах, как сладко!». Затем шпатель с сиропом подносится к нижней губе ребенка, при этом логопед показывает, как нужно высунуть язык, чтобы слизать сироп. Если язык у ребенка напряжен, то логопед легко постукивает шпателем по языку, добиваясь его расслабления. Постепенно медленные движения языка ускоряются. Аналогично проводятся последующие игры – занятия: «Киска пьет молочко», «Тик – так» и т.д.

Дети с двух до трех лет. Происходит интенсивное расширение как пассивного, так и активного словаря. У детей развивается фразовая речь. Речь становится основным средством общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Продолжают формироваться понятия о таких сенсорных свойствах предмета, как форма, величина, цвет. Дети различают простые геометрические формы: кубик, шарик, кирпичик, «крыша». Устанавливают сходство и различие предметов по цвету (основные цвета). Подражая действиям взрослого, дети возводят сложные постройки из строительного материала. Формируется понятие о количестве предметов (один, два, много). Дети могут выполнять относительно сложные задания, в частности, классифицировать предметы по основному действию, производимому с ним. Совершенствуются и способы выполнения отдельных заданий. Например, при собирании пирамидок с учетом величины колец или составлении разрезной картинки дети переходят от способа проб и ошибок к зрительному соотношению. Появляется избирательное отношение к игрушкам. Игра становится процессуальной, содержащей элементы сюжета.

Игры:

1. Расширение активного словаря детей с помощью предметных картинок.

«Что это?» Цель: учить детей устанавливать сходство предмета с его изображением. Расширить активный словарь. Пособия: предметные картинки: кукла, машинка,мяч, собака. Ход занятия: логопед показывает ребенку картинку, называет ее и кладет перед ним. Затем, указывая на одну из них, логопед спрашивает: «Нина, что это?». Если ребенок не может назвать, логопед говорит сам и просит ребенка повторить: «скажи: это кукла».

2. Расширение активного словаря детей с помощью сюжетных картинок.

«Девочка кушает». Цель: научить детей видеть сюжет картинки, т.е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Формировать речь, состоящую из простых распространенных предложений, учить отвечать на вопросы по содержанию картинок не односложно, а полно, развернуто. Пособия: сюжетная картинка. Ход занятия: Логопед: Кто сидит за столом? Ребенок: Девочка сидит. Логопед: Что девочка делает? Ребенок: Девочка кушает. Логопед: Что девочка кушает? Ребенок: Девочка кушает суп. Логопед: Чем кушает суп? Ребенок: Кушает суп ложкой.

3. Развитие сенсорного восприятия.

«Предмет и его изображение» Цель: дать представление о разнообразии геометрических фигур. Ввести и закрепить в активном словаре названия некоторых объемных геометрических фигур. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме. Продолжать формирование у ребенка фразовой речи, состоящей из простых предложений. Оборудование: кубик, шарик, треугольная призма, дощечка с изображением данных фигур. Ход занятия: логопед кладет на стол все фигурки и дощечку. Затем берет со стола кубик, спрашивает у ребенка: «Что это?». Тот отвечает: «Кубик». Логопед, показывая на дощечку, спрашивает: «А где здесь кубик?». «Вот кубик», — ребенок показывает на изображение кубика. «А теперь мы положим кубик на дощечку, где нарисован тоже кубик», — говорит логопед. После этого он предлагает ребенку разложить оставшиеся фигурки.

4. Понятие о величине.

«Покатаем мишек на машинах» Цель: закреплять в активном словаре детей понятия «большой – маленький». Совершенствовать зрительное восприятие величины предмета. Продолжать формирование фразовой речи. Оборудование: 2 мишки разной величины и соответствующие им 2 машины. Ход занятия: логопед ставит перед ребенком 2 машины. Спрашивает: «Какая это машина, а эта?». Малыш отвечает аналогичные вопросы задает, показывая двух мишек. Затем предлагает покатать сначала большого медведя, потом маленького. Сопровождая действия ребенка словами: «Большой мишка едет в большой машине, а маленький – едет в маленькой. Повтори!»

