Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
01.2015.2-74 0601.1.13.1мб.00.ПЗ |
Материал шпонок – сталь 45 нормализованная.
Напряжение смятия и условие прочности определяются по формуле
(62) |
Допускаемые напряжения смятия при стальной ступице при чугунной –
Ведущий вал
d = 18мм; b х h = 6 х 6мм; t1 = 3,4мм (таблица 3.30 [1]); длина шпонки ℓ = 30мм при длине ступицы полумуфты МУВП 40мм (таблица Б.1 [1]); момент на ведущем валу Т1 = 22,76· 103 Н·мм:
(материал полумуфт МУВП – чугун марки СЧ 20).
Ведомый вал
Из двух шпонок – под зубчатым колесом и под звёздочкой – более нагружена вторая (меньше диаметр вала и поэтому меньше размеры поперечного сечения шпонки). Проверяем шпонку под звёздочкой: d = 30 мм; b х h = 10 х 8мм; t1 = 5,0 мм; длина шпонкиℓ = 36мм (при длине ступицы звёздочки 40мм); момент Т3 = 91,76 · 103 Н·мм:
(Обычно звёздочки изготовляют из термообработанных углеродистых или легированных сталей.)
Условие
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
01.2015.2-74 0601.1.13.1мб.00.ПЗ |
Посадки назначены в соответствии с указаниями, данными в таблице 3.37 [1].
Посадка зубчатого колеса на вал по ГОСТ 25347-82.
Посадка звёздочки цепной передачи на ведомый вал редуктора
Шейки валов под подшипники выполняем с отклонением вала js6. Отклонения отверстий в корпусе под наружные кольца по Н7.
Посадка мазеудерживающих колец Н7/ js6.
Посадка муфты на ведущий вал редуктора Н7/k6.
Остальные посадки назначаем, пользуясь данными таблицы 3.37 [1].
|
Выбор сорта масла
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
01.2015.2-74 0601.1.13.1мб.00.ПЗ |
По таблице 3.39 [1] устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях и скорости = 2,24 м/с рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна 28·10 -6 м2/c. По таблице 3.40 [1] принимаем масло индустриальное И-30А (по ГОСТ 20799-75).
Камеры подшипников заполняем пластичным смазочным материалом УТ-1 (таблица 3.41 [1]), периодически пополняем его шприцем через пресс-маслёнки.
Сборка редуктора
Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тща-тельно очищают и покрывают маслостойкой краской.
Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов:
– на ведущий вал насаживают мазеудерживающие кольца и шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до 80–100°С;
– в ведомый вал закладывают шпонку 12 х 8 х 30 и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную втулку, мазеудерживающие кольца и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле.
Собранный ведомый вал укладывают в основание корпуса редуктора и надевают корпус, покрывая предварительно поверхности стыка основания и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают корпус на основание с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепящие основание к корпусу.
|
После этого собранный ведущий вал укладывают в корпус и надевают крышку, покрывая предварительно поверхности стыка спиртовым лаком, центруют крышку; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу. В подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку, ставят крышки подшипников с комплектом металлических прокладок для регулировки.
Перед постановкой сквозных крышек в проточки закладывают войлочные уплотнения, пропитанные горячим маслом. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышки винтами.
Далее на конец ведомого вала в шпоночную канавку закладывают шпонку10 х 8 х 36, устанавливают звёздочку и закрепляют её торцовым креплением; винт торцового крепления стопорят специальной планкой.
Затем ввёртывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и пробку маслозаливного отверстия.
Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстиекрышкой с прокладкой из технического картона; закрепляют крышку болтами, вкручивают пробку – отдушину.
Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
01.2015.2-74 0601.1.13.1мб.00.ПЗ |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
01.2015.2-74 0601.1.13.1мб.00.ПЗ |
Определяем металлоёмкость редуктора
(63) |
где – сила тяжести редуктора. Определяется по графику
|
(рисунок 4.1 [1]).
Для межосевого расстояния
Вращающий момент на ведомом валу Т2 = 73,2 Н·м.
Тогда
Поскольку то условие экономичности соблюдается.
Масса редуктора
ЛитератураОсновная
1. Б.Ф. Бруев Курсовое проектирование деталей машин/Минск 2012 г.
2. Скойбеда, А. Т. Детали машин и основы конструирования: учебник / А. Т. Скойбеда, А. В. Кузьмин, Н. Н. Макейчик; под общ. ред. А. Т. Скойбеды. – 2-е изд., перераб. – Мн.: Выш. шк., 2006. – 560 с.
3. Дунаев, П. Ф. Детали машин. Курсовое проектирование / П. Ф. Дунаев, О. П. Леликов. – М.: Выш. шк., 1990. – 399 с.
4. Детали машин и основы конструирования / под ред. М. Н. Ерохина. – М.: КолосС, 2005. – 462 с.
5. Конышева, Г. В. Техническое черчение / Г. В. Конышева. – М.: Дашков и Ко, 2006. – 306 с.
6. Куликов, В. П. Инженерная графика / В. П. Куликов, А. В. Кузин, В. М. Демин. – М.: Форум-Инфра, 2006. – 365 с.
Дополнительная
1. Ананко, А.А. Методика проектированиия одноступенчатого цилиндрического зубчатого редуктора. – Мн.: УМК, 1987. – 152 с.
2. Куклин, Н. Г. Детали машин/ Н. Г. Куклин, Г. С. Куклина. – М.:Выш. шк., 1987. – 383 с.
3. Чернилевский, Д. В. Курсовое проектирование деталей машин / Д. В. Чернилевский. – М.: Выш. шк., 1981. – 160 с.
4. Подшипники качения: кат, 004.Р. Основная программа. – ООО «BiRing», 1998. – 302 с.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
01.2015.2-74 0601.1.13.1мб.00.ПЗ |