Современные проблемы философии религии.
Лекция 1.
Пособия по данному предмету: Шохин «Философия религии и ее исторические формы». Гайденко Пиама Павловна. Леонид Успенский. Флоровский. Владимир Кантеров.
в курсе, который скорее всего будет рассчитан на 2 года будет 7 обширных тем:
1) О природе философии религии
2) О природе религиозности
3) Христианская антропология
4) Естественное богословие
5) Трансгуманизм
6) Биоэтика
7) Дочитывать то, что не закончили на предыдущем курсе социального богословия
Философия и религия
В православном сознании философия – мудрование, искушение. Имеет некое основание; 2 сферы философии и религии связаны сами по себе, но в то же время и отличается весьма четкими критериями. Что мы можем противопоставить? Религия – определенная истина, которая догматически исповедуется, приоритет веры без умствований, вероучительные истины, в большинстве своем не доказуемы, а просто даны, и, что самое важное – не обсуждаются. Стараемся принимать как Божественное Откровение.
Философия же, сама по себе, имеет правило, во всем сомневаться, все испытывать, во всем видеть не догмат, а видеть лишь проблему и предмет критического исследования. Философ ищет истину, а у нас истина дана.
Свобода – условное понятие. У философов свобода – абсолютный самодостаточный феномен, а в религиозном плане всего лишь «под Богом ходящие». Наша свобода трансформируется в Предание Богу своей свободы – «Послушание превыше поста и молитвы».
Форма, которая сталкивается с философским дискусом…
Каким образом философия и религия могут уживаться? Определенные основания для такого отношения есть..
Завязки этой проблемы: 2 вида: познание Бога в истине (Священное Писание) и в окружающем мире.
Раньше, в советское время, все открещивались от философии, говорили, что ей вообще нет места среди наук. Сейчас же все изменилось, изменилось отношение к философии.
Границы и правила философии религии и происхождения (Шохин).
5 типов определения философии религии:
- Синкритический подход (соединенный без взаимопроникновений)
Философия религии как единство разных дискурсков. Представители этого направления: Боголюбов Н. «Философия религии», где он подразумевает под ней 2 значения:а) собственно религиозной философии, мировоззрения, хотя и в изложенных философских терминах имеющих основание собственно религиозных. Здесь нужно четко видеть разницу: собственная философия, собственная религия, философско-религиозная трактовка – они имеют свои оттенки. Б) философская наука о религии – наука, ставящая себе цель исследование самой религии, как целое. Представители другие: Кирьелева Ю.А. «Современная западная философия религии». Каначев «Философия». Антонов К.Н. Гуревич П.С.
– Философия религии как философское богословие.
Последователи этого понимания представляют, что не сама религия составляет основную тему этой дисциплины, но духовные основания жизни. Это понимание уже близко к православному. Предмет должен истолковываться именно как духовные основы жизни. Перечень авторов: Пивоваров Д.В., который написал «Дух, душа и смысл жизни человека». Философия религии (1993). Усачев А.В. «Различия в предмете исследования философии религии и религиозной философии» (2004). Назаров В.Н. «Систематическая философия в вопросах и ответах» (1999). Василенко Л.И. «Введение в философию религии».
- Философия религии как философское изучение религии.
Более широкое понимание, нежели 2-я подгруппа. Более широкий аспект. Культурологический. Идея: религиозная философия должна заниматься изучением религии. Принадлежат к этому направлению: Пивоваров Д.В. Тульпе И.А. «История религии для философии религии» (2004). Грюнов В.П. Кантеров И.Я. «Философия религии и религиоведение» (2006). Пиркин А.Г. Митрохин Л.Н. «Философия религии: новые перспективы» (2003).
- Философия религии как раздел религиоведения
Широкий подход. Входят области не только философского дискурса. Цель: философия религии, его философского содержания, располагающееся впереди социологии, психологии, герменевтики и истории религии. Эти все области так или иначе затрагиваются при изучении предмета. Последователем данной группы: Яблоков И.Н. «Основы теоретического религиоведения». Протод. Андрей Кураев, который пишет «что философия религии должна найти свое место и иметь широкой религиоведческий синтез философия-религия».
- (Предлагает сам Шохин) Философия религии как метатеория наук о религии. Он его предложил в своем альманахе «Исторический генезис философии религии. Проблемы и ее наиболее вероятные решения» (2007). Он считает, что философия религии должна представлять собой иерархию методологических задач. Какие задачи? 3 задачи: 1) систематизация понятий, критика суждений и верификация (дословное исследование) умозаключений как религиоведческого, так и богословского содержания. 2) демаркация компетенции философского дискурса и философии религии и религиоведения и иерархической расположенности – определить, что и к чему относится – философия религии, религиоведение, теология – что важнее. 3) методологические задачи, которые Шохин выставляет- уточнение предметной структуры и эпистимически легетимных программ в совокупности с остальными смежными регионами знания. Шохин считает, что это все находится в стадии становления – уточнить структуру этого строения предметно в законах значимых, расшифровать их в познавательных законно устоявшихся в совокупности с остальными смежными регионами знания. Культура гуманитарная и ее надо уточнить. Задача: проанализировать предмет на части и провести точные контуры.