Неблагополучными семьями




В работе с семьей социальный педагог должен опираться на положение об исключительном влиянии семьи на ребенка.

Семьи относятся к неблагополучным, если не могут обеспечить безопасного, обеспечивающего постоянный уход за ребенком окружения. Такие семьи привыкли жить в ситуации кризиса и не имеют мотивации к изменениям в лучшую сторону.

Под неблагополучными семьями понимаются семьи, в которых наблюдаются социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, постоянный психологический надрыв, подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих и т.д. Эти семьи характеризуются следующими чертами поведения:

– не соблюдают договоренность о заранее запланированной встрече, консультации со специалистом;

– не способны говорить связно ни о себе, ни о других;

– подозрительны к людям, недоверчивы;

– обладают низким уровнем знаний и практических умений по воспитанию ребенка;

– несостоятельны в жизни и непрактичны;

– постоянно испытывают нужду в чем-либо;

– присутствует состояние озлобленности с проявлениями насилия, жестокости, агрессии, причинения физического вреда.

Неблагополучные семьи можно разделить на три группы:

1. Семьи, в которых проблемы имеют незначительные проявления и находящиеся на начальной стадии неблагополучия.

2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.

3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей.

Возможна и следующая классификация неблагополучных семей:

– по количеству родителей (полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновитей);

– по количеству детей (малодетная, многодетная, бездетная);

– по материальному благополучию (малообеспеченная, среднеобеспеченная. хорошо обеспеченная);

– по социальным проблемам (безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, алкогольная, дезадаптивная, педагогически несостоятельная и т.п.).

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Асоциальные семьи — те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

Выявление семей, нуждающихся в помощи и реабилитации, должно происходить как можно раньше, чтобы ребенок не приобретал опыт асоциального поведения.

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и др. В окружении ребенок часто сталкивается с непониманием окружающих и оказывается в изоляции.

Успех усилий команды будет зависеть от её способностей сотрудничать, оценивать ситуацию, достигать договоренности с семьей. Процесс сотрудничества с семьей включает в себя:

– изучение обращений за помощью;

– обследование квартиры и условий проживания;

– выяснение общих проблем семьи, её особенностей;

– наблюдение за ответными реакциями родителей (молчат, рассказывают, ссорятся, агрессия, не доверяют и т.д.);

– знакомство с теми, кто уже помогает данной семье в настоящее время;

– влияние имевших место изъятий из семьи;

– изучение прошлого семьи;

– изучение особенностей личности членов семьи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: