КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ (1823 – 1870)
| Педагогическая деятельность
| Дидактика Ушинского
| Урок и методы обучения
| Учебные книги
| Учитель
| | 1854 г. – инспектор Гатчинского сиротского института.
1857-1858 гг. – статьи:
О пользе пед. лт-ры,
О народности в общественном воспитании, три элемента школы.
1859 г. – инспектор классов смольного института благородных девиц.
1861 г. – хрестоматия по русс. Яз. Детский мир
1860-1861 гг. – редактировал «Журнал министерства народного просвещения», статьи: Родное слово, Проект учительской семинарии.
1862 г. – уволен из Смольного института, уехал за границу.
1864-1870 гг. – книга для классного чтения Родное слово, метод. руководство к ней.
1867-1869 гг.– психолого-пед. сочинение Человек как предмет воспитания (опыт пед. антропологии), т. 1-2.
| Принцип посильности – учебный материал должен соответствовать возрасту обучаемого.
Принцип последовательности – изучение предметов должно быть постепенным: от лёгкого к более трудному, последующий материал основывается на знании предыдущего.
Принцип наглядности – мышление детей - наглядно-образное, поэтому обучение должно строится не на отвлечённых словах и представлениях, а на конкретных образах.
Осмысленность, основательность и прочность усвоения: изучаемый материал дети должны понять, осмыслить; этот материал должен многократно закрепляться и повторяться; учитель должен добиваться прочных знаний.
| Необходимо:
1) твёрдый состав уч-ся в классе;
2) твёрдое расписание;
3) фронтальные занятия со всеми учащимися класса в сочетании с индивидуальными занятиями.
Виды учебных занятий на уроках:
• сообщение новых знаний,
• упражнения,
• повторение,
• учёт знаний,
• письменные работы учащихся.
Приёмы, используемые на уроке:
- самостоятельная работа учащихся;
- перемена занятий и разнообразие методов;
- объяснительное чтение;
- звуковой метод обучения чтению.
|
Родное слово – для первоначального обучения, начиная с букваря.
Главное внимание – русс. яз. в связи с развитием мышления детей и расширением запаса их представлений об окружающем мире.
Детский мир – для учащихся более старших (примерно 3 и 4 годы обучения). Сообщение знаний по естествознанию и географии.
| Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем.
- Любить свою профессию.
- Относиться с чувством ответственности к делу воспитания.
- Знать педагогику и психологию.
- Обладать пед. мастерством и педагогическим тактом.
|
| Идея
народности
воспитания
| Место родного
языка в воспитании и
обучении
| Психологические
основы воспитания и
обучения
| Пути и средства
нравственного
воспитания
| Основы теории
дошкольного
воспитания
| |
Система воспитания
детей в каждой стране
связана с условиями
исторического развития
народа, с его нуждами и
потребностями.
Система воспитания,
построенная в соответ-
ствии с потребностями
народа, развивает в
детях ценные психоло-
гические черты и
моральные качества:
патриотизм, нацио-
нальную гордость,
любовь к труду.
С раннего возраста
надо усваивать народ-
ную культуру, родной
язык, знакомиться с
произведениями
устного народного
творчества.
|
Родной язык составляет
предмет главный, центральный.
Воспитание в семье, детском
саду, в школе – на родном языке.
Мысль и язык в неразрывном
единстве.
Родной язык – энциклопедия
Народной жизни.
|
Строить воспи-
тательную
работу с учётом
возраста и
психологических
особенностей
ребенка.
Изучать ребёнка
систематически.
Знание физио-
логии и психоло-
гии необходимо
для успешного
воспитания.
Психологические
основы
дидактики:
развитие активного
внимания,
сознательной
памяти, закрепление
путём повторения
|
Цель – воспитание
нравственного
человека.
Важнейшее
средство: обучение.
Пути: убеждение,
формирование
привычек, пример
воспитателя:
только личностью
можно воспитать
личность
(вредна частая
смена воспитателей),
формирование
нравственных
представлений о
роли и значении
труда в истории
общества и
развития человека.
|
Народность. Самостоя-
тельная деятельность.
Игры. Воображение –
онова игры. Минимум
вешательства.
Широкое использова-
не народных игр.
Природа. Воспита-
ние ею и формирование бережного отношения.
Эстетическое
воспитание, пение,
рисование, народное
творчество.
Игрушки. Лучшая
Игрушка – та, которая
Может изменяться.
Воспитание должно
быть не преждевре-
менным и не запаз-
дывающим.
|
|
Поиск по сайту:
|