СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА




СОЦИАЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ШКОЛА ВОЛОНТЕРА»

 

Республика Хакасия,

2018 год

СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ШКОЛА ВОЛОНТЕРА»

В настоящее время одной из доминирующих идей воспитания выступает социальное становление личности для ее служения обществу. Вместе с тем, стремление детей и молодёжи к участию в общественной жизни вступает в противоречие с недостатком опыта, знаний, умений и навыков. Волонтерское движение, которое позволяет молодому поколению реализовать свои устремления через поддержку прогрессивных, социально значимых проектов в различных областях, призвано разрешить это противоречие.

Анализ современных научных исследований подтверждает, что волонтерство (синоним – добровольчество) играет ключевую роль в мобилизации общественной инициативы, служит эффективным инструментом в решении многих социальных проблем.

Важность волонтерской деятельности признана на государственном уровне, что подтверждается законодательными документами. Так, в частности, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятой Правительством Российской Федерации в 2008 году, содействие развитию и распространению волонтерской деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики. Федеральный закон «О филантропии, меценатстве и волонтерстве» содержит в себе всю информацию о правилах волонтерской деятельности в Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 06.12.2017 № 583
«О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)» 2018 год объявлен Годом добровольца (волонтера).

Опыт организации волонтерской деятельности существует в Республике Хакасия много лет. Дети и молодежь с большим интересом относятся к идеям благотворительности и принимают активное участие в общественной жизни Республики Хакасия.

На сегодняшний день в республике действуют 107 волонтёрских отрядов разной направленности (социальной, профилактической, патриотической) с общим охватом более 3500 человек.

Исторический опыт показывает, что проведение реформ и строительство новой жизни могут быть эффективными и успешными лишь при активном участии молодежи в этом процессе и в том случае, если они сопряжены с ее интересами.

Руководствуясь принципом «Будущее за молодежью» в Республике Хакасия стабильно развивается антинаркотическое молодежное движение, старт которому был дан в 2011 году.

Необходимо отметить, что в организации антинаркотической волонтерской деятельности имеются свои положительные моменты (представители Хакасии были приглашены в 2011 году на Всероссийскую научно-практическую молодежную конференцию Московского государственного технического университета им. Николая Эрнестовича Баумана,где достойно представили накопленный опыт образовательных организаций РХ; реализация в 2012 году республиканского образовательного проекта «Школа волонтера» на территории Базы отдыха «Саянская благодать» г. Абазы; проведение ежегодных республиканских просветительских акций и мероприятий среди детей и подростков в образовательных организациях и детских загородных оздоровительных организациях, направленных на формирование здорового образа жизни), но также возникают определенные трудности. Молодым людям, в силу своих возрастных особенностей, как правило, не хватает знаний и подготовки для оказания безвозмездной помощи, что на практике не редко приводит к проблемам различного характера. Волонтеры попадают в ситуации, где необходимы не только сострадание и милосердие, но и умение работать с аудиторией любого возраста в условиях учреждений разных типов и видов. Хорошими волонтерами сразу могут быть далеко не все и в данной сфере деятельности нужны определенные знания, умения и навыки.

Таким образом, существует необходимость в комплексной подготовке волонтеров, которая включает в себя специальную социально образовательную программу, направленную на формирование у обучающихся представлений о волонтерском движении и различных формах организации волонтерской деятельности. Данная программа является практико-ориентированной и включает в себя современные технологии и способы обучения. Это и работа мастер-классов, позволяющих перенимать опыт, и тренинговые занятия, где волонтеры обучаются социотерапевтическим, психологическим, педагогическим методам и способам разрешения конкретных жизненных проблем человека, и дискуссии, позволяющие совместно осуществлять поиск ответов на те вопросы, которые встречаются в практике волонтера, это и игровые формы, клубные встречи и т.д.

Цели социально-образовательной программы «Школа волонтера»:

формирование у обучающихся представлений о добровольчестве и практических умений организации различных форм волонтерской деятельности;

освоение обучающимися основ социального проектирования и использования различных педагогических технологий в волонтерской деятельности;

овладение методикой работы волонтеров с аудиторией разного возраста, социального статуса, с учетом дифференциации социально-психологических особенностей в условиях учреждений разных типов и видов.

 

Для успешной реализации целей данной программы работа в ее рамках основывается с опорой на следующие принципы:

осознание собственной мотивации;

понимание собственных потребностей;

знание собственных ресурсов;

понимание контекста проблемы;

знание специфики работы с выбранной целевой аудиторией;

ответственность за конечный результат.

Содержательные аспекты социально образовательной программы «Школа волонтера» представлена ниже в таблице. Данная таблица демонстрирует содержание и конкретные формы работы, которые позволят волонтерам приобрести опыт, некоторые профессиональные знания и навыки, установить личные контакты, зарекомендовать себя в качестве квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями.

Профессиональная подготовка волонтеров, позволяющая повысить эффективность их деятельности, является на сегодняшний день одной из актуальных задач. Социально образовательная программа «Школа волонтера» представляет собой комплексный подход к решению данного вопроса.

Этапы реализации социально-образовательной программы «Школа волонтера» (содержание и формы работы, сроки реализации).

Подготовительный этап:

мотивация волонтеров для участия в программе;

разработка социально образовательной программы «Школа волонтера» (требования к результатам освоения программы, цели ее освоения, календарно-тематический план, форма итоговой работы обучающихся);

отбор желающих принять участие в социально-образовательной программе «Школа волонтера», составление учебной группы (февраль – март 2018 года).

