Выбор электродвигателя. Кинематический расчёт
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 01.2018.2-74 0601.1.13.1мб.00.ПЗ * * |
Кинематическая схема привода

Рисунок 1 – Кинематическая схема
1 – электродвигатель;
2 – цепная передача;
3 – одноступенчатый цилиндрический вертикальный шевронный редуктор;
4 – муфта упругая;
5 – приводной барабан;
6 – лента конвейерная
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 01.ПЗ |
Общий КПД привода ([1], с. 25)
, (1)
где
– КПД пары цилиндрических зубчатых колёс,
;
– КПД, учитывающий потери пары подшипников качения,
;
– КПД открытой цепной передачи,
;
– КПД, учитывающий потери в опорах вала приводного барабана,
;
.
Мощность на валу барабана
; (2)

Требуемая мощность электродвигателя
; (3)
.
Угловая скорость барабана
; (4)

Частота вращения барабана
(5)
.
В таблице 3.2 [1] по требуемой мощности Ртр = 1,83 кВт с учётом возможностей привода, состоящего из цилиндрического редуктора и цепной передачи, выбираем электродвигатель трёхфазный короткозамкнутый серии 4А, закрытый, обдуваемый, с синхронной частотой вращения 1000 об./мин 4А 100L6 УЗ, с параметрами Рдв = 2,2 кВт и скольжением 5,1% (ГОСТ 19 523-81). Номинальная частота вращения п дв = 1000 – 51 = 949 об./мин, а угловая скорость
(6)

Проверим общее передаточное отношение
; (7)

что можно признать приемлемым, так как оно находится между 7 и 36 (большее значение принимать не рекомендуется).
Частные передаточные числа (они равны передаточным отношениям) можно принять для редуктора по ГОСТ 2185 – 66
для цепной передачи
.
Таблица 1 – Частоты вращения и угловые скорости валов редуктора и приводного барабана
| Вал В |
| 99,3 рад/с
|
| Вал С | 949/4 = 237.2об./мин
| 99,3/4
= 24,8 рад/с
|
| Вал А | 76,4 об./мин (см. выше)
| 8 рад/с
|
Вращающие моменты:
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 01.ПЗ |
(8)

на валу колеса
(9)
.
Расчёт зубчатых колёс редуктора
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 01.2018.2-74 06 01.1.13.1мб.02.ПЗ *01.03.10К.02.ПЗ * |
Допускаемые контактные напряженияДля косозубых колёс
, а передаточное число нашего редуктора 
Ближайшее значение межо
| (10) | ||
где
– предел контактной выносливости при базовом числе
циклов.
По таблице 3.5 [МУ] для углеродистых сталей с твёрдостью поверхностей зубьев менее НВ 350 и термической обработкой (улучшением)
| (11) |
– коэффициент долговечности; при числе циклов нагру-жения больше базового, что имеет место при длительной эксплу-атации редуктора, принимаем
; коэффициент безопасности 
Для косозубых колёс расчётное допускаемое контактное напряжение определяется по формуле
| (12) |
для шестерни
|

для колеса


Тогда расчётное допускаемое контактное напряжение

Требуемое условие
выполнено.
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 02.ПЗ |
, несмотря на симметричное расположение колёс относительно опор, примем выше рекомендуемого для этого случая, так как со стороны цепной передачи действуют силы, вызывающие дополнительную деформацию ведомого вала и ухудшающие контакт зубьев. Принимаем предварительно по таблице 3.8 [МУ], как в случае несимметричного расположения колёс, значение
Принимаем для косозубых колёс коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию 
Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев находим по формуле
| (13) |
|
севого расстояния по ГОСТ 2185-66 
Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации:
| (14) |

принимаем по ГОСТ 9563-60 
Принимаем предварительно угол наклона зубьев
и определяем число зубьев шестерни и колеса
| (15) |
|
Принимаем
тогда 
Уточнённое значение угла наклона зубьев
| (16) |


| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 02.ПЗ |
диаметры делительные
| (17) |


Проверка:
| (18) |

диаметры вершин зубьев:
| (19) |


ширина колеса
| (21) |

Принимаем 
Ширина шестерни
| (22) |
|
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру
| (23) |
|
Окружная скорость колёс и степень точности передачи
| (24) |
|
При такой скорости для шевронных колёс следует принять 8-ю степень точности.
Коэффициент нагрузки
| (25) |
Значения
даны в таблице 3.10 [МУ]; при
, твёрдости НВ ≤ 350 и несимметричном расположении колёс относительно опор с учётом изгиба ведомого вала от натяжения цепной передачи 
По таблице 3.9 [МУ] при
м/с и 8-й степени точности
3.11 [МУ] для шевронных колёс при
м/с имеем 

Проверка контактных напряжений по формуле (3.2.25) [МУ]:
| (26) |

.
Условие контактной прочности выполнено.
Силы, действующие в зацеплении:
окружная
| (27) |
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 02.ПЗ |
радиальная
,
| (28) |
;
Осевая сила в шевронном зацеплениях
=0
|
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле
| (30) |
Здесь коэффициент нагрузки
.
По таблице 3.12 [МУ] при
, твёрдости НВ ≤ 350 и несимметричном расположении колёс относительно опор
По таблице 3.13 [МУ] 
Таким образом, коэффициент 
– коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев
(принимается по таблице 3.7)
| (31) |
у шестерни

у колеса

Из таблицы 3.7 [МУ]

Допускаемое напряжение определяется по формуле
.
| (32) |
Из таблицы 3.6 [МУ] для стали улучшенной при твёрдости НВ ≤ 350
=1,8 НВ.
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 02.ПЗ |
для колеса
– коэффициент безопасности, где
(из таблицы 3.6 [МУ]),
(для поковок и штамповок). Следовательно,
Допускаемые напряжения:
для шестерни

| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 02.ПЗ |

Находим отношения
:
для шестерни

для колеса

Дальнейший расчёт следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
Определяем коэффициенты
и 
| (33) |

где
.
| (34) |
Для средних значений коэффициента торцового перекрытия
и 8-ой степени точности 
Проверяем прочность зуба колеса по формуле
|

Условие прочности выполнено.
99,3 рад/с
949/4 = 237.2об./мин
99,3/4
= 24,8 рад/с
76,4 об./мин (см. выше)
8 рад/с
,
=0
.