Пояснительная записка
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказывается на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. Увеличивается число неработающей и неучащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. При сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство. Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности.
Программа по профориентации «Выбери свое будущее» определяет содержание и основные направления работы в школе. Программа представляет комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения обучающихся.
В школе обучаются дети с ОВЗ. Программа предусматривает работу с детьми этой категории. Она заключается в выявлении их профессиональных интересов, в определении будущей сферы их деятельности, знакомства с перечнем профессий, отвечающих интересам, склонностям, возможностям и состоянию здоровья каждого из них. Профориентационная работа заключается в том, чтобы помочь детям с ОВЗ и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего.
|
Цели и задачи программы
Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.
Задачи:
1. Cоздать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность;
2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся;
3. Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, о их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки;
4. Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения школьников.
Принципы реализации программы
1. Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной 9-й класс.
- Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
- Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
- Взаимосвязь школы, семьи, службы занятости, профессиональных учебных заведений, предприятий.
Этапы реализации программы
|
I. Проектный
Цель: подготовка условий профориентационной работы
Задачи:
- Изучить нормативную базу;
- Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся;
- Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы;
- Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II. Практически - аналитический
Цель: реализация программы по профориентации.
Задачи:
- Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;
- Обогащать содержание профпросвещения;
- Развивать ученическое самоуправление;
- Разработать методические рекомендации по профориентации;
- Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями города;
- Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- Проводить мониторинг реализации программы;
- Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.
- Обобщить результаты работы школы;
- Провести коррекцию затруднений в реализации программы;
- Спланировать работу на следующий период.