ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Я. А. КОМЕНСКОГО




Таблица 1 ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Во всех учебных заведениях преподавание велось на латинском языке

Церковные школы Светское образование Университеты Обучение горожан и селян
• монастырские – внешние (для мирян) и внутренние; • кафедральные; • приходские . Срок обучения не устанавливался, возраст – тоже. Социальное положение:сначала ученики были дети духовенства, потом – все остальные. Метод- механическое запоминание. Содержание: -- чтение молитв; -- церковное пение; -- письмо. В монастырской школе повышенного типа – «7 свободных искусств». Высшая кафедральная (или соборная) – «7 свободных искусств»+ древняя философия, богословие, позже введены: астрономия, медицина Идеал монашества:целомудрие, бедность, послушание.   Цель воспитания старшего сына феодала – воспитание рыцаря: до 7 лет – в семье; до 14 лет– в замке сюзерена в роли пажа на женской половине; с 14 лет– оруженосец сюзерена; с 21 года– рыцарь. • Содержание «семи рыцарских добродетелей»: верховая езда, плаванье, фехтование, охота, шахматы, владение копьём, мечом, щитом; умение слагать и петь стихи. В условиях распада большинства государств Зап. Европы на множество враждебных феодальных владений военная подготовка рыцаря приобретала важнейшие практическое значение. Телорыцаря принадлежит сюзерену, душа – Богу, сердце – даме.Отсюда воспитание дворянина: основы любви, войны и религии. Начало любви: вежливость, доброта, великодушие, этикет, витиеватая речь, воздержанность от гнева, лени, чревоугодия. Умственное воспитание было ничтожным. Религиозное – с самого начала пребывания в замке сюзерена. На последней стадии развития рыцарства были введены в подготовку рыцаря начала экономики, детей отдавали на выучку ремесленникам, учили читать и писать. Для следующего сына:семья→монастырская школа→уход в священнослужители или университет. Женское воспитание:в семье→монастырские школы→возвращение в семью или уход в монахини. Возникли в конце XΙΙ в. Факультеты: •подготовительный(артистический) - «7 свободных искусств», 6-7 лет, магистр; •богословский – 5-6 лет, доктор наук; •юридический– 5-6 лет, доктор наук; •медицинский – 5-6 лет, доктор наук; Вид занятий: • лекции, диспуты.   Цеховые школы – для детей ремесленников. Образовательный путь: мастер, подмастерье, ученик. Для включения подмастерья в число полноправных мастеров он должен был: изготовить «шедевр» (образцовую работу), сдать устный экзамен; уплатить взнос за приём в цех, устроить угощение для членов цеха, совершить пешком образовательное путешествие. Гильдейские школы – для детей купцов. Позже эти школы превратились в начальные городские школы, содержавшиеся магистратами. На селе: приходские школы и раннее включение в трудовую деятельность.

Таблицы 2

ЯН АМОС КАМЕНСКИЙ (1592-1670), чешский педагог-гуманист, общественный деятель, педагог-философ, увидевший в воспитании подрастающего поколения предпосылку дальнейшего прогресса человечества.

Истоки формирования мировоззрения   Цель воспитания     Где осуществляется воспитание?   Чему учить детей в школах?   Как учить? Учение Фрэнсиса Бекона. Античная философия и литература. Ф.Рабле. Борьба чешского народа за независимость. Был членом общины «Чешские братья»; ученик, позже учитель «братской» школы, священник, епископ. Много ездил по Европе. Пансофия – учение о мире и человеческом обществе – легла в основу пед. учения Каменского.   Познание себя и окружающего мира, управление собой, стремление к соединению с Богом, но и подготовка к деятельности в земной жизни. В школах: общешкольный план + классно-урочная организация + учёба с 6 лет + запрет пропускать уроки + поверки знаний (поурочные, дневные, недельные и т.д.); экзамены + учебники для каждого класса.   Учить надо всему, но «все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста»: 1 ступень – «материнская школа» - должна развивать внешние чувства; 2 ступень – «школа родного языка (с 6 до 12 лет) – внутренние чувства (воображение, память, речь и ручную активность); 3 ступень – «латинская школа» (от 12 до 18 лет) с её склонностью к умственному труду: учит понимать причинные связи и развивает способность к суждениям; 4 ступень – «академия» - воспитывает волю. Три факультета в академии: 1) богословский; 2) юридический; 3) медицинский.   Великая дидактика + Видимый мир в картинках – сперва вещь, потом слово. Новейшая метода языков – сначала родной язык, потом латынь.

Золотое правило дидактики: «Всё, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами»

«Считай несчастным тот день, в котором ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Я. А. КОМЕНСКОГО

Основные произведения Основные идеи Нравственное воспитание Умственное воспитание Значение
Открытая дверь языков всех наук;   Великая дидактика;   Всеобщий совет об исправлении человеческих дел;   Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках;   Материнская школа;   Законы хорошо организован-ной школы. Всеобщее обучение– в школах родного языка должны учится все: и знатные и незнатные, богатые и бедные, мальчики и девочки во всех городах и сёлах. Классно-урочная система. Идеи дисциплины,без которой не может быть хорошо организованной школы. Понятие школьного года, введение четвертей, каникул, организация учебных занятий, чёткое распределение содержания всех видов школьной работы по годам, месяцам и дням обучения, классы с постоянным составом учеников, учебный год со строго фиксированным началом и концом. Дидактические принципы: 1. Правильное воспитание должно сообразовываться с природой – природосообразность. 2. Последовательность преподавания предметов. 3. Наглядность – обучение начинать с вещей, явлений, примеров. 4. Систематичность обучения – не делать скачков в обучении. 5. Сознательность учения – не предлагать для памяти того, что не понятно рассудкам. 6. Посильность – учитывать возможности учащихся. 7. Прочность обучения – не спешить, а медленно идти вперёд. Учитель: должность учителя «настолько превосходна. Как никакая другая под солнцем»; должен «увлекать учеников благим примером», быть честным, деятельным, настойчивым, высоконравственным, безгранично любить своё дело, быть отцом учащимся, учитывать и будить интерес детей к учению. 4 добродетели нравственного воспитания: 1) мудрость, 2) умеренность, 3) мужество, 4) справедливость.   Мудрость является руководительницей добродетельной жизни. Нужно развивать: скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность, аккуратность, вежливость, почтительность к старикам, трудолюбие.   Средства нравственного воспитания: 1) пример родителей, учителей, товарищей; 2) наставления, беседы; 3) упражнения в нравственном поведении Умственное воспитание– это познание себя и окружающего мира. Во всём сообразуется с природой. Обязательное изучение:   • грамматика,   • физика,   • математика,   • этики,   • диалектики,   • риторики. 1. Оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всём мире.   2. Написал большое количество учебников, явившихся образцом для создания учебников во всём мире.   3. Выдвинул много прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы.   4. Разработал теоретические основы классно-урочной системы и организации школы.   5. Разработал теорию дошкольного воспитания    

 

Таб.3

Песталоцци Генрих Иоанн (1746—1827) швейцарский педагог-демократ Образование получил в родном городе, в начальной, потом в латинской средней школе и, наконец, в высшем учебном заведении гуманитарного направления. Вступил в кружок патриотов, вследствие чего подвергся кратковрем. аресту властями. Члены кружка занимались разоблачением должностных лиц, которые злоупотребляли властью и притесняли народ, В 1774 г. в Нейгофе он организовал “Учреждение для бедных”, в котором собрал несколько десятков бедных детей разных возрастов. Он был вынужден закрыть его в 1780 г. В последующие годы П написал социальный романы “Лингард и Гертруда”. В 1792 г. П. был удостоен Законодательным собранием революционной Франции почетного звания французского гражданина как человек, служивший делу Свободы. В Швейцарии в 1798 г. правительство поручило Песталоцци руководство детским приютом в местечке Станц. В школе для малолетних детей г. Бургдорфа Песталоцци разработал теорию элементарного образования. С осени 1800 г. в Бургдорфе под руководством Песталоцци был открыт институт, в котором объединились средняя школа с интернатом и учреждение для подготовки учителей. В 1818 г. Открыл школу для бедных, которая должна была готовить и народных учителей, но школа вскоре прекратила свое существование. Вернулся в Нейгоф, где написал свое последнее произведение “Лебединая песня”, в котором сожалел о несбывшихся надеждах вывести народ из темноты и бедности. Также им были написаны получившие широкую известность книги “Как Гертруда учит своих детей”, “Книга матерей”, “Письмо к другу о пребывании в Станце”.   Общая цель воспитания — проявление в детях “истинной человечности”, которая достигается путем гармонического развития у каждого ребенка всех его природных сил и способностей. Отводил большое место подготовке детей низших сословий к предстоящей им деятельности, но вместе с тем подчеркивал, что это всегда должно быть подчинено высшей цели — формированию человека. Воспитание должно носить природосо-образный характер, т. е. строиться в соответствии с детской природой. Полагал, что природным силам и задаткам ребенка присуще стремление к развитию. Задача воспитания заключается в том, чтобы путем правильно составленной системы упражнений содействовать этому развитию. Обеспечить гармоническое развитие ребенка в полном согласии с его природой он рассчитывал посредством разработанной им теории элементарного образования, которая включает физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание (приобретение элементарных знаний), причем все эти стороны воспитания П. считал необходимым осуществлять в тесной связи и взаимодействии. В основе теории элементарного образования лежит требование начинать воспитание ребенка с простейших элементов, постепенно и последовательно подходить ко все более сложному.   Цель физического воспитания: развить все природные физические задатки ребенка. На основе естественного физического воспитания, полученного ребенком в семье, Песталоцци строил всю последующую систему школьной “элементарной гимнастики”. Предлагал учителям упражнять и развивать физические силы ребенка путем выполнения простейших движений, которые он производит когда ходит, ест, пьет, поднимает тяжести Цель нравственного воспитания: в развитии у детей деятельной любви к людям. Простейшим элементом нравственного воспитания считал любовь ребенка к матери Заботы матери порождают у него благодарность и любовь к ней, которые приводят к установлению тесной духовной связи межу/ ними. В дальнейшем нравственное воспитание ребенка осуществляется в школе, Нравственное воспитание тесно связано с религиозным. Объявил наглядность высшим принципом обучения. Установил простейшие элементы всякого знания, усваивая которые человек познает мир. Весь процесс начального обучения Песталоцци строил на основе постепенного и последовательного перехода от элементов к целому, т. е. индуктивным путем. Песталоцци — замечательный педагог-энтузиаст, посвятивший себя воспитанию детей трудящихся. Он глубоко сочувствовал угнетенному народу, но не мог найти правильных путей для облегчения его бедствий. Стремясь оказать действенную помощь крестьянам, он все силы отдал делу воспитания их детей. Педагогическая деятельность Песталоцци, его теория гармонического, природосообразного развития сил и способностей детей, его теория элементарного образования, соединения обучения с производительным трудом оказали огромное положительное влияние на дальнейшее развитие теории и практики общественного и семейного воспитания.  
 

 

Табл.4

ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПЕДАГОГ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: