управляемая самостоятельная работа




по учебной дисциплине «Теория спорта»

УСР № 1. Тема: «Средства и методы спортивной подготовки»
(конспект)

 

Изучить, выделить основные положения и законспектировать материал «Методы, направленные преимущественно на развитие двигательных способностей» (В.Н. Платонов, 2004).

Конспект материалов по УСР № 1 представляется в рукописном виде в тетради с конспектами лекций по учебной дисциплине «Теория спорта».

В заголовке конспекта пишется:

Управляемая самостоятельная работа

по учебной дисциплине «Теория спорта»

УСР № 1. Тема: «Средства и методы спортивной подготовки»

студент: Фамилия И.О., группа, факультет

Методы, направленные преимущественно на развитие
двигательных качеств (В.Н. Платонов, 2004)

Важнейшими показателями, определяющими структуру практических методов тренировки, явля­ется то, имеет ли упражнение в процессе однократного использования данного метода непрерыв­ный характер или дается с интервалами для отды­ха, выполняется в равномерном (стандартном) или переменном (варьирующем) режиме.

В процессе спортивной тренировки упражнения используются в рамках двух основных методов — непрерывного и интервального. Непрерывный ме­тод характеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы; интерваль­ный — предусматривает выполнение упражнений с регламентированными паузами отдыха.

При использовании обоих методов упражнения могут выполняться как в равномерном, так и в пе­ременном режимах. В зависимости от подбора уп­ражнений и особенностей их применения трени­ровка может носить обобщенный (интегральный) и избирательный (преимущественный) характер. При обобщенном воздействии осуществляется парал­лельное (комплексное) совершенствование раз­личных качеств, обусловливающих уровень подго­товленности спортсмена, а при избирательном — преимущественное развитие отдельных качеств. При равномерном режиме использования любого из методов интенсивность работы является посто­янной, при переменном — варьирующей. Интен­сивность работы от упражнения к упражнению мо­жет возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант).

Непрерывный метод тренировки, применяе­мый в условиях равномерной работы, в основном используется для повышения аэробных возмож­ностей, развития специальной выносливости к ра­боте средней и большой длительности. В качестве примера можно привести греблю на дистанциях 5 000 и 10 000 м с постоянной скоростью при час­тоте сердечных сокращений 145—160 уд-мин, бег на дистанциях 10 000 и 20 000 м при такой же частоте сердечных сокращений. Указанные упраж­нения будут способствовать повышению аэробной производительности спортсменов, развитию их выносливости к длительной работе, повышению ее экономичности.

Возможности непрерывного метода трениров­ки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжитель­ности частей упражнения, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей можно добиться преимущес­твенного воздействия на организм спортсмена в направлении повышения скоростных возможнос­тей, развития различных видов выносливости, со­вершенствования частных способностей, опреде­ляющих уровень спортивных достижений в раз­личных видах спорта.

В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняе­мые с различной интенсивностью или с различной интенсивностью и изменяющейся продолжитель­ностью. Например, при пробегании на коньках дис­танции 8 000 м (20 кругов по 400 м) один круг про­бегается с результатом 45 с, следующий свободно, с произвольной скоростью. Такая работа будет способствовать развитию специальной выносливос­ти, становлению соревновательной техники, повы­шению аэробно-анаэробных возможностей. Прог­рессирующий вариант связан с повышением интен­сивности работы по мере выполнения упражнения, а нисходящий — с ее снижением. Так, проплывание дистанции 500 м (первый стометровый отре­зок, который проплывается за 64 с, а каждый пос­ледующий — на 2 с быстрее, т. е. за 62, 60, 58 и 56 с) является примером прогрессирующего вари­анта; пробегание на лыжах 20 км (4 круга по 5 км) с результатами соответственно 20, 21, 22 и 23 мин — пример нисходящего варианта.

Интервальный метод тренировки, предпола­гающий равномерное выполнение работы, широко применяется в практике спортивной тренировки. Выполнение серии упражнений одинаковой про­должительности с постоянной интенсивностью и строго регламентированными паузами является ти­пичным для данного метода. В качестве примеров можно привести типичные серии, направленные на развитие специальной выносливости: 10 ´ 400 м — в беге и беге на коньках, 10 ´ 1000 м — в гребле и др. Примером варьирующего варианта могут служить серии для развития спринтерских качеств в беге: З м ´ 60 м с максимальной скоростью, от­дых — 3–5 мин; 30 м с хода с максимальной ско­ростью, медленный бег — 200 м. Примером прог­рессирующего варианта являются комплексы, предполагающие последовательное прохождение отрезков возрастающей длины (пробегание серии 400 м + 800 м + 1 200 м + 1 600 м + 2 000 м) либо стабильной длины при возрастающей скорости (6-кратное проплывание дистанции 200 м с результа­тами 2 мин 14 с, 2.12, 2.10, 2.08, 2.06, 2.04). Нис­ходящий вариант предполагает обратное сочета­ние: последовательное выполнение упражнений уменьшающейся длины или выполнение упражне­ний одной и той же продолжительности с последовательным уменьшением их интенсивности.

В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты. В ка­честве примера может быть представлен ком­плекс, широко применяемый для развития специ­альной выносливости в плавании на дистанцию 1 500 м: 600 м, отдых 30–40 с; 400 м, отдых 20–30 с; 200 м, отдых 15 с; 100 м, отдых 10 с; 50 м, отдых 5 с; 50 м (скорость 85–90 % максимально доступной на соответствующем отрезке). В этом случае от одного повторения к другому планомер­но возрастает скорость плавания и убывает протя­женность отрезков.

Выполнение упражнений с использованием ин­тервального метода может носить непрерывный характер (например, 10 ´ 800 м — в беге, 6 ´ 5 км — в лыжном спорте и др.) или серийный 6 ´ (4 ´ 50 м) — в плавании, 4 ´ (4 ´ 300–400 м) — в велосипедном спорте (трек) и т. п.

В качестве самостоятельных практических ме­тодов принято также выделять игровой и соревно­вательный.

Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, в преде­лах характерных для нее правил, арсенала техни­ко-тактических приемов и ситуаций.

Применение игрового метода обеспечивает вы­сокую эмоциональность занятий и связано с реше­нием задач в постоянно изменяющихся ситуациях, эффективно при наличии разнообразных технико-тактических и психологических задач, возникаю­щих в процессе игры. Эти особенности игровой деятельности требуют от занимающихся инициа­тивы, смелости, настойчивости и самостоятельнос­ти, умения управлять своими эмоциями и подчи­нять личные интересы интересам команды, прояв­ления высоких координационных способностей, быстроты реагирования, быстроты мышления, применения оригинальных и неожиданных для со­перников технических и тактических решений. Все это предопределяет эффективность игрового ме­тода для решения задач, относящихся к различ­ным сторонам подготовки спортсмена. Однако действенность игрового метода не ограничивается решением задач, связанных с повышением уровня подготовленности спортсменов. Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переклю­чения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эф­фективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

Соревновательный метод предполагает спе­циально организованную соревновательную дея­тельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения ре­зультативности тренировочного процесса. Приме­нение данного метода связано с исключительно высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психологическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятель­ности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечи­вает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.

При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований с тем, чтобы максимально прибли­зить их к требованиям, в наибольшей мере спо­собствующим решению поставленных задач.

Соревнования могут проводиться в усложнен­ных или облегченных условиях по отношению к тем, которые характерны для официальных сорев­нований.

В качестве примеров усложнения условий со­ревнований можно привести следующие:

– проведение соревнования в среднегорье, в ус­ловиях жаркого климата, при плохих погодных ус­ловиях (сильный встречный ветер — в велосипед­ном спорте, «тяжелая» лыжня — в лыжном и др.);

– соревнования в спортивных играх на полях и площадках меньшего размера, при большей чис­ленности игроков в команде соперников;

– проведение серии схваток (в борьбе) или бо­ев (в боксе) с относительно небольшими паузами против нескольких соперников;

– соревнования в играх и единоборствах с «не­удобными» противниками, применяющими непри­вычные технико-тактические схемы ведения борьбы;

– применение в процессе соревнований утяже­ленных снарядов (в метании молота, толкании яд­ра), ограничения дыхательных циклов в цикличес­ких видах спорта.

Облегчение условий соревнований может быть обеспечено:

– планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности в циклических видах, уменьшением продолжительности боев, схваток — в единоборствах;

– упрощением соревновательной программы — в сложнокоордина­ционных видах;

– использованием облегченных снарядов — в метаниях, уменьшением высоты сетки — в волей­боле, массы мячей — в водном поло и футболе;

– применением «гандикапа», при котором бо­лее слабому участнику предоставляется опреде­ленное преимущество — он стартует несколько раньше — в циклических видах, получает преиму­щество в заброшенных шайбах или мячах — в спортивных играх и т. д.

 

 

Литература:

1. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 2004. – С. 289–291.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: