Виды профессиональной деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет педагогики, психологии и социальных наук

(наименование факультета, реализующего ОПОП)

 

 

Утверждаю:

Декан факультета

А.Б. Тугаров

(Подпись)   (Фамилия,инициалы)

«_____» __________________________ 201 г.

 

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

И ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ГИА

Направление подготовки (специальность) 040100 Социология

(код, наименование направления подготовки)

Профиль подготовки /специализация Социология социальной сферы

(наименование профиля подготовки)

 

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

 

Пенза, 2014


СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Цели государственной итоговой аттестации, виды аттестационных испытаний выпускников направления подготовки 040100 Социология

1.2 Виды профессиональной деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности

1.3 Компетенции, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы, и соответствующие виды государственных аттестационных испытаний

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

2.1 Требования к структуре и содержанию ВКР по направлению подготовки 040100 Социология

2. 2 Требования к оформлению выпускных квалификационных работ

2.3 Порядок представления ВКР к защите

2.4 Порядок защиты выпускных квалификационных работ

2.5 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на защите выпускной квалификационной работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Цели государственной итоговой аттестации, виды аттестационных испытаний выпускников направления подготовки 040100 Социология

В соответствии со статьей 59 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», государственная итоговая аттестация, завершающая освоение основных профессиональных образовательных программ, является обязательной.

Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология.

Государственная итоговая аттестация выпускников ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» по основной профессиональной образовательной программе ВПО по направлению 040100 Социология состоит из одного аттестационного испытания - защиты выпускной квалификационной работы.

Виды профессиональной деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности выпускника включает: изучение социального, экономического, политического и духовного состояния общества, закономерностей и тенденций его развития социологическими методами.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: социальные процессы и структуры на макро- и микроуровнях, социальные общности и социальные отношения внутри этих общностей и между ними, общественное сознание, а также результаты и способы воздействия на них.

Виды профессиональной деятельности выпускника:

Бакалавр по направлению подготовки 040100 Социология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

- научно-исследовательская деятельность (осуществление последовательности действий, направленных на получение нового знания об объектах профессиональной деятельности);

- производственно-прикладная деятельность (оценка результативности и последствий социальной и экономической политики, социальная экспертиза; просветительская, информационная и консультационная работа в органах власти и управления, учреждениях образования, культуры, здравоохранения, а также в области социальных коммуникаций и других областях профессиональной деятельности);

- проектная деятельность (диагностика, планирование и оценка текущих показателей, характеризующих объекты профессиональной деятельности; анализ соотношения текущих и целевых показателей и разработка мер по его оптимизации с учётом доступных ресурсов, создание информационной базы для мониторинга проектной деятельности);

- организационно-управленческая (во всех областях профессиональной деятельности);

- педагогическая деятельность.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Задачи профессиональной деятельности выпускника.

Бакалавр по направлению подготовки 040100 Социология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

научно-исследовательская деятельность:

участие в подготовке и проведении фундаментальных и прикладных социологических исследований на этапах планирования, сбора, обработки и анализа данных;

обработка социальной, демографической, экономической и другой релевантной эмпирической информации с привлечением широкого крута источников на основе использования современных информационных технологий, средств вычислительной техники, коммуникаций и связи;

участие в подготовке обзоров и аннотаций;

интерпретация данных социологических исследований, другой эмпирической информации с использованием объяснительных возможностей социологической теории;

участие в подготовке отчетов, аналитических записок, профессиональных публикаций, информационных материалов по результатам исследовательских работ;

участие в представлении результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;

проектная деятельность:

участие в разработке методического инструментария, нормативных документов, информационных материалов для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой проектной деятельности;

участие в разработке и проведении исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений;

участие в разработке, реализации и распространении результатов проектов по изучению общественного мнения;

научно-методическое, техническое и информационное обеспечение маркетинговых исследований для различных целевых аудиторий, участие в разработке рекомендаций для маркетинговых служб;

производственно-прикладная деятельность:

поддержание нормативно-методической и информационной базы исследований с целью разработки и успешной реализации программ социального развития предприятий, учреждений, территорий и иных общностей;

идентификация потребностей и интересов социальных групп, предложение механизмов их согласования между собой и с социально-экономическими приоритетами развития социальных общностей (трудовых коллективов, территориальных общностей);

изучение актуальных проблем социального характера на предприятиях и в организациях; разработка мероприятий, направленных на решение социальных проблем;

разработка рекомендаций по совершенствованию форм организации труда на предприятиях и в учреждениях, улучшению условий трудовой деятельности;

анализ изменений кадрового состава предприятий и учреждений, профессионально-квалификационного и демографического состава работающих;

распространение социологических знаний, консультирование работников органов управления, предприятий, учреждений и организаций при решении социальных вопросов;

организационно-управленческая деятельность:

формирование и анализ информационных массивов, обеспечивающих мониторинг социальной сферы, разработку мер управленческого воздействия на неё и оценку эффекта управленческого воздействия, в том числе аудит источников информации с целью оценки их необходимости, достаточности и достоверности;

участие в организации управленческих процессов в органах власти и управления, органах местного самоуправления, административно-управленческих подразделениях организаций и учреждений;

участие в организации и поддержании коммуникаций с научно-исследовательскими учреждениями и информационно-аналитическими службами по вопросам обмена информацией, научного консультирования и экспертизы;

педагогическая деятельность:

подготовка и проведение занятий по социологии, обществознанию и другим социально-гуманитарным дисциплинам в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования;

подготовка учебно-методической документации по обществоведческим курсам.

Компетенции, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы, и соответствующие виды государственных аттестационных испытаний

В результате освоения ОПОП ВО бакалавриата по направлению 040100«Социология», профиль «Социология социальной сферы» выпускник должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1) – контролируется на ГИА;

умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2) – контролируется на ГИА;

готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6) – контролируется на ГИА;

умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7) – контролируется на ГИА;

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9) – контролируется на ГИА;

способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10) – контролируется на ГИА;

способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11) – контролируется на ГИА;

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-1 2);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13) – контролируется на ГИА;

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);

владением иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации (ОК-15);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-16);

владением средствами самостоятельного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17).

б)профессиональными, в том числе (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1) – контролируется на ГИА;

способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2) – контролируется на ГИА;

способностью и готовностью участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3) – контролируется на ГИА;

в производственно-прикладной деятельности:

способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5) – контролируется на ГИА;

способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6);

в проектной деятельности:

способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-7);

умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8) – контролируется на ГИА;

способностью и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9);

в организационно-управленческой деятельности:

Способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10);

способностью использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11);

в педагогической деятельности:

способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин) (ПК-12).

в) профильно-специализированными (СК):

готовность организовывать прогнозирование и проектирование процессов в социальной сфере региона (СК-1)

готовность составлять рекомендации по совершенствованию социальной политики региона (СК-2)

способность использовать теоретические знания, практические умения и навыки для оценки общественного мнения по оценке социальной политики в регионе (СК-3)

способность использовать теоретические знания, практические умения и навыки для целенаправленного формирования общественного мнения в области социальной политики региона (СК-4)

 

Компетенции, контролируемые на ГИА:

Код компетенции Содержание компетенции Показатели для контроля сформированности компетенции Примечание (субъект контроля)
ОК-1 Способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения организация теоретического и прикладного исследования в рамках работы над ВКР руководитель
содержание ВКР, в том числе - введения и заключения, реферат   руководитель, члены ГЭК
ОК-2 Умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь Содержание ВКР в целом руководитель, члены ГЭК
Выступление на защите ВКР члены ГЭК
ОК-6 Стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации сложность и новизна темы руководитель, члены ГЭК
степень инновационности применяемых методов руководитель, члены ГЭК
степень самостоятельности в принятии решений в процессе работы руководитель
наличие значим теоретических и прикладных результатов руководитель, члены ГЭК
наличие справок о внедрении результатов работы члены ГЭК
ОК-7 Умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков процесс работы над ВКР руководитель
защита ВКР члены ГЭК
ОК - 9 Способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач содержание ВКР, в том числе - введения и заключения, реферат руководитель, члены ГЭК
ОК -10 Способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы обоснование актуальности темы члены ГЭК
ОК -11 Способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования Постановка целей и задач исследования, выбор методов исследования руководитель
адекватность методов целей и задач исследования   члены ГЭК
ОК -13 Владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией Постановка целей и задач исследования, выбор методов исследования руководитель
адекватность методов целей и задач исследования члены ГЭК
ПК-1 Способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования содержание теоретической части руководитель
полнота освещения теоретико-методологических подходов к анализу выбранной темы, обоснованность выбранного в работе теоретического подхода, последовательность его применения в работе. члены ГЭК
ПК-2 Способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий Содержание ВКР, качество презентации руководитель
Презентация ВКР члены ГЭК
ПК-3 Способностью и готовностью участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории Качество оформления ВКР, соблюдение всех требований нормоконтроля, руководитель, нормоконтролер
Умение обосновывать выводы по результатам исследования руководитель, члены ГЭК
    Умение отстаивать свою точку зрения, защищать свои выводы члены ГЭК
ПК-5 Умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп Постановка целей и задач исследования, выбор методов исследования руководитель
адекватность методов целей и задач исследования члены ГЭК
ПК-8 Умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций Полнота, обоснованность и практическая ценность рекомендаций руководитель, члены ГЭК

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: