Выбор электродвигателя. Кинематический расчёт
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
01.2018.2-74 0601.1.13.1мб.00.ПЗ * * |
Кинематическая схема привода
Рисунок 1 – Кинематическая схема
1 – электродвигатель;
2 – цепная передача;
3 – одноступенчатый цилиндрический вертикальный шевронный редуктор;
4 – муфта упругая;
5 – приводной барабан;
6 – лента конвейерная
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
01.ПЗ |
Общий КПД привода ([1], с. 25)
, (1)
где – КПД пары цилиндрических зубчатых колёс,
;
– КПД, учитывающий потери пары подшипников качения,
;
– КПД открытой цепной передачи,
;
– КПД, учитывающий потери в опорах вала приводного барабана,
;
.
Мощность на валу барабана
; (2)
Требуемая мощность электродвигателя
; (3)
.
Угловая скорость барабана
; (4)
Частота вращения барабана
(5)
.
В таблице 3.2 [1] по требуемой мощности Ртр = 1,83 кВт с учётом возможностей привода, состоящего из цилиндрического редуктора и цепной передачи, выбираем электродвигатель трёхфазный короткозамкнутый серии 4А, закрытый, обдуваемый, с синхронной частотой вращения 1000 об./мин 4А 100L6 УЗ, с параметрами Рдв = 2,2 кВт и скольжением 5,1% (ГОСТ 19 523-81). Номинальная частота вращения п дв = 1000 – 51 = 949 об./мин, а угловая скорость
(6)
Проверим общее передаточное отношение
; (7)
что можно признать приемлемым, так как оно находится между 7 и 36 (большее значение принимать не рекомендуется).
Частные передаточные числа (они равны передаточным отношениям) можно принять для редуктора по ГОСТ 2185 – 66 для цепной передачи
.
Таблица 1 – Частоты вращения и угловые скорости валов редуктора и приводного барабана
Вал В | ![]() | ![]() |
Вал С | ![]() | ![]() |
Вал А | ![]() | ![]() |
Вращающие моменты:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
01.ПЗ |
(8)
на валу колеса
(9)
.
Расчёт зубчатых колёс редуктора
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
01.2018.2-74 06 01.1.13.1мб.02.ПЗ *01.03.10К.02.ПЗ * |
Допускаемые контактные напряженияДля косозубых колёс , а передаточное число нашего редуктора
Ближайшее значение межо
![]() | (10) | ||
где – предел контактной выносливости при базовом числе
циклов.
По таблице 3.5 [МУ] для углеродистых сталей с твёрдостью поверхностей зубьев менее НВ 350 и термической обработкой (улучшением)
![]() | (11) |
– коэффициент долговечности; при числе циклов нагру-жения больше базового, что имеет место при длительной эксплу-атации редуктора, принимаем
; коэффициент безопасности
Для косозубых колёс расчётное допускаемое контактное напряжение определяется по формуле
![]() | (12) |
для шестерни
![]() |
для колеса
Тогда расчётное допускаемое контактное напряжение
Требуемое условие выполнено.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
02.ПЗ |


Принимаем для косозубых колёс коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию
Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев находим по формуле
![]() | (13) |
![]() |
севого расстояния по ГОСТ 2185-66
Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации:
![]() | (14) |
принимаем по ГОСТ 9563-60
Принимаем предварительно угол наклона зубьев и определяем число зубьев шестерни и колеса
![]() | (15) |
![]() |
Принимаем тогда
Уточнённое значение угла наклона зубьев
![]() | (16) |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
02.ПЗ |
диаметры делительные
![]() | (17) |
Проверка:
![]() | (18) |
диаметры вершин зубьев:
![]() | (19) |
ширина колеса
![]() | (21) |
Принимаем
Ширина шестерни
![]() | (22) |
![]() |
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру
![]() | (23) |
![]() |
Окружная скорость колёс и степень точности передачи
![]() | (24) |
![]() |
При такой скорости для шевронных колёс следует принять 8-ю степень точности.
Коэффициент нагрузки
![]() | (25) |
Значения даны в таблице 3.10 [МУ]; при
, твёрдости НВ ≤ 350 и несимметричном расположении колёс относительно опор с учётом изгиба ведомого вала от натяжения цепной передачи
По таблице 3.9 [МУ] при м/с и 8-й степени точности
3.11 [МУ] для шевронных колёс при
м/с имеем
Проверка контактных напряжений по формуле (3.2.25) [МУ]:
![]() | (26) |
.
Условие контактной прочности выполнено.
Силы, действующие в зацеплении:
окружная
![]() | (27) |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
02.ПЗ |

радиальная
![]() | (28) |
;
Осевая сила в шевронном зацеплениях
![]() |
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле
![]() | (30) |
Здесь коэффициент нагрузки .
По таблице 3.12 [МУ] при , твёрдости НВ ≤ 350 и несимметричном расположении колёс относительно опор
По таблице 3.13 [МУ]
Таким образом, коэффициент
– коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев
(принимается по таблице 3.7)
![]() | (31) |
у шестерни
у колеса
Из таблицы 3.7 [МУ]
Допускаемое напряжение определяется по формуле
![]() | (32) |
Из таблицы 3.6 [МУ] для стали улучшенной при твёрдости НВ ≤ 350
=1,8 НВ.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
02.ПЗ |






Допускаемые напряжения:
для шестерни
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
02.ПЗ |
Находим отношения :
для шестерни
для колеса
Дальнейший расчёт следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
Определяем коэффициенты и
![]() | (33) |
где .
![]() | (34) |
Для средних значений коэффициента торцового перекрытия и 8-ой степени точности
Проверяем прочность зуба колеса по формуле
![]() |
Условие прочности выполнено.