Основной этап:

проведение учебных занятий по следующим темам: «Введение в волонтерство. История, текущее состояние и перспективы развития волонтерства в России и за рубежом», «Развитие коммуникативных навыков, как одна из основ волонтерской деятельности», «Уголовная и административная ответственность за незаконный оборот и потребление наркотических средств, токсических веществ без назначения врача», «Социальное проектирование (разработка и реализация социальных проектов, основанных на волонтерских инициативах и реализуемых с участием волонтеров)», «Взаимодействие волонтёров с органами внутренних дел по профилактике наркомании в рамках оперативно профилактических мероприятий», «Использование информационно-коммуникационной сети Интернет», «Пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде. Новые формы работы по организации просветительских акций, посвященных Всемирным дням здоровья», «Создание социальной рекламы как эффективного инструмента в волонтерстве», «Развитие лидерского потенциала волонтеров, формирование социальной активности и ответственности», «ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить», «Информационная кампания. Работа со СМИ. Инструменты волонтерства», «Технология изготовления сувенирной продукции», «Технология реализации волонтерской деятельности, модели эффективной работы по развитию волонтерства», «Ведение групповых занятий в подростково-молодежной среде по формированию ЗОЖ», «Организация просветительской работы по профилактике наркомании среди несовершеннолетних», «Изучение истории и развития системы правоохранительных органов в Республике Хакасия», «Онтогенез. Репродуктивное развитие человека. Влияние психоактивных веществ и наркотических средств на репродуктивную деятельность», «Кровь – источник жизни. Защити себя!», «Ознакомление с профилактической программой для проведения интерактивных занятий «Здоровая Россия – Общее дело» проекта Общероссийской общественной организации «Общее дело», «Социальные последствия: ВИЧ (СПИД) и общественное мнение», «Использование Арт-технологий в волонтерской работе», «Организация и правила проведения флешмобов, как эффективного инструмента в развитии волонтерства», «Мотивация участников волонтерского движения. Меры стимулирования волонтерской деятельности», «Трезвый взгляд на важные вещи» (март – декабрь 2018 года).

Итоговый этап:

анализ результатов внедрения социально образовательной программы «Школа волонтера» (декабрь 2018 года).

Слушатели, освоившие данную социально-образовательную программу, должны обладать следующими профессиональными компетенциями:

в процессе волонтерской деятельности следовать реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере волонтерства и благотворительности в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными актами, ратифицированными Российской Федерацией, в сфере защиты прав и интересов детей;

планировать и организовывать волонтерскую деятельность на основе современных достижений науки и практики, технологий оказания информационной помощи, направленной на формирование здорового образа жизни;

использовать технологию социального проектирования при организации волонтерской деятельности.

Ожидаемые результаты по итогам реализации социально- образовательной программы «Школа волонтера»:

Обучающиеся узнают основной понятийный аппарат, сущность и технологии организации социально-значимой волонтерской деятельности; основные нормы законодательства Российской Федерации и международных актов в сфере благотворительности и добровольчества; содержание волонтерской деятельности, включающей в качестве обязательных элементов теоретико-методологический, методико-технологический, нормативно-правовой, организационно-управленческий аспекты; основы технологии социального проектирования.

Волонтеры научатся самостоятельно проектировать, организовывать и осуществлять волонтерскую деятельность; организовывать социально-значимые массовые мероприятия; применять полученные знания в процессе анализа, обсуждения, реализации технологий волонтерской деятельности; работать в команде волонтеров при использовании педагогических технологий в социальной сфере; принимать на себя ответственность за свои действия в отношении ребенка; разрабатывать проекты работы с детьми и семьями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Слушатели, принявшие участие в данной программе, получат возможность овладеть технологиями организации волонтерской деятельности; способностью работать в сотрудничестве с использованием современных технологий, составляющими которых является групповая работа, методы игры и проектов; способностью организовать социально значимые виды деятельности.

Социально образовательная программа «Школа волонтера» ориентирована как на только начинающих волонтеров, желающих участвовать в волонтерском движении, так и на опытных представителей данной сферы, которые не останавливаются на достигнутом и постоянно совершенствуются.

«Школа волонтёров» – это открытая образовательная площадка для тех, кто хочет развиваться, совершая добрые и полезные дела, познавать новое, повышать свой личностный потенциал.

Курс обучения рассчитан на семь месяцев: семь занятий по одному разу в месяц. Группа состоит из 30 детей (возраст 14-15 лет) и 15 педагогических работников, сопровождающих несовершеннолетних детей весь период обучения в рамках данной программы.

 

Координатор реализации социально-образовательной программы «Школа волонтера», руководитель социального проекта «Школа волонтера» – Неволина Татьяна Михайловна, советник отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки Республики Хакасия, контактный телефон: 8(3902)295-240.

Ответственные за организацию работы социального проекта «Школа волонтера» на базе ГБУ ДО РХ «Республиканский центр дополнительного образования» (далее – ГБУ ДО РХ «РЦДО»):

Жукова Галина Петровна, исполняющая обязанности директора ГБУ ДО РХ «РЦДО», контактный телефон: 8(3902)202-901.

Куликова Лариса Валерьевна, педагог-организатор ГБУ ДО РХ «РЦДО», контактный телефон: 8(3902)202-912.

 


Таблица

Календарно-тематический план



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: