Педагогическая деятельность | Дидактика Ушинского | Урок и методы обучения | Учебные книги | Учитель |
1854 г. – инспектор Гатчинского сиротского института. 1857-1858 гг. – статьи: О пользе пед. лт-ры, О народности в общественном воспитании, три элемента школы. 1859 г. – инспектор классов смольного института благородных девиц. 1861 г. – хрестоматия по русс. Яз. Детский мир 1860-1861 гг. – редактировал «Журнал министерства народного просвещения», статьи: Родное слово, Проект учительской семинарии. 1862 г. – уволен из Смольного института, уехал за границу. 1864-1870 гг. – книга для классного чтения Родное слово, метод. руководство к ней. 1867-1869 гг.– психолого-пед. сочинение Человек как предмет воспитания (опыт пед. антропологии), т. 1-2. | Принцип посильности – учебный материал должен соответствовать возрасту обучаемого. Принцип последовательности – изучение предметов должно быть постепенным: от лёгкого к более трудному, последующий материал основывается на знании предыдущего. Принцип наглядности – мышление детей - наглядно-образное, поэтому обучение должно строится не на отвлечённых словах и представлениях, а на конкретных образах. Осмысленность, основательность и прочность усвоения: изучаемый материал дети должны понять, осмыслить; этот материал должен многократно закрепляться и повторяться; учитель должен добиваться прочных знаний. | Необходимо: 1) твёрдый состав уч-ся в классе; 2) твёрдое расписание; 3) фронтальные занятия со всеми учащимися класса в сочетании с индивидуальными занятиями. Виды учебных занятий на уроках: • сообщение новых знаний, • упражнения, • повторение, • учёт знаний, • письменные работы учащихся. Приёмы, используемые на уроке: - самостоятельная работа учащихся; - перемена занятий и разнообразие методов; - объяснительное чтение; - звуковой метод обучения чтению. | Родное слово – для первоначального обучения, начиная с букваря. Главное внимание – русс. яз. в связи с развитием мышления детей и расширением запаса их представлений об окружающем мире. Детский мир – для учащихся более старших (примерно 3 и 4 годы обучения). Сообщение знаний по естествознанию и географии. | Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем. - Любить свою профессию. - Относиться с чувством ответственности к делу воспитания. - Знать педагогику и психологию. - Обладать пед. мастерством и педагогическим тактом. |
Идея народности воспитания | Место родного языка в воспитании и обучении | Психологические основы воспитания и обучения | Пути и средства нравственного воспитания | Основы теории дошкольного воспитания |
Система воспитания детей в каждой стране связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. Система воспитания, построенная в соответ- ствии с потребностями народа, развивает в детях ценные психоло- гические черты и моральные качества: патриотизм, нацио- нальную гордость, любовь к труду. С раннего возраста надо усваивать народ- ную культуру, родной язык, знакомиться с произведениями устного народного творчества. | Родной язык составляет предмет главный, центральный. Воспитание в семье, детском саду, в школе – на родном языке. Мысль и язык в неразрывном единстве. Родной язык – энциклопедия Народной жизни. | Строить воспи- тательную работу с учётом возраста и психологических особенностей ребенка. Изучать ребёнка систематически. Знание физио- логии и психоло- гии необходимо для успешного воспитания. Психологические основы дидактики: развитие активного внимания, сознательной памяти, закрепление путём повторения | Цель – воспитание нравственного человека. Важнейшее средство: обучение. Пути: убеждение, формирование привычек, пример воспитателя: только личностью можно воспитать личность (вредна частая смена воспитателей), формирование нравственных представлений о роли и значении труда в истории общества и развития человека. | Народность. Самостоя- тельная деятельность. Игры. Воображение – онова игры. Минимум вешательства. Широкое использова- не народных игр. Природа. Воспита- ние ею и формирование бережного отношения. Эстетическое воспитание, пение, рисование, народное творчество. Игрушки. Лучшая Игрушка – та, которая Может изменяться. Воспитание должно быть не преждевре- менным и не запаз- дывающим. |