5. Понятие о цвете.

«Собери пирамидку». Цель: закреплять в активной речи названия основных цветов. Выделять названный цвет из 2 – 3 других; самостоятельно определять цвет по инструкции логопеда. Продолжать работу по формированию фразовой речи. Оборудование: пирамидки 3 цветов (красный, желтый, зеленый) из трех колец каждая.

Ход занятия: на столе стоят пирамидки. Логопед показывает на пирамидку и спрашивает: «Какого цвета?». Ребенок показывает. Логопед предлагает снять колечки и положить их на стол. Потом просит ребенка поочередно собрать пирамидки, надевая кольца не только по цвету, но и по величине.

6. Формирование понятия о количестве предметов.

«Матрешки» Цель: закрепить в активной речи понятие о количестве. Совершенствовать зрительное восприятие количества предметов. Оборудование: предметные картинки: на одной нарисована 1 матрешка, на другой 2 матрешки, на третьей – 5 матрешек. Счетный материал – 8 одинаковых матрешек в коробочке. Ход занятия: логопед ставит перед ребенком коробку с матрешками и картинку с изображением 1 матрешки. Спрашивает: «Вася, сколько матрешек нарисовано?». Ребенок: «Одна матрешка». Логопед: «Возьми из коробки 1 матрешку и поставь на картинку». Малыш получает картинку с изображением двух матрешек. «Сколько здесь нарисовано матрешек?», — спрашивает логопед. «Две матрешки». Логопед: «Возьми из коробки 2 матрешки и поставь их на картинку». Затем ребенку дают картинку с 5 матрешками. Он говорит: «Много». «А сколько в коробке матрешек?», — спрашивает логопед. «Много матрешек», — отвечает ребенок.

7. Обучение конструированию.

«Построим ворота и домик». Цель: учить делать постройки по показу или образцу (домик) из строительного материала. Оборудование: по 3 бруска – для ребенка и логопеда, 2 кубика и 2 призмы – для ребенка и логопеда, маленькая машинка. Ход занятия: логопед строит ворота. Просит ребенка повторить за ним действия. Затем закрывает листом бумаги и строит домик. Говорит ребенку: А теперь построй еще домик». Ребенок строит. Постройку обыгрывают с помощью машины.

8. Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания.

«Птичка поет». Цель: учить детей растягивать губы в «улыбке». Оборудование: заводная озвученная птичка. Ход занятия: логопед показывает птичку, говорит: «Посмотри, какая птичка». Заводит, ставит на стол: «Птичка поет – пи-и, пи-и, пи-и». Логопед обращает внимание ребенка на то, что губы растягиваются в стороны. «Как поет птичка?». Ребенок повторяет. Занятия всегда проводятся перед большим зеркалом.

9. Игры – разрядки.

Основная роль игры-разрядки – активизация, концентрация внимания ребенка при выполнении различных заданий. Игра-разрядка является составной частью любого занятия, где возникает необходимость смены одного вида деятельности другим. Продолжительность игры-разрядки до 2 минут. Ее характер и способ выполнения зависят от уровня психоречевого развития ребенка.

«Как прыгает зайчик?» Цель: способствовать активизации внимания. Учить детей выполнять движения не только по подражанию, но и по инструкции. Развивать зрительно – слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка. Ход занятия: логопед спрашивает: «Как прыгает зайка?». Дети сгибают руки в локтях, прижимают кулачки к груди и начинают прыгать на двух ногах. Прыжки сопровождают словами: «Прыг – скок, прыг – скок». В ходе игры логопед следит за выполнением движений детьми.

«Ручки вверх, помашем ими» Цель: способствовать активизации внимания. Развивать зрительно – слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка. Оборудование: карточка с текстом: Ручки вверх, помашем ими. Ручки в стороны – вот так. Ручки вниз. Ножками потопали – вот так. Зашагали ножки, Побежали по дорожке. Ход занятия: логопед предлагает детям встать из – за стола и поиграть вместе с ним.